Главная победа Бахтияра
Сегодня, 27 сентября, в Буйнакске будут чествовать олимпийского чемпиона по вольной борьбе Бахтияра Ахмедова. Наверное, каждый, кто следит за спортивной жизнью страны, понимает: тот факт, что награда нашла своего героя спустя годы, это скорее торжество справедливости, а не просто спортивная победа.
В 2008 году на Олимпиаде в Пекине наш спортсмен в финале уступил борцу из Узбекистана Артуру Таймазову. В августе 2016 года соперник Ахмедова был официально лишен золотой медали и звания олимпийского чемпиона по причине проваленного допинг-теста, проведенного повторно Международным олимпийским комитетом. А 2 декабря 2018 года «золото» было присвоено Бахтияру.
К сожалению, существуют определенные штампы, когда мы говорим о людях разных профессий. И то, что у спортсменов «физика» преобладает над «лирикой», – устоявшееся клише. Бахтияр Ахмедов рушит все сложившиеся стереотипы. Молодой человек свободно говорит на трех международных языках, имеет светское и религиозное образование. Он интересный, вдумчивый собеседник, неординарно мыслящий и умеющий видеть какую-либо обыкновенную ситуацию в совершенно неожиданном ракурсе. Почти два часа общения с ним пролетели незаметно и, признаюсь, дали богатую пищу для размышлений.
Ему было всего шесть лет, когда он пообещал отцу, что станет олимпийским чемпионом.
– В силу возраста я не понимал, насколько это трудоемкий процесс. Потом в процессе формирования стал понимать, что на самом деле для реализации этого обещания понадобятся годы упорного труда, – рассказывает сегодняшний олимпионик.
Мальчику не было и десяти лет, когда отец привел его в спортивное общество «Динамо». Так начался путь Бахтияра к главной его победе.
О спорте
– Не было ощущения потерянного детства? Когда остальные мальчишки наслаждаются беззаботным ничегонеделанием, а вам приходится дважды в день «пахать» на ковре?
– Да, многие друзья отца говорили ему: «Ты крадешь у ребенка детство».
Но это был мой сознательный выбор, потому что заставить стать спортсменом невозможно. У меня, скажем так, было два отца. Мой отец – Шахабудин Расулович и мой старший брат – Магомед-Расул. Они очень пристально следили и определяли траекторию моего времяпровождения и его ключевые позиции. График у меня был следующий. С 8 до 10 часов – спортивная секция. С 11 до 12 – занятия по английскому языку у репетитора, потом – школа. А с 6 до 8 вечера – опять спортзал. Домой я приходил где-то в девятом часу вечера.
Оглядываясь сегодня назад, могу сказать, что я получил совсем неплохое воспитание. И не считаю это потерей детства. Ко времени окончания школы я уже объездил практически всю Россию, побывал за рубежом. И поверьте, мне было что рассказать одноклассникам, многие из которых даже за пределы Махачкалы никуда не выезжали. Мой жизненный опыт на тот период на 70 процентов состоял из практики и на 30 – из теории, а у них – наоборот. Характер формируют не учебники и знания. Он, как алмаз, его гравируют и направляют. Так что я просто правильно и рационально использовал свое время.
– В 16 лет вы завоевали первую золотую медаль на чемпионате Европы. Это накладывает определенные обязательства. В таком юном возрасте уже взята планка, которую нельзя понизить. Ведь говорят, что чемпионом стать легче, чем им оставаться. Сложно?
– И в спорте, и в жизни самый главный соперник для тебя – это ты сам. Кто может помешать человеку добиться высшего результата? Только собственная лень. А спорт – это труд. Тяжелый труд не только облагораживает, он, как фильтр, убирает все наносное, кристаллизует то лучшее, что есть в его душе.
– За всю спортивную карьеру у вас был только один тренер, так ведь?
– Немного подкорректирую. У меня один тренер, с которым я начал свой путь в профессиональном спорте и с ним же и закончил. Это Иманмурза Алиев. А на промежуточном этапе меня тренировали его ученики – Башир Абудалаев и Сайгид Муртазалиев. Скажем так, мы представители одной спортивной семьи. Это только кажется, что борьба – это единоборство. На самом деле это командный вид спорта. И за каждой моей победой стоят мои тренеры, болельщики, друзья.
– Отец сыграл важную роль в вашем становлении. А мама? Как она относилась к тому, что ее ребенок занимается таким тяжелым силовым видом спорта, получает серьезные травмы?
– Воспитание в доме у нас было поставлено правильно – решающее слово всегда оставалось за отцом. В то же время воспитание – это совместный труд. Мама у меня женщина с сильным характером. Конечно, каждая моя травма – это ее боль. Но она всегда правильно реагировала, стимулировала, поддерживала, понимая, насколько это для меня важно.
– Давайте поговорим о судьбоносном моменте в вашей спортивной карьере – Олимпийских играх, когда победа ушла из ваших рук незаслуженно. Не было горечи и мысли: «Для чего я отдал спорту столько лет, если в один решающий миг все так решилось?»
– Унывать из-за этого я позволил себе не больше минуты. «Серебро» я не принял, не считал его своей наградой, ни разу не взял его в руки.
– Спустя 10 лет ваша победа была доказана. Беспрецедентный случай. Это уже воспринимается не как спортивная победа, а как торжество справедливости.
– Да, и это, наверное, было нужно не только и не столько мне, а всем тем, кто в меня верил, кто видел эту несправедливость. Когда я получил награду, совершенно незнакомые люди подходили и поздравляли, звонили, писали…Искренне радовались за меня.
– После церемонии награждения вы отдали свою медаль отцу. Почему?
– Он для меня авторитет, и я просто выполнил обещание.
Об образовании
– У вас четыре (!) высших образования. Когда успели?
– Да, спорт – это профессиональное ремесло, занимающее уйму времени. И еще со школы я не мог себе позволить ходить на все занятия. Но и в школе, и потом в университете педагоги понимали и поддерживали меня, разрешали готовиться самостоятельно, за что я им безмерно благодарен. Это было доверие, которое я не мог подорвать. Поэтому занимался учебой каждую свободную минуту. Много читал. Причем не только классическую литературу, но и экономическую, книги по юриспруденции, философии. Чтобы совершенствовать язык, читал литературу на английском языке. Об одном жалею: в силу своего характера все доводить до конца всегда дочитывал книги. Даже те, которые мне изначально не нравились. И потратил на них много времени. Потом нашел выход из положения. Стал советоваться со знающими людьми и читать по их рекомендации. Почерпнул для себя многое из таких источников, которые сегодня многие считают неактуальными. Например, из научных трудов Владимира Ульянова (Ленина). Да-да, не смейтесь. Многие его идеи были великолепны, но были исковерканы во время практической реализации.
Возвращаясь к вопросу, когда я все успеваю. Возможности организма безграничны. А учитывая, что я, как спортсмен, могу выдержать больший объем физической нагрузки, чем человек, не занимающийся спортом, то, раньше встаю, позже ложусь…
– А когда вы отдыхаете? И как?
– Отдыхаю на море, в горах, в лесу. Но пассивным отдыхом не злоупотребляю. К счастью, быстро восстанавливаюсь.
О жизни, политике и дальнейших планах
– Сегодня немало спортсменов идут в политику. Каюсь, до встречи с вами я этого не понимала. Вы меня переубедили. Теперь я знаю, что спортсмены могут быть интеллектуалами. Более того, спортивное прошлое делает их хорошими стратегами, помогая быстро и объективно оценивать ситуацию и принимать решения. Вы видите себя в политике? Ведь это определенная ответственность. Вы к ней готовы?
– Судя по тому, в каком состоянии находится республика сегодня, я не вижу ответственности у многих наших политиков. К такой безответственной ответственности я точно не готов. Радует, что ситуация меняется. Новый руководитель нашего субъекта потихоньку меняет сложившуюся ситуацию. И наблюдая за его действиями, мне становится намного спокойнее в плане того, что он руководствуется теми принципами в принятии решений, которые идут во благо моей республике, моей малой родине, моему народу. Но остается открытым кадровый вопрос. Есть такая пословица: «Один в поле не воин», я с этим не согласен. Но это не значит, что в поле надо воевать одному. Кадровая политика – очень сложный вопрос не только для нашей республики, но и для других субъектов России.
– Тогда поговорим о том, к чему вы готовы. Вы активно занимаетесь работой с молодежью…
– Я не занимаюсь работой с молодежью, я с ней общаюсь. А цель такого контакта – делиться своими жизненными позициями, опытом, поддержать, мотивировать. Ведь молодежь – будущее страны.
– А у вас нет внутренней неудовлетворенности от того, что столько сил и времени отдано спорту, а можно было реализовать себя в другом направлении?
– Ну, в спорте мне дальше идти некуда, а учитывая, что я человек еще не старый (Бахтияру 32 года. – Прим. авт.), думаю, у меня есть на это время (смеется). Буду двигаться дальше по пути выбранного образования – юриспруденции.
Мы еще много о чем говорили с Бахтияром. О дружбе и предательстве, смысле жизни и понимании религии. Увы, всего не уместишь в рамках одного интервью. Значит, разговор будет продолжен.