Купить PDF-версию
09:19 | 19 марта, Вт
Махачкала
X

К сведению владельцев беспилотных воздушных судов

В целях исключения случаев несанкционированных запусков беспилотных воздушных судов (далее БВС), информирования граждан, должностных и юридических лиц - владельцев беспилотных воздушных судов о порядке использования воздушного пространства Российской Федерации беспилотными воздушными судами ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» сообщает, что наибольшую опасность представляют случаи несанкционированного запуска БВС в районах аэродромов (вертодромов, посадочных площадок), которые могут повлечь за собой угрозу для безопасности полетов, а также запуски БВС над населенными пунктами, представляющие угрозу для безопасности людей и объектов на земле.

Основное количество нарушений совершается владельцами БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг при выполнении полетов в частных целях. В большинстве случаев допускаемые нарушения связаны с незнанием владельцами БВС правил использования воздушного пространства Российской Федерации и факторов опасности, связанных с запуском БВС.

Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правилами учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезённых в Российскую Федерацию или произведённых в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658, и Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по учету беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезённых в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утверждённым приказом Росавиации от 28.10.2019
№ 1040-П.

Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации», утвержденным приказом Минтранса России от 05.12.2013 № 457.

Полёты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и БВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, пунктами 52, 52 (1), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее – Федеральные правила).

Для выполнения полетов БВС Федеральными правилами установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее – ЕС ОрВД) представленного плана полета воздушного судна (БВС), а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства, за исключением полетов БВС, предусмотренных пунктом 52 (1) Федеральных правил.

При использовании воздушного пространства (далее – ИВП) РФ БВС необходимо руководствоваться требованиями нижеперечисленных документов, определяющими порядок их применения:

1. Выполнение полетов БВС в воздушном пространстве классов «А», «С» и «G» осуществляется в соответствии с требованиями п. 52 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации (далее – ФП ИВП РФ), утвержденных приказом министра транспорта РФ № 138 от 11.03.2010 на основании плана полета, разрешения на ИВП, посредством установления временного (далее – ВР), местного режима (далее – МР), кратковременных ограничений (далее – КО) согласно приказу Минтранса России от 27.06.2011
№ 171 (ред. от 10.08.2017) «Об утверждении Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений».

В соответствии с требованиями п.139 ФП ИВП РФ местный режим на воздушных трассах и местных воздушных линиях, открытых для международных полетов, а также в районах аэродромов, открытых для выполнения международных полетов, не устанавливается. Перечень воздушных трасс и местных воздушных линий, в том числе открытых для международных полетов, опубликован в «Сборнике маршрутов обслуживания воздушного движения РФ». Границы зон и районов, границы районов аэродромов, границы классов воздушного пространства «А», «С» и «G» установлены приказом министра транспорта РФ от 15.03.2016 № 64 и изменений к нему – приказ министра транспорта РФ от 26.09.2016 № 279.

2. Форма плана полета и сроки его представления должны соответствовать требованиям Табеля сообщений о движении воздушных судов в РФ, утвержденного приказом министра транспорта от 24.01.13
№ 13 (для БВС – глава IV).

3. В соответствии с требованиями ст. 40.5. Федеральных авиационных правил (далее – ФАП) «Организация планирования ИВП РФ», утвержденных приказом министра транспорта РФ от 16.01.2012 года № 6, разрешение и условия на использование воздушного пространства при выполнении авиационных работ и парашютных прыжков, а также демонстрационных полетов над населенными пунктами выдаётся соответствующими оперативными органами Единой системы на основании представленного плана полета воздушного судна, который должен быть подан на этапе предтактического планирования использования воздушного пространства, а также разрешения соответствующего органа местного самоуправления. Информация о разрешении органа местного самоуправления в виде копии документа предоставляется пользователем воздушного пространства в зональный центр Единой системы, Региональный центр Единой системы (в ред. приказа Минтранса России от 26.06.2017 № 240).

Ст. 41 разрешение и условия на ИВП для полетов БВС формируются на этапе предтактического планирования в соответствии с сообщением о плане полета, отправленным в Региональный центр ЕС ОрВД накануне дня ИВП, за исключением случаев, когда полеты БВС выполняются в классах «А» и «С» согласно п. 114 ФП ИВП РФ. При этом включению в суточный план Регионального центра ЕС ОрВД в ходе предтактического планирования ИВП подлежат планы полетов БВС в следующих случаях:

– если для его обеспечения установлен ВР или МР;

– если район его планируемых полетов находится в границах воздушного пространства «А» или «С», где будет установлено КО, а сам полет будет выполняться в целях обороны, государственной и общественной безопасности, а также проведения поисково-спасательных мероприятий, оказания помощи при стихийных бедствиях и ЧС.

– ст. 51.3 районный центр дополняет суточный план ИВП при получении не менее чем за 3 часа до начала полетов плана полета БВС в целях обороны, государственной и общественной безопасности, а также проведения поисково-спасательных мероприятий, оказания помощи при стихийных бедствиях и ЧС.

4. План полета БВС подается для получения разрешения на ИВП независимо от класса воздушного пространства.

План полета БВС при выполнении полетов в границах ЮФО и СКФО направляется в центр планирования ИВП Регионального центра ЕС ОрВД (Ростов-на-Дону) на бумажном носителе (включая факсимильное сообщение на номер факс 8(863)272-38-08) либо по системе представления планов полетов по сети Интернет и телефонной сети Регионального центра ЕС ОрВД (Ростов-на-Дону) на адрес электронной почты dcpk@yug.gkovd.ru.

Представленный план полета должен содержать следующую информацию:

– тип сообщения;

– место площадки старта и времени вылета;

– маршрут полета (район полетов);

— место площадки посадки и общее расчетное истекшее время до посадки;

— сотовый телефон оператора БВС для осуществления оперативного взаимодействия;

— прочая информация, необходимая для описания особенностей маршрута полета и иная необходимая информация (глава IV Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утв. приказом Министерства транспорта РФ от 24 января 2013 г. № 13).

Форма, сроки и порядок представления на установление ВР, МР и КО определены «Инструкцией по разработке, установлению и снятию временного и местного режима, а также кратковременных ограничений», утвержденной приказом министра транспорта от 27.06.2011 года № 171.

Представление на установление ВР (МР) подается на бумажном носителе не менее чем за 5 дней до начала деятельности соответственно в Главный центр и за 3 дня в Региональный центр ЕС ОрВД:

– ВР в адрес начальника смены ГЦ ЕС ОрВД телеграммой на узел связи «Безбрежный», по факсу 8-495-601-0717; по электронной почте smena@matfmc.ru; Диспетчер, Режимы и ограничения (Москва) ГЦ 8-495-601-06-64;

– МР в адрес начальника смены ЦП ИВП Ростовского регионального центра ЕС ОрВД телеграммой на узел связи «Лучевой», по каналу АФТН в адрес УРРЖЗДЗЬ, по факсу 8-863-272-3808; по электронной почте dcpk@yug.gkovd.ru. Ст. диспетчер Режимы и ограничения 8(863)272-32-94.

В представлениях указывается достоверная и полная информация о планируемой деятельности по ИВП:

а) дата проведения мероприятия (не более трех основных и трех резервных дней) и вид деятельности;

б) при установлении МР для района проведения мероприятия:

– границы района, обозначаемые в системе географических координат (градусы, минуты, секунды), и диапазон используемых высот (метры);

– время начала и окончания мероприятия (всемирное координированное время – УТЦ);

в) при установлении МР для обеспечения полетов воздушных судов БВС по маршруту (маршрутам):

– маршрут и ширина маршрута полета ВС БВС;

– необходимый эшелон (диапазон эшелонов) для маршрута полета ВС БВС;

– рубежи набора высоты и снижения на маршруте полета;

– количество и типы ВС, БВС;

– время (всемирное координированное время) пролета ВС БВС каждого пункта маршрута; разрешения на использование запретных зон и зон ограничения, полученные в соответствии с Федеральными правилами;

– фамилия, имя, отчество, должность руководителя полетов ВС БВС и способ связи с ним;

– фамилия, инициалы, должность лица, разработавшего представление на установление режима, и способ связи с ним.

Воздушное пространство для полетов БВС выделяется в соответствии с государственными приоритетами и представлением на установление ВР (МР).

6. При планировании полетов БВС следует обратить внимание, что над территорией Российской Федерации вдоль ее государственной границы устанавливается приграничная полоса – воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.

В приграничной полосе запрещены полеты без представления плана полета воздушного судна, разрешения на использование воздушного пространства и без радиосвязи экипажа воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Использование воздушного пространства приграничной полосы при выполнении авиационных работ осуществляется при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В целях предотвращения непреднамеренного нарушения государственной границы Российской Федерации пункты управления БВС, находящиеся в приграничной полосе, должны иметь систему наблюдения, позволяющую осуществлять контроль за полетом БВС.

7. При выполнении полетов БВС в ВП классов «А» и «С» в соответствии с требованиями п.п. 48, 114 «ФП ИВП РФ» пользователь руководствуется требованиями приказа Начальника ЮМТУ ВТ ФАВТ № 197 от 09.07.2015, определяющего перечень должностных лиц, имеющих право принимать решение об ИВП в случаях, указанных в п.п. 48, 114 ФП ИВП РФ.

П. 49. ФП ИВП РФ, авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъёмы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов (в ред. постановлений Правительства РФ от 14.02.2017
№ 182, от 03.02.2020 № 74).

П. 52 (1). Положения п. 52 настоящих правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:

а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;

б) на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок. (п. 52 (1) введен Постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 № 74).

Для выполнения таких полетов БВС не требуется представление соответствующего плана полета, получение разрешения на использование воздушного пространства, а также направление представления на установление временных, местных режимов и кратковременных ограничений.

8. В случае, когда применение БВС в воздушном пространстве класса «G» продиктовано решением вопросов государственной и общественной безопасности, а также проведения поисково-спасательных мероприятий, оказания помощи при стихийных бедствиях и ЧС вышеперечисленные лица, принявшие решение на подъем БВС, сообщают о своем решении в оперативные органы ЕС ОрВД (региональный центр, районный центр). Ответственность за принятое решение целиком и полностью возлагается на должностное лицо, принявшее это решение. Оперативные органы ЕС ОрВД принимают все возможные меры для доведения всей имеющейся информации до органов ОВД и пользователей, осуществляющих деятельность в указанном районе. Разрешение на ИВП оперативными органами ЕС ОрВД не выдается.

За два часа до назначенного времени взлёта БВС в воздушном пространстве классов «А» или «С» оператор запрашивает разрешение на ИВП у старшего диспетчера планирования ИВП «С» («Ю») по тел.: 8(863)272-31-53 (272-35-40) соответственно. Не менее чем за час до запланированного времени ИВП старший диспетчер планирования ИВП «С», «Ю» ДЦП и К выдает разрешение на ИВП. Не позднее 5 мин. после фактического времени начала деятельности по ИВП и не позднее 10 минут до ее окончания оператор БВС доводит данную информацию до старшего диспетчера планирования ИВП «С», «Ю» ДЦП и К (ОБЯЗАТЕЛЬНО).

По завершении ИВП БВС, где был установлен ВР или МР и дальнейшее ИВП с установленным режимом ВР (МР) не планируется, пользователь ВП обязан уведомить соответствующий Региональный центр или ГЦ ЕС ОрВД, установивший данный режим об отмене данного ВР (МР).

На сайте ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» для владельцев БВС с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, прошедших процедуру учета БВС в Российской Федерации, предоставлена возможность самостоятельной регистрации в Системе представления планов полетов по сети Интернет и телефонной сети (СППИ) и направления в оперативные органы ЕС ОрВД представлений на установление временного и местного режимов, а также плана полета БВС.

Актуальная информация о границах и условиях использования элементов структуры воздушного пространства публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации и находится в сети Интернет на сайте филиала «Центр Аэронавигационной Информации» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» – www.caica.ru, в разделе ENR 2 «Воздушное пространство ОВД» по адресам:

http://www.caica.ru/coinmon/AirIntcr/validaip/html/rus.htm;

http://www.caica.ru/comпюn/AirClassABV/va]idaip2/html/rus.htm;

http://www.caica.ru/common/AirClassGDE/validaip4/html/rus.htm.

Соответствующими приказами Минтранса России в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов, информация по которым находится в открытом доступе в сети Интернет.

Согласно пункту 40 Федеральных правил, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, пользователи воздушного пространства (граждане — владельцы БВС) обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче таких разрешений опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.

Воздушный кодекс РФ № 60-ФЗ от 19.03.1997 ст. 13 – все пользователи воздушного пространства (далее — ВП) обладают равными правами на его использование, при потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями ВП право предоставляется в соответствии с государственными приоритетами.

За нарушение правил использования ВП Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 11.4) установлена соответствующая ответственность граждан, должностных и юридических лиц.

ВГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской
Федерации»

Статьи из «Информация»

Как защититься от фишинга

7
Фишинг – кража персональных данных или денег человека с помощью сайтов-подделок.

Какие схемы используют онлайн-мошенники?

12
Чтобы добраться до ваших банковских счетов,...