X

ОСАГО: хотели как лучше

Вот какую историю рассказал недавно один мой знакомый. Дальше повествование пойдет от первого лица.

«Дело было чуть более двух лет назад. Приехал я в Махачкалу по делам. Стою на одном из нерегулируемых перекрестков, машины едут сплошным потоком. Видя такое дело, водитель маршрутного такси остановился и жестом дал мне понять: мол, проезжай, уступаю. Я его поблагодарил кивком, дождался, пока освободится встречная полоса, и выехал. Но в это время из-за маршрутного такси выскакивает легковая машина и стукает меня. Помял левое крыло, водительскую дверь, разбил фару. Тот водитель начал артачиться, мол, я еду по главной, ты должен был уступить. Я ему: ты меня стукнул на полосе встречного движения, куда ты заехал через сплошную линию. Короче, вызвали инспекторов, которые доказали, что виноват тот водитель, наш земляк, проживающий в Ставропольском крае. Была у него и страховка, впрочем, как и у меня. Составили необходимый пакет документов, вручили мне, мы с ним обменялись на всякий случай телефонами и разошлись.

Я по своей наивности думал, что в таких случаях страховка все покрывает, беспокоиться не о чем. Но в моей страховой компании сказали, что оплачивать должен тот страховщик, у кого покупал полис виновный водитель, что они отправят документы в Ставрополь, если оттуда поступят деньги, то мне их и выплатят. Не скоро дело делается, как скоро сказка сказывается. Тянулась эта канитель полгода, и вот ответ: поскольку страховой полис того водителя оказался какой-то полулегальный, то в выплате мне отказано. Я звоню земляку: мол, так и так, твоя страховка мне ничего не покрывает, что делать будем? А тот в ответ: я полис покупал вполне легально, документы тебе дали, я что могу в этой ситуации сделать?

Это потом мне люди, прошедшие через такие разбирательства, сказали, что я должен был взять деньги у виновного водителя, отдать ему все документы и доверенность на получение страховки. Сумеет вернуть свои деньги – хорошо, не сумеет – это его проблемы: не нужно было нарушать. Что делать, впредь буду умнее.

Завершилось все это тем, что никак не завершилось. Помучавшись больше года, я плюнул на все и сам отремонтировал машину, благо, цены на запчасти вазовской девятки не такие бешеные. Вся эта история обошлась мне тысяч в тридцать. Но за эти деньги я приобрел еще и опыт, который подсказал мне, что со страховыми компаниями не нужно иметь дело. С тех пор я страховку не покупаю. За эти два года три раза спросили страховку, за ее отсутствие заплатил по 500 рублей, итого 1500. Следовательно, я на страховках нормально сэкономил…»

Вот такой рассказ. Мы не будем утверждать, что дело было именно так, как и не станем агитировать других водителей последовать примеру этого рассказчика. Но нельзя умолчать о том, что, вводя полисы ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности), власти хотели сделать как лучше, а получилось как всегда.

По данным Российского союза автостраховщиков, в стране резко увеличилось количество автомобилистов, не желающих покупать полисы ОСАГО. Примерно 3 млн ездят по дорогам либо совсем без страховки, либо с фальшивыми полисами. «Известия» приводят данные МВД, что в 2017 году количество штрафов за езду без полиса автогражданки увеличилось на 40% – до 2,8 млн штук.

Как отмечают эксперты, ситуация с массовыми отказами автомобилистов от покупки ОСАГО усугубляется третий год подряд. Страховщики утверждают: если в 2013 году было заключено 42,7 млн договоров ОСАГО, то 2017-м эта цифра упала до 39,2 млн. Но при этом парк автомобилей страны за это время увеличился с 44,6 млн до 50 млн.

Это говорит о том, что доверие к ОСАГО катастрофически снижается. Причин тут несколько. Во-первых, за последние несколько лет стоимость страховки выросла более чем вдвое. В то же время сама страховая услуга становится всё хуже, дело закончилось тем, что страховщики ввели ограничения на выплату наличных, обещая взамен отремонтировать машину. Во-вторых, водители зачастую становятся жертвами мошенничества, добросовестно покупая фальшивые страховки. В-третьих, если человеку накладно покупать подорожавший полис ОСАГО, то с большой долей вероятности можно утверждать, что у него будет туго и со средствами на оплату ремонта пострадавшей машины. В таких случаях взыскания производятся через суд, но это опять же может длиться годами.

Эксперты утверждают, что если около 8 миллионов автомобилистов откажутся от полиса ОСАГО, то это критическая масса приведет к принципу домино и наступит кризис доверия к ОСАГО. Поэтому они считают, что решение проблемы заключается в скорейшем снижении тарифов ОСАГО.

Но вместо этого Центробанк анонсировал, что уже с 31 августа этого года будут пересмотрены базовые тарифы и коэффициенты к ним, конечно же, в сторону повышения – автостраховщики умеют лоббировать нужные им решения. И если ОСАГО подорожает на 40-50%, как это произошло в 2015 году, по стране прокатится волна массового отказа автомобилистов от данного вида страхования.

Конечно, автостраховщики могут пойти дальше и добиться повышения штрафов за езду без полиса ОСАГО. Но поможет ли это? У нас ведь всегда так: суровость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения. Уже сегодня есть случаи, когда автоинспекторы «с пониманием» относятся к водителям, не имеющим полисов ОСАГО.

Похожие

ОСАГО: снова за своё

21
Банк России опубликовал указание внести изменения в тарифы ОСАГО, расширив коридор между...

Мошенники в сфере ОСАГО

52
Дагестан вошел в число регионов с наиболее высоким риском мошенничества в сфере ОСАГО. Кроме...

Осторожно: автострахование

50
Российские страховщики назвали регионы с самым высоким количеством аварий по итогам...

Страховка «задрала нос»

14
Указание Банка России о расширении базовых ставок по обязательному страхованию...

По-прежнему в цене

37
В октябре LADA показала позитивную динамику на фоне продолжающегося дефицита электронных...

Вольты против литров: чья возьмёт?

68
Тема экологической безопасности нашей планеты из года...

Техосмотр всё-таки придётся пройти

363
Но фоне информации о грядущей реформе системы...

Зураб – гуру аккумуляторов

74
День автомобилиста, который в России отмечают 31 октября, –праздник всех водителей грузовых...

Блеск и нищета подержанных автомобилей

60
Починить иностранный автомобиль у нас не просто, а...

Статьи из «Безопасность дорожного движения»

Дороги – показатель качества жизни

24
Эх, дороги! – с горечью и безнадёгой восклицали в...

Аварийность не снижается

9
На автодорогах республики за первые шесть месяцев 2024 года зафиксировано 773 ДТП, в которых...

Цена безрассудства – человеческая жизнь

20
Один мой знакомый, пополнивший с недавних пор...

Безопасность детей – забота взрослых

4
В дорожной ситуации встречаются двое: водитель, т.е....

Не слишком ли высока цена?

22
В выходные ездил в горы. Впечатления не очень – лучше бы остался дома. И дело не в погоде (хотя...

Зона повышенной опасности

12
Железная дорога для всех, а для детей особенно, является зоной повышенной опасности. Но, как...

Смерть под прикрытием

55
Дагестан продолжает потрясать количеством дорожно-транспортных происшествий на дорогах...

Автотюнинг по-дагестански

47
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Отложим гаджеты!

124
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...

Камеры работают. А мозги?

70
Пора «переобувать» машину – весна на дворе. Интересно, почём сейчас новый летний комплект резины на мою «ласточку»? Но покупка шин и прочих комплектующих –...

Античеловеческий фактор

26
К сожалению, количество ДТП со смертельным исходом не сокращается. За последнюю декаду...