– Анастасия Геннадьевна, расскажите, как вы пришли в профессию? Это была мечта детства или осознанный выбор уже во взрослом возрасте?
– В профессию я пришла случайно. После окончания школы у меня не получилось поступить в желаемый вуз на другую специальность, и, чтобы не терять времени, я подала документы на направление, соответствующее выбранным мною предметам ЕГЭ. На первом курсе, пока шло освоение общеобразовательных предметов, я еще не видела себя логопедом и думала, что получу диплом, скажем так, для галочки. Но начиная со второго курса, когда появились специализированные предметы, я погрузилась в логопедию с головой.
– Какой самый главный урок вы извлекли для себя за годы работы?
– Любую деятельность всегда необходимо начинать от простого (примитивного) к сложному.
– А какой из распространенных мифов о работе логопеда вас раздражает больше всего?
– Не знаю, можно ли считать это мифом, но я крайне негодую, когда люди считают, что логопед способен за пару месяцев скорректировать речевой дефект. Иногда такое действительно возможно, в большинстве же случаев коррекция длится от нескольких месяцев до пары-тройки лет. И практически всегда требуется комплексная работа нескольких специалистов, в том числе медицинского профиля, вовлеченность родителей или взрослого пациента.
– Какой был самый сложный случай в вашей практике? И что помогло добиться результата?
– На моей памяти было много тяжёлых случаев, и для каждого пациента был выбран свой метод, поэтому выделить какой-то конкретный сложно. Но точно могу сказать от лица всех коллег, что нам будет сложно работать и помогать, если после окончания занятий сформированные навыки не будут повторяться и вводиться в ежедневную речевую практику.
– Правда ли, что современные дети стали говорить хуже, чем 10–20 лет назад?
– К сожалению, это так. И дело тут не столько в появлении гаджетов или изменившейся экологической ситуации, сколько в том, что сами родители стали меньше внимания уделять развитию детей. Сейчас с раннего возраста отдают на изучение иностранного языка, всевозможные (чаще всего ненужные) развивашки, а дома оставляют детей один на один с тем же телевизором, планшетом, телефоном… В итоге не развиваются ни словарь, ни грамматика, страдает звукопроизношение, так как происходит меньше взаимодействия с лицом взрослого и его артикуляцией, ввиду информационного шума нарушается формирование фонематического восприятия (речевого слуха).
– Работа логопеда – это больше искусство или точная наука?
– Точная наука с элементами искусства (улыбается). Сейчас развитие логопедии идёт семимильными шагами: предлагаются новые методы и подходы к диагностике, коррекции устной и письменной речи на основе новых исследований и состояний выбранных групп детей и взрослых.
– Назовите топ-3 тревожных звоночка для родителей, которые точно указывают на то, что пора показать ребенка логопеду. И в каком возрасте?
– Не понимает обращённую речь и делает действие только тогда, когда вы дадите подсказку жестами или взглядом. Если молчит или произносит всего пару слов даже в 2–3 года. И что касается школьников: если в конце первого класса присутствуют трудности с освоением письма и чтения, то это тоже повод обратиться к специалисту. В профилактических целях всегда рекомендую родителям держать под рукой табличку с нормами речевого развития (они сейчас доступны и легко «гуглятся»). В случае отставания следует обратиться за консультацией, ведь задержка может быть темповой и не критичной, а в некоторых случаях – сигналом о дефицитарном развитии.
– Какую простую игру или упражнение вы бы порекомендовали родителям для профилактики речевых проблем у детей 2–3 лет?
– Пропевание песенок, потешек с простыми движениями: хлопками, топаньем, прыжками; чаще взаимодействовать лицом к лицу, чтобы ребёнок мог наблюдать за тем, как вы шевелите ртом, и одновременно слушать, какие звуки вы при этом проговариваете.
– Какова роль гаджетов в формировании речи? Есть ли в них хоть какая-то польза, или это абсолютное зло?
– Сократ однажды сказал: «Всё есть добро, и всё есть зло». Гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни и ограничить ребёнка полностью не выйдет, поскольку иногда это действительно становится «спасением» для родителей в быту и в какой-то степени является инструментом развития речи ребёнка. Будет лучше, если пребывание в них минимизировать (причем это касается в целом информационного шума: визуального и звукового), в идеале до 2 лет и вовсе ограничить до нескольких минут в день, чтобы в будущем это не сыграло в минус сенсомоторному развитию ребёнка, его восприятию окружающего мира. Всю информацию по поводу времяпровождения в гаджетах можно найти в рекомендациях Всемирной организации здравоохранения, которые, как мы понимаем, были взяты не с потолка.
– Многие думают, что логопед – это только для детей. А с какими запросами к вам обращаются взрослые?
– Взрослых в моей практике было очень мало, лично ко мне обращались только с запросами на исправление звука «Р» и так называемой «шепелявости», улучшение дикции. Но мои коллеги работают также с постинсультными состояниями, когда произошёл распад устной и/или письменной речи, улучшением ораторских качеств.
– Что для вас является самой большой наградой в профессии? Момент, когда ребенок впервые выговаривает сложный звук, или что-то другое?
– Скорее не когда ребенок что-то научился проговаривать, лучше стал писать/читать, а когда я узнаю, что значительно улучшилось качество жизни пациента. Ведь именно для этого я пришла в профессию – помогать делать эту жизнь легче и интереснее посредством красивой речи!
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




51