Если в вашем доме такой завелся – не пугайтесь. Мы ведь тоже любим поговорить с телевизором… Приглядитесь, из его наушников виден отросток. Это микрофон. И говорит дотер не с компьютером, а с членом своей команды, который может жить по соседству или находиться в другой точке земного шара.
Именно так начинали все профессиональные киберспортсмены. Но спросите теперь их родителей, боятся ли они за своего ребёнка или готовы вместе с ним кричать на нерадивого саппорта, не поставившего «вард» на «Рошане». И пока вы окончательно не запутались в терминологии, обратимся за помощью к Мураду Алиеву, энтузиасту, собравшему на базе ФК «Анжи» киберспортивную команду по компьютерной игре «Дота 2».
— Мурад, давай начнём с ликбеза для наших читателей и вкратце пройдёмся по правилам игры.
— Играют две команды. Каждой отводится равное количество места на карте. Задача – полное доминирование на всей карте со стороны одной из команд. Пока игрок находится на своей половине, его не видно. Увидеть его можно, если зайти на «вражескую» территорию и расположить там «вард». Проще говоря, это камера видеонаблюдения, которая обнажает определённый участок территории противника. При желании «завардить» можно всю карту. Профессионалам достаточно 3-4 вардов, чтобы отслеживать движения противника. Это и называется «вижин», говоря по-русски – видение.
У каждого есть база, которая сосредотачивается вокруг трона – ключевой постройки, разрушив которую, команда одерживает победу. Пробраться к нему можно, разрушив все «вышки», т.е. сооружения, атакующего вражеского юнита при его приближении, и казармы. Путей к трону три – топ (верх), бот (низ) и мид (середина). Каждую минуту казармы «плодят» отряды крипов, которые по трём линиям, несутся в атаку друг на друга. Пять героев каждой команды рассредотачиваются по линиям и игра начинается. Здесь уже задача у каждого героя своя, в зависимости от роли. Основные из них – это керри, персонаж, отвечающий за драки и нанесение урона, саппорт, чья задача — помогать керри, и оффлэйнер, герой, который перемещается с линии на линию.
Задача керри — нанести как можно больше ластхитов (последних ударов) по вражеским юнитам. За каждый такой удар ему даётся золото и опыт. Сражения, или «замесы», как правило, начинаются на 10-й минуте. Итог большинства из них — сломанная «вышка» той или иной команды и, как следствие, прореха в защите трона. Вот так и живут.
— Как распределены полномочия в вашей команде?
— Ключевая роль у капитана команды Александра «Хвоста» Дашкевича, обладателя чемпионского титула «Интернешнл», самого престижного соревнования в мире Доты. Он будет играть на хард лайне (сложной линии). За керри «катает» Максим «yoku» Ким, в миде стоит Артем «NT» Латипов, саппортят Евгений «chuvash» Макаров и Александр «NoFear» Чурочкин.
Сейчас команда тренируется, сыгрывается. Взаимопонимание, дружеская атмосфера – на это нужно некоторое время. Игроки осваивают последние обновления в игре, «примеряют» различные тактики. Готовимся к буткемпу (тренировочный лагерь), который пройдёт в Москве в середине мая.
— Есть ли шанс у завсегдатаев компьютерных клубов быть замеченными?
— Это вполне реально. Летом мы проведём открытый турнир в Дагестане, где каждый сможет проявить себя. Мы хотим собрать ещё одну команду по Доте, по аналогии с юношеским составом «Анжи». На ее базе будут собираться перспективные ребята-любители с прицелом на профессиональную киберарену.
— Ну и для закрепления материала: проведи аналогии с футболом относительно роли того или иного игрока на киберполе?
— Разумеется, керри – это нападающий, делает игру мидер в связке с саппортами — защитниками, а оффлэйнер действует как опорник.