Необходимая, но недостаточная мера
Аресты проворовавшихся чиновников – необходимая в борьбе с коррупцией мера, но недостаточная. Это явление пустило глубокие корни в нашем обществе. Противодействовать коррупционным проявлениям должны не только правоохранительные органы, но и общественные институты. Об этом шла речь на круглом столе, организованном Министерством юстиции РД.
Сегодня есть все возможности прямого участия граждан в антикоррупционной деятельности, но они используются слабо, считает заместитель министра юстиции РД Сергей Караченцев: «Для контроля за деятельностью органов власти был создан такой институт, как общественные советы при министерствах и ведомствах. Но, как показывает наш анализ, фактически в Дагестане общественные советы не работают. Их деятельность носит формальный характер. Вносить свой вклад в противодействие коррупции могут и отдельные граждане. Все знают, какой размах у нас имеет так называемая бытовая коррупция – в школах, детсадах, больницах и т.д. Но наши люди редко сообщают о фактах вымогательства».
На общественную пассивность сетует также и.о. начальника УБЭП МВД по РД Заур Алиев: «У нас есть серьезные проблемы с информацией при расследовании дел коррупционной направленности. В менталитете многих наших граждан заложено: заявлять в полицию о преступлении стыдно. Даже если люди решаются сообщить о подобных фактах, они отказываются участвовать в последующих оперативно-разыскных мероприятиях. Нам говорят: я же дал вам наводку — работайте! Но факт вымогательства или получения взятки должен быть закреплен при помощи доказательной базы, на основании видео- или аудиозаписи, а это сделать без участия заявителя невозможно. Более того, в нашей практике были случаи, когда человека, заявившего о преступлении, избивали сами его родственники, мол, ты сам должен был решить проблему, а не обращаться к «ментам»!
По мнению З. Алиева, пока в обществе не выработается нулевая терпимость к коррупции, никакие громкие аресты не изменят ситуацию: «За последнее время мы видели много уголовных дел в отношении чиновников разного уровня. Но ситуация практически не изменилась. Те, кто пришел на их место, продолжают работать по тому же сценарию. Возьмем актуальную для нашей республики проблему задолженности за газ. Многие должностные лица этой отрасли находятся под следствием. Но контролеры остались, и они по-прежнему предлагают домовладельцам изменить показания счетчика. Подавляющее большинство граждан идет на такую сделку. По нашей информации, 90% счетчиков «перекручиваются». Но разве это не соучастие в коррупции? В коррупционной сделке принимают участие как минимум двое».
Общественные организации проявляют мало интереса к теме борьбы с коррупцией, соглашается председатель Общественной палаты РД Абдухалим Мачаев: «На данный момент в Дагестане официально зарегистрировано около 2 тысяч общественных объ-
единений, если не считать религиозных. Но большинство из них существует лишь на бумаге, фактически работающими я могу назвать не более 100. Из них вряд ли наберется десяток, которые среди своих уставных задач обозначили антикоррупционную деятельность».
Пока в обществе не выработается нулевая терпимость к коррупции, никакие громкие аресты не изменят ситуацию. Мы видели много уголовных дел в отношении чиновников разного уровня. Но ситуация практически не изменилась
Прокурор отдела Прокуратуры РД по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Камиль Малачилаев считает, что нужно проводить больше агитационной и пропагандистской работы: «На улицах наших городов не увидишь баннеров с номерами телефонов, по которым можно сообщать о фактах коррупции. Возможно, в этом одна из причин низкого уровня поступающей оперативной информации. В то же время соглашусь, что в нашем обществе выработалась высокая терпимость к коррупции. Обратный пример показывает нам соседняя Грузия. Еще недавно это было одно из самых коррумпированных государств. Сегодня такие случаи там практически сведены на нет. Приведу пример из собственной практики. Мы недавно находились там на отдыхе. На канатной дороге нам пришлось долго ждать подъемник, чтобы подняться наверх. В то же время мы увидели, что рядом стоят свободные подъемники, которые спускают посетителей. Мы попросили работника дороги поднять нас на них вверх, пообещав заплатить ему, но он с удивлением посмотрел на нас и сказал: «Я взяток не беру». Хотя в нашем представлении это была не взятка, а оплата за дополнительную услугу».
Бывают факты, когда условия для коррупции возникают из-за несовершенного законодательства. «Достаточно проблемным остается законодательство о государственных закупках, – говорит заместитель министра юстиции РД Сергей Караченцев. – Мы провели анализ системы госзакупок лекарственных средств, который показал, что цена на один и тот же лекарственный препарат в разных муниципалитетах значительно колеблется. К примеру, на упаковку анальгина разброс составил от 17 до 35 рублей. Причина в том, что не был сформирован единый механизм ценообразования. Сейчас такой механизм формируется. Другой особенностью этой системы была ее нестабильность. Достаточно сказать, что изменения в ФЗ-44, регулирующем госзакупки, вносились примерно раз в два месяца, причем эти изменения были существенные. Сейчас многие нормы закона упрощены, чтобы не создавать путаницы».
Абдухалим Мачаев считает, что питательной почвой для коррупции остается недостаточное социально-экономическое развитие региона: «Сегодня мы испытываем острый дефицит в школах, детских садах. Своей очереди для поступления в детсад ждут 14 тысяч человек. Надо больше строить таких объектов, тогда многие вопросы отпадут сами собой».
К сожалению, на обсуждении этой темы не было представителей общественных организаций. Организаторы мероприятия почему-то не пригласили их. На это упущение обратили внимание и другие участники круглого стола. По их мнению, от этого эффективность обсуждения значительно снизилась.