Изменивший хоккей
Современного хоккейного вратаря невозможно представить без защитной маски. Шлем голкипера стал не только обязательным атрибутом, игра без которого запрещена правилами любой профессиональной лиги, но и объектом самовыражения вратаря, имеющего привилегию разрисовать эту часть своей амуниции каким угодно способом.
Но 60 лет назад голкиперы НХЛ только в самых нелепых фантазиях могли представить, что во время матча их лицо будет как-то защищено. Это было не только не принято, а вообще считалось проявлением трусости и слабохарактерности.
Однако любую закостенелую и устаревшую аксиому способен разрушить сильный новатор. Таким в 60-е годы прошлого века стал Жак Плант. После того, как 1 ноября 1959-го его нос сильно пострадал после очередного броска соперника, вратарь «Монреаля» ушёл в раздевалку и вернулся в защитной маске, наотрез отказавшись её снимать. И вряд ли Плант мог тогда предположить, что совершает настоящую революцию в истории амуниции хоккейных голкиперов.
Ещё на заре карьеры в НХЛ он стал использовать защитную маску, но только на тренировках. На игры надевать её Планту запрещал тренер «Монреаля» Гектор Блэйк, полагавший, что в ней голкипер будет хуже видеть площадку.
Сам игрок так рассказывает о причинах создания маски:
«Единственным поводом было количество травм. Когда я играл первый год в «Монреаль Канадиенс», шайба после броска Берта Олмстида сломала мне правую челюсть. На следующий год сломанной оказалась левая челюсть. Затем у меня четыре раза был перелом носа, переломы черепных костей, а уж о мелких травмах я и не говорю. Маска должна была предотвратить большинство этих повреждений. Придя к такому выводу, я и начал разрабатывать её конструкцию. Это было примерно в 1956 году. Около трёх лет я работал и наконец мне удалось с помощью одного своего приятеля, который был связан с работами по производству стеклянного волокна, изготовить опытный образец».
Долгое время Плант подчинялся тренеру в этом вопросе и не лез на рожон, однако в том самом матче 1 ноября 1959-го его терпение лопнуло. Кистевой бросок нападающего «Рейнджерса» Энди Басгейта был не самым сильным, но шайба попала Планту точно в нос, и вратарю пришлось экстренно покинуть площадку, чтобы врач смог поколдовать над его лицом. Пришлось «Канадиенс» подождать Планта – тот вернулся из раздевалки довольно быстро, но… в маске! Той самой, в которой Жак тренировался.
Трибуны замерли от удивления, а Гектор Блэйк негодовал на тренерском мостике, однако у наставника «Монреаля» не было выбора, тем более что Жак не подвёл – команда с помощью своего голкипера выиграла в гостях 3:1.
Плант доказал, что маска – не помеха для хорошей игры, и продолжил носить ее на играх, даже когда его нос полностью зажил. Это был своего рода вызов общественности – особо рьяные хранители традиций высмеивали Жака и называли его трусом, другие издевались над ним, говоря, что он отпугивает женщин. Первые вратарские маски действительно выглядели весьма устрашающе.
Но Жак твёрдо стоял на своем. «Может, я и выгляжу, как Франкенштейн, но я не для того здесь, чтобы останавливать шайбы лицом», – заявлял мужественный, мудрый и настойчивый вратарь.
Идея защищать лицо вратаря буквально за десять лет сменила статус с сумасбродной на логичную и необходимую. Вслед за Плантом в маске стали тренироваться и играть даже самые ортодоксально настроенные вратари.
А в начале 70-х легендарный советский голкипер Владислав Третьяк ввел новую моду: к традиционному хоккейному шлему начали крепить металлическую решетку. Доминик Гашек и Тим Томас использовали подобную конструкцию даже в 2000-х. Куда большую популярность получили введенные в 80-х продолговатые шлемы, к которым вскоре добавилась защита для шеи. Катализатором стал случай с вратарем «Баффало» Клинтом Маларчуком, которому в 1989 г. соперник перерезал коньком яремную вену.
Сейчас хоккейный вратарский шлем не только средство защиты, но и возможность продемонстрировать свою клубную принадлежность или просто похвастать крутым рисунком.
Жак Плант внёс огромный вклад в развитие и усовершенствование вратарского амплуа – он величайший новатор хоккея, один из тех, кто, основываясь на личном опыте, писал новые правила игры.