Нигматуллин, тащи!
В 1999 году Дагестан охватил футбольный бум. «Анжи», за год до этого чуть было не вылетевший во вторую лигу, предстал теперь под руководством Гаджи Гаджиева в ином облике. Это была уже не та команда, которая могла проиграть самым неожиданным образом.
В 2000 году «Анжи», являясь новичком элитного дивизиона, как известно, прямо-таки удивил футбольную общественность. Игрой, результатом и стремлением. А когда в Махачкалу приезжали гранды российского футбола, то праздник становился двойным. Болельщики, привыкшие к победам, жаждали утихомирить московских гостей. Не получилось трижды: подопечные Гаджи Муслимовича сыграли вничью с «Торпедо» (0:0), «Динамо» (2:2) и проиграли «Спартаку» (0:2). Но вот в двух других случаях… Это были ЦСКА и «Локомотив».
С армейцами, кстати, «Анжи» в 2000 году сыграл ещё и в Кубке России, притом дважды. В апреле махачкалинцы на правах хозяев поля играли на нейтральном поле в Астрахани. Так уж сложилось исторически, что наша команда не всегда удачно пробивала послематчевые пенальти, стоит вспомнить два кубковых финала против «Локомотива» (2001) и ЦСКА (2013). И в тот день, 11 апреля 2000 года, жёлто-зелёные в рамках 1/4 финала оказались менее удачливы в решающей серии. Зато в следующем розыгрыше Кубка «Анжи» в Москве «отомстил» ЦСКА, выиграв со счетом 3:1. Особенно в тот день был хорош Адиев, отыграв, пожалуй, один из лучших своих матчей в карьере. Два гола Магомеда запомнились болельщикам надолго.
Так вот, когда приехал ЦСКА, ажиотаж был неимоверный. Достаточно сказать, что уже за полчаса до стартового свистка все трибуны стадиона «Динамо» были битком забиты. И это привычная картина того времени. Болельщики приходили заблаговременно не с пустыми руками: шашлыки, хлеб, разного рода напитки. Порой казалось, что на трибунах самая настоящая маёвка. На каждое спорное решение главного арбитра болельщики тут же реагировали фирменным приёмом – в сторону судьи летели пластиковые бутылки (и не пустые). А ещё монеты, зажигалки и другие предметы.
Приезд москвичей в Махачкалу совпал с нестабильной игрой команды, которая находилась в нижней части турнирной таблицы, и сменой главного тренера – вместо Олега Долматова был назначен Павел Садырин. Впрочем ЦСКА есть ЦСКА – он всегда грозен, но 8 июня 2000 года попал под махачкалинский каток. Начало игры осталось за гостями, которым даже удалось открыть счёт: с пенальти отличился штатный исполнитель стандартных положений Дмитрий Хомуха. А потом стадион буквально взорвался. Болельщики стали неистово поддерживать своих любимцев, нужно было идти в непрерывные атаки. И, конечно, забивать. Спустя минуту Руслан Агаларов попал в перекладину со штрафного – напряжение нарастало.
А голы родились, начиная с конца первого тайма. Перед уходом на перерыв Предраг Ранджелович вернул должок гостям в виде результативного удара с пенальти. Во втором тайме Нарвик Сирхаев оформил дубль, ещё один мяч оказался на счету Агаларова. Весь этот футбольный спектакль проходил, разумеется, под несмолкаемый рёв трибун. Праздник удался! Болельщики запомнили матч надолго, отведя его в разряд одного из лучших в том сезоне, а Гаджи Гаджиев на пресс-конференции коротко рассказал про команду: «Почему-то некоторые мои коллеги по высшему дивизиону считают, что по сравнению с прошлым годом мы серьёзно усилили состав. Сегодня об этом и Павел Фёдорович говорил. На самом же деле прибавился только один новичок – Стойкович. Вот и всё наше усиление. Правильно отмечают, что вот уже восемь матчей вторые таймы мы играем лучше, нежели первую 45-минутку. Сказывается фундамент физической подготовки, который мы заложили в межсезонье».
Теперь про «Локомотив». Вновь ажиотаж, билетов нет. Разве что только у перекупщиков, которых, кстати, бывало тогда немало. Все болельщики знали их в лицо, но услугами пользовались обычно только те, кто приезжал в Махачкалу из других городов и сёл. И на этот раз стадион оказался полон. И опять трибуны «Динамо» заполнили задолго до начала игры. За день до матча гости, как и полагается, провели предыгровую тренировку на стадионе при закрытых дверях. Болельщиков «Анжи» это не остановило, и они оказались внутри «чаши», взобравшись по осветительным мачтам, высота которых составляет, как вы догадываетесь, немало метров.
Махачкалинская команда победила. На этот раз хватило одного забитого гола.
Наставник железнодорожников Юрий Сёмин после матча выразил такое мнение:
«Футбол получился честный, мужской, с жёсткостью, которая ни разу не перешла в грубость. Очень обидно – потеряли важнейшие три очка в гонке за чемпионство. Во втором тайме я подумал: если увезём из Махачкалы очко, будет нормально. И это притом, что мы везде стараемся играть на победу».
Эту, как и другие игры, транслировали на местном телевидении – ТБС. Комментировал их Руслан Эскендеров, у которого была и своя авторская передача «Футбольный дивизион», она имела успех. Болельщики каждый раз с нетерпением ожидали очередной выпуск. У Эскендерова во время матчей выработалась одна привычка – все голы он праздновал в латиноамериканском стиле. Выкрикивая слово «гол» протяжно и громко. На этот раз в порыве, когда Ранджелович забил победный мяч в ворота «Локомотива», добавил фразу, ставшую легендарной: «Нигматуллин, тащи!».
Кстати, спустя год, в Махачкале «Анжи» обыграл «Локо» с таким же счётом. И его автором вновь стал Предраг Ранджелович. Но на этот раз Эскендеров пожалел Нигматуллина и не стал выкрикивать полюбившееся всем словосочетание.