Продолжение. Начало в №167
Обязательная маркировка для пива, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, биологически активных добавок введена с 2023 г.
18 категорий
В 2024-м перечень товаров, подлежащих маркировке, расширился, и в него вошли дополнительно 18 категорий товаров, в том числе икра, безалкогольное пиво, растительные масла и консервы. В таблице 1 представлена пищевая продукция, которая год назад находилась в стадии пилотного проекта.
В течение 2024–2025 гг. в перечень пищевой продукции, подлежащей обязательной маркировке, вошел еще целый ряд товаров. Посмотрим теперь на таблицу 2.
Так, с 1 сентября 2024 года введена обязательная маркировка на безалкогольное пиво, производство которого значительно возросло в последние годы. В течение сентября производители и импортеры должны были зарегистрироваться в системе «Честный знак». Контроль за производством и оборотом алкогольной и слабоалкогольной продукции в РФ ведется уже давно с помощью системы «ЕГАИС», в которой учет проводится поштучно, однако в отношении пива контроль на основании данных контролирующих служб был признан недостаточным. Между тем пивоварение – одна из самых экономически эффективных и успешно развивающихся отраслей пищевой промышленности. По данным отчета 2021 года, Россия заняла четвертое место в мире по потреблению пива (более 8,9 млн килолитров) после Китая, потребляющего до 35,974 млн килолитров, США (20,356) и Бразилии (14,3). Стимулом к развитию рынка безалкогольного пива (содержание этанола в среднем 0,5–1,5%) стал тренд на осознанный отказ от алкоголя, начавшийся в период пандемии. Если сейчас его производится до 2 % от общего уровня, то к концу 2025-го предполагается довести эту цифру до 20 %. Производители предлагают покупателям всё более разнообразный ассортимент, в том числе фруктового пива. В России самым популярным вкусом признан грейпфрут.
В упрощённом режиме
Поскольку пиво слабоалкогольный напиток, а часть его – полностью безалкогольный продукт, лицензия на производство и продажу не требуется. Прослеживание через систему «ЕГАИС» ведется соответственно в упрощенном режиме (партиями), что в свою очередь привело к росту нелегального оборота напитков до 16 %. Потери бюджета от продажи нелегального безакцизного пива оцениваются более чем в 30 млрд рублей в год. А некоторые компании, как показывают проверки, под видом продукта продают суррогат из порошка, воды, спирта и различных добавок. Таким образом, уже давно требовался надежный механизм защиты от выпуска некачественной продукции, и маркировка пива должна стать защитным инструментом для потребителей от недобросовестного производителя и продавца.
Внедрение системы контроля безалкогольного пива происходит поэтапно. С 1 октября 2024 года обязательной маркировке, согласно постановлению, подлежали все виды упаковок безалкогольного пива, с 1 января 2025 г. запрещена продажа немаркированных напитков в любой упаковке. Далее с 1 апреля введена обязательная передача сведений о выводе пива из оборота путем розничной продажи, включая сведения о частичном выбытии напитка, упакованного в кеги при его продаже в розлив. При обнаружении продукции без маркировки она автоматически подлежит конфискации со штрафными санкциями. Маркировка затрагивает всех участников рынка, включая оптовиков и дистрибьюторов, поставляющих пиво в торговые сети, магазины и заведения сегмента НоReCa, розничных продавцов, магазины, общепит (кафе, рестораны, бары, пабы).
Меры поддержки
Если в пилотном проекте, проходившем до сентября 2024 года, принимали участие около 350 компаний, 222 из которых были производителями, то в настоящее время в системе «Честный знак» зарегистрировались около 1350 российских производителей и 160 импортеров пива. Поскольку маркировка продукции является сложной и дорогостоящей процедурой, государство ввело программы поддержки, обеспечивающие беспроцентную рассрочку и компенсацию 50 % расходов на маркировочное оборудование для предприятий небольшой мощности.
Отчитываться участникам рынка будет необходимо сразу в две системы контроля, интегрированные между собой.
В «ЕГАИС» отправляется информация о количестве произведенной и проданной продукции, а в «Честном знаке» маркируется каждая бутылка и каждая кега, подключенная к крану. Взаимодействие двух систем контроля будет способствовать «обелению» рынка и получению положительного эффекта для потребителей, отрасли и государства в целом. Маркировка позволит осуществлять прослеживаемость производства и оборота продукта, что обеспечит качество и безопасность для потребителей. Однако несмотря на выстроенную систему менеджмента качества (СМК) продукции и услуг и систему контроля, количество фальсифицированной продукции в стране пока не уменьшается, поскольку не все участники производства подключены к системам контроля или находят пути их обхода.
Как известно, качество молочной продукции регламентируется техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» (с изменениями на 15 июля 2022 года). Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории ТС, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации. А еще требования к маркировке и упаковке молока и продукции для обеспечения их свободного перемещения. Технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно назначения и безопасности «молочки».
Фальсифицированной продукцией считаются товары, не соответствующие заявленным характеристикам. В частности, доля фальсифицированной молочной продукции на рынке в последние годы начала расти из-за дефицита молочного жира, который производители заменяют на растительный. На такой шаг они идут, снижая расходы, так как себестоимость псевдомолочного продукта может быть в четыре раза ниже. Проблема молочного фальсификата стоит и в системе общепита и госзаказа. Потребитель не может определить, на каком сырье изготовлено блюдо, а ключевым фактором выбора поставщика остается низкая цена. Выявлять нарушения удается лишь в лабораторных условиях.
(Продолжение следует)
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




5