Что возгорится из «Искры»?
По количеству заправок на душу населения Дагестан давно опередил все остальные регионы страны. Можно полагать, и все остальные страны мира тоже.
Посудите сами. Как свидетельствуют данные портала АвтоТрансИнфо (ati.su), в нашей республике 1180 заправок. Во всей многомиллионной Москве всего лишь на одну (!) заправку больше. В Московской области, в этом самом густонаселенном регионе страны, их не намного больше — полторы тысячи. У наших соседей в Ставропольском крае – 685. В большинстве регионов страны цифры по количеству заправок колеблются от 100 до 500. Что удивительно, во всем Дальневосточном федеральном округе чуть больше заправок, чем в одном Дагестане – 1270.
Хорошо это или плохо? Раньше, когда на заправочных станциях люди стояли часами, говорили: мечта любого водителя – чтобы заправки были в зоне видимости друг от друга. Так вот, эта мечта сбылась в одном отдельно взятом регионе страны.
Этим всем своим детищам владельцы заправок должны были дать имена. Самое простое – назвать заправку так же, как называется село, выходцем которого является владелец. Или назвать так же, как зовут его самого. Поэтому заправками «Мекеги», «Каякент», «Мурад» никого из дагестанцев не удивишь.
То ли дело приезжие. Они и в восторге от количества заправочных станций, и в недоумении – зачем их столько, и что означает то или иное название? В частности, гость нашей республики Денис Симонов (livejournal.com) пишет, что «местные АЗС порою настолько «своеобразны» и «оригинальны», что рука сама тянется к фотоаппарату, чтобы всё это великолепие сфоткать».
И выложил в сети фотографии дюжины заправок. Что немало удивило нашего гостя – эти заправки «сдобрены» лёгким местным «колоритом» в виде небольшой мечети или молитвенной/молебной комнаты в пристрое здания.
Больше всего гостя удивило, что мало заправок от официальных сетей, торговых брендов. Большинство из них местные дельцы одели в цвета сети заправок «Газпрома» и «Роснефти». И порою очень трудно отличить подделку от оригинала. «Например, – пишет гость, – даже я, зная о несметном местном количестве заправок-двойняшек, умудрился в метель зарулить на «газпромовский» «Терек» и пытался получить там скидку на топливо по газпромовской карте. Понятное дело – бесполезно».
Однако фаворитом по количеству неоригинальных «сетевиков» наш гость посчитал всё же жёлто-оранжевые цвета «Роснефти». «Видимо, из-за некой сложности быстрого (и правильного) прочтения названия данного бренда дагестанских вариаций на сию тему очень и очень много. Здесь вам и «Русьнефть», и «Росснефть» и даже «Осснефть» – это для особо слепых».
«Прокатился на днях, — пишет другой наш гость под ником tipo-graff в том же livejournal.com, — от Краснодара до Махачкалы и обратно и решил пофотографировать дагестанские АЗС, уж очень названия радовали глаз. Тут вам и «Ликойл», и «Лукоел», «Газпромъ», и «Юкос» с «Югосом» и еще десяток неизвестных мне названий».
От себя добавим: это он в наших районах не бывал. Тут бы он увидел заправки с поистине фантастическими названиями. Тут и «Акбар», и «Иншааллаh» и даже «Искра». Вот непонятно, о чем думал хозяин заправки, когда давал такое название.
Наверное, каждый волен называть свой торговый объект так, как ему вздумается, до каких высот его фантазия доходит. Наверное, не возбраняется пользоваться теми же цветами, как и известные торговые марки. Можно и заимствовать названия брендов, слегка переиначив – в противном случае «Лукойл» с «Роснефтью» давно бы затаскали владельцев клонов по судам.
Что ни говори, много заправок – хорошо. Конкуренция все же. Но, чтобы выжить в конкурентной борьбе, владельцы заправок прибегают к недозволенным приемам: смешивают разные сорта бензинов, настраивают колонки на недолив… Впрочем, это тема отдельного разговора. К ней газета еще вернется.