Живи, «Анжи»!
Мы познакомились 27 лет назад. Я шел по улице 26 Бакинских комиссаров и ближе к улице Калинина услышал рёв. Чем ближе подходил к стадиону «Труд», тем громче он становился. И когда я зашел туда и впервые увидел ее, сразу понял – это моя команда. Это мой «Анжи».
Впрочем, похоже, в тот день не все и понимали, кто играет. Футболки вроде динамовские – с отодранной буквой «Д», но это явно не «Динамо», хотя многие игроки раньше выступали в составе бело-голубых. А Александр Маркаров в свои 42 года бегал по полю вместе с сыном. Вот такое было становление у «Анжи». Играли на ужасном поле, но одна-единственная трибуна стадиона всегда была переполнена. Зрители сразу приняли «Анжи». Да и название какое – «Анжи»! Короткое и звонкое. Так, помнится, бабушка моя Махачкалу всегда называла.
«Анжи» не был махачкалинским клубом, он был дагестанским. За него болела вся республика. Знаменитые костековские фанаты, которые за свои деньги арендовали автобус и поддерживали любимый клуб порой даже на выездных матчах, не говоря уже о домашних. А как не вспомнить андийцев, которые взяли под свое крыло одного из игроков команды и даже подарили ему орла. Когда команда вынуждена была играть в Каспийске, оба города жили матчами «Анжи».
Есть игры, которые особенно запомнились. Первая игра с «Аланией» (тогда еще «Спартаком») из Владикавказа в 1/16 финала Кубка России. «Анжи» играл во второй лиге, и о нем никто не знал. Забитый стадион «Динамо» заревел от восторга, когда Нарвик Сирхаев прошел по левому флангу, сместился в центр и перекинул мяч мимо легендарного Заура Хапова. Тогда «Анжи» проиграл будущему чемпиону страны – 1:2, но через год в Каспийске на той же стадии Кубка взял реванш – 2:1. После финального свистка болельщики выбежали на поле – каждый хотел обнять Мишу Маркарова, забившего победный гол.
После этого махачкалинцы обыграли еще одну команду из высшей лиги — «Жемчужину» из Сочи, а их матч 1/4 финала с московским «Динамо» показывали по центральному ТВ.
В памяти остался восторг от выхода команды сначала в первую лигу (спасибо Эдуарду Малофееву), а через три года и в высшую (спасибо Гаджи Гаджиеву).
Как забыть финальный матч за Кубок России с «Локомотивом», когда, казалось, что вот он, Кубок, наш – Сирхаев забил на последней минуте, но нашелся такой Заза Джанашия, сравнявший счет, и затем «Анжи» проиграл по пенальти.
Первая еврокубковая игра «Анжи» с шотландским «Глазго Рейнджерс», который трусливо не приехал в Махачкалу, а единственный матч на нейтральном поле в Польше завершился минимальным поражением нашей команды – 0:1.
А затем с «Анжи» случилось что-то невероятное, как тогда казалось, – клуб перешел во владение Сулеймана Керимова, и началась «Новая история». Приезд суперзвезд, чартерные вылеты на выездные матчи, поездки в Европу, сумасшедший антураж на трибунах, бронзовые медали, помпезное открытие «Анжи-Арены». Хотелось верить, что это навсегда!
Вряд ли миллиардер когда-нибудь расскажет общественности, что послужило причиной так называемого переформатирования и почему ему так быстро надоело играть в футбольного босса. Сейчас многие с досадой говорят: «Уж лучше бы он и не приходил в «Анжи». Худо-бедно, но команда жила, вылетала из премьер-лиги, возвращалась обратно, жила в долг, но так живут многие футбольные клубы». Возможно, они и правы, но история не терпит сослагательного наклонения. Это было, и это случилось.
«Анжи» сейчас скорее мертв, чем жив. Должно случиться что-то невероятное, чтобы клуб продолжил жить. Но будет очень жаль, если он перестанет существовать. Живи, «Анжи»!
Тем временем стало известно, что махачкалинский «Анжи» не сможет выступить в Футбольной национальной лиге (второй по статусу в России) в следующем сезоне – клуб отозвал апелляционную жалобу. Теперь «Анжи» имеет право выступать только в ПФЛ. Об этом сообщил начальник отдела лицензирования Российского футбольного союза Евгений Летин.
— Чтобы получить лицензию для клубов второго дивизиона, есть внештатная процедура. У «Анжи» есть половина июня для того, чтобы пройти эту процедуру, — сказал Летин.
Генеральный директор дагестанского клуба Абсалутдин Агарагимов прокомментировал ситуацию с возможным продолжением участия команды в чемпионате России.
— Сегодня (29 мая. – «ДП») был последний день подачи документов в апелляционную комиссию. Необходимые документы мы представить, к сожалению, не смогли. Это в первую очередь документы, отражающие погашение имеющихся задолженностей и финансовые гарантии на новый сезон. Финансовая ситуация на сегодняшний день не изменилась, соответственно нам нечего было представить комиссии, и не имело смысла обжаловать первоначальное её решение. Теперь мы сосредоточимся на подготовке к внештатной процедуре лицензирования для участия в первенстве ПФЛ. Это вполне реально в нашей ситуации, так как необходимый для второй лиги бюджет гораздо меньше. Кроме того, нам нужно подготовить «дорожную карту» – план погашения имеющихся просроченных задолженностей на ближайшие один-два года. Заявиться в ПФЛ по внештатной процедуре мы можем до 18 июня. Рассчитываем на помощь и содействие в этом вопросе и со стороны руководства РФС. Александр Валерьевич Дюков (президент РФС. – «ДП») проявил заинтересованность в сохранении «Анжи», значит, мы обязаны цепляться за любую возможность сохранить профессиональный статус клуба. В подобных ситуациях многие спешат закрыть клуб и объявить о банкротстве, уйдя, таким образом, от долгов. Мы же действительно хотим свои долги погасить и рассчитаться с нашими футболистами, – отметил Агарагимов.