От кучера до пилота
На заре становления автомобилестроения никто и не задумывался над тем, во что выльется сомнительная на тот момент идея создания причудливого и во многом пугающего самодвигающегося аппарата. Самые первые автомобили в штучном количестве работали на паровом двигателе, и стоила подобная разработка недешево, да и о массовом производстве таких больших агрегатов тогда вряд ли кто мечтал.
Тем не менее ни для одного мальчишки старше семи лет за всю историю человечества нет ничего важнее изобретения автомобиля. За исключением моего друга и коллеги Ширвани Айгунова, для которого все технические дары современной цивилизации так или иначе связаны с обладанием шуруповертом. И даже мой рассказ о том, что Фердинанд Вербист, член иезуитской общины в Китае, аж в 1672 году построил первый автомобиль на паровом ходу как игрушку для китайского императора, не вызвал в нем уважения к истории четырехколесных друзей человека, не повлиял на его технические предпочтения.
Автомобиль был небольшого размера и не мог везти водителя или пассажира, но, возможно, был первым работающим паровым транспортом-автомобилем. По характеристикам аппарат сильно напоминает возможности 8-клапанной «Калины» Ширвани, поэтому ничего удивительного в том, что история создания пыхтелки не вызвала в нем восторга. Даже если учесть, что она стала прародительницей его повозки.
Аналогом же сумасшедшего Bugatti Chiron была «Малая телега Кюньо». Это дорожный паровоз, изобрел который в 1769 году француз, присвоивший детищу собственное имя. Его конструкция могла двигаться со скоростью до 4 км/ч, но вот воды и пара в ней хватало всего на 12 минут движения. Chiron немного быстрее своей 100-кратной прабабушки – всего-то на 430 км/ч. Но при полном безумии энергии, передаваемой на колеса 1500-тысячным W16, топлива итальянскому жеребцу, взращенному в немецкой конюшне, хватит не более чем на 7 минут запредельных покатушек.
Да простят мне автомобилисты мою иронию. Просто это я к тому, до чего мы докатились. Никто ведь поначалу не верил в казавшуюся безумной на тот момент идею создания автомобиля как надежного, быстрого и комфортабельного средства передвижения. Печально, что российский автопром так до сих пор и не смог опровергнуть подобные предположения. Но надежду не оставляет, внушая ее и нам.
Беря свое начало в 1863 году, когда русский изобретатель Авксентий Врадий разработал паровой самоход, получивший название «Паровоз для езды по обыкновенным дорогам», отечественные авто сегодня представлены «Приорами» и «Вестами», раскатывающими по не менее обыкновенным дорогам.
Кстати, о дорогах. Вот что гласит «Большая энциклопедия» 1898 года, рассказывающая о первых автомобилях и кучерах, управляющих ими. «Следует отметить, что теперешние наши дороги, рассчитанные на движение обыкновенных экипажей, сильно портятся при перемещении по ним весьма тяжелых автомобилей, к которым предъявляют сравнительно большие требования в смысле скорости движения (вот когда зародилась идея внедрения «Платона». – Т.М.). Кроме того, автомобили при небрежном и неумелом с ними обращении, во время езды представляют больше опасности, чем экипажи с животной тягой, так как они слепо повинуются своему управляющему механизму, невзирая ни на какие опасности. Тогда как живой двигатель, как известно по опыту, инстинктивно участвует в управлении экипажем, останавливаясь, когда дальнейшее движение невозможно».
И все же лошадиные силы перекочевали под капот. Это был трудный путь неверия и непонимания того, что в скором будущем грохочущие безлошадные телеги станут использоваться для перевозки людей. Человек за рулем упрямо назывался кучером, а тот, кто подогревал котел, – шофером. Сегодня кучера, управлявшего некогда забавной повозкой, разгоняющейся до 4 км/ч, сменил пилот, рулящий бесбашенной телегой, запряженной реактивным двигателем.
Изначально планировавшиеся исключительно как средство для перевозки дорогих во всех смыслах особ и грузов, автомобили стали самыми многофункциональными друзьями человека. Вместе с нами они плавают, воюют, лечат, кормят, следят за безопасностью, занимаются спортом… Из несуразных повозок они превратились в комфортабельные дома на колесах. Из вулканирующих копотью и пыхтящих тяжеловесов – в бесшумные, невесомые и совершенно безвредные электрокары. Да что там: если еще относительно недавно управлял авто тандем из кучера и шофера, сегодня они уже вполне обходятся без нас. Свой мозг, свое видение дорожной обстановки, неприсущее большинству водителей беспрекословное подчинение правилам.
… Автомобилестроение начало строчить свою знаменитую летопись взаимной любви с человечеством на запыленных дорогах китайской империи и продолжает ее писать разгонисто на немецких автобанах. Эта великая история изобретения, задуманного как банальная игрушка для императора, переросла в историю взаимоотношений техники с человеком, порой ничем не уступающих отношениям, возникающим между людьми. Подтвердил это недавно таксист, везущий меня на работу. Торопились. Разгоняя старенький ВАЗ, водитель приговаривал: «Давай, Вася, давай! Она хоть и «девятка», но зову я ЕГО Василием», – пояснил он. Логики не понял. Знаю одно: машина перестала быть роскошью или средством для передвижения. Она – часть жизни. Часть общества. Часть тебя.