X
06:32 21.08.2008

Реформа системы повышения квалификации руководителей практического здравоохранения

Реформа медицинского образования предусматривает совершенствование направлений подготовки медицинских кадров как одного из ведущих слагаемых ресурсов здравоохранения. Успешное решение задач, ставших перед здравоохранением в новых экономических условиях, во многом зависит от профессиональной компетентности, подготовленности руководителей здравоохранения разных уровней управления.

Идея подготовки специалистов в области менеджмента в  здравоохранении получает все большее признание  и позволяет в современных сложных экономических условиях  достойно выжить между коммерческими и государственными структурами в системе здравоохранения. Вопросы целевого обучения в прогнозах определяют приоритетность  высокого уровня подготовки. Это прежде всего: достижение понимания и убежденность в правомерности стратегии развития отечественного здравоохранения; совершенствование методов технологии управления и   принятия рациональных решений в зависимости от ситуации; восстановление вертикали управления системой   здравоохранения.

Чтобы эти цели были достигнуты  и мы получили специалиста, способного решать   на   современном уровне проблемы общественного здоровья и здравоохранения,  необходимо    соблюдать    общепринятые    приоритеты: создание адекватных учебных программ и учебно-методических материалов для руководителей практического звена; совершенствование контроля знаний; материально-техническое обеспечение; обучение  педагогического состава.

Подготовка организаторов как в нашей стране,   так и за рубежом,   определяет приведенные выше приоритеты.

Многоуровневая система до -и последипломного образования специалистов, которая предполагает базовый (основной) уровень на студенческой кафедре;  повышенный (углубленный) уровень подготовки (кафедра ФПК и ППС),  продиктована современным состоянием и перспективами развития здравоохранения,  основана  на отечественном и зарубежном опыте.  Данная система  обучения  и стажировки построена на подготовке профессионала-организатора, что, несомненно, является важнейшим условием  престижа данной профессии. 

Практика  показывает, что при одинаковых кадровых и материальных возможностях лучших результатов добиваются те учреждения, где руководитель обладает высоким уровнем компетенции, умением предвидеть и оценить ситуацию, принимать верные решения и обеспечивать их практическую реализацию.

Учитывая необходимость претворения реформ, основной наиболее важной задачей является последипломная подготовка, которая условно представлена 2 этапами: первичная специализация и тематическое усовершенствование, опирающиеся на кафедры так называемого  «последипломного образования».

Существующая  практика, предусматривающая повышение профессиональной подготовки  1 раз в 5 лет, не соответствует требованиям сегодняшнего дня.  Страдает информативность в вопросах менеджмента и маркетинга.  Учебные программы  базируются в основном  на отечественном опыте  без учета  зарубежных моделей, существенно отличающихся от российских. 

Интеграция основ подготовки организаторов здравоохранения по Болонской системе с усилением акцента на углубленное изучение основ менеджмента и маркетинга, экономического анализа деятельности лечебно-профилактических учреждений, несомненно, развивает  новое прогрессивное,  экономическое мышление,  позволяющее  при дефиците ресурсов  достигать эффективности  и качественности медицинских услуг, что само  по себе  является  позитивным явлением в системе подготовки руководящего звена.

В программу обучения включены следующие разделы: совершенствование профессионального мастерства с рассмотрением основных разделов практического здравоохранения; психологическое образование и совершенствование личностных качеств с изучением вопросов  психологии управления, этики и деонтологии руководителя лечебно-профилактического учреждения; организация  аналитической и научно-исследовательской работы, без которой невозможно развитие и совершенствование здравоохранения; изучение зарубежного опыта  организации отраслевых направлений здравоохранения.

Разработке новой системы подготовки и последипломного  обучения специалистов новой фармации —  менеджеров здравоохранения  способствует  принятый в июле 1992 г. Закон РФ «Об образовании». В нем предусмотрены введение профессиональной подготовки  по разработанным и утвержденным стандартам; переход от периодического к непрерывному профессиональному и  экономическому обучению специалистов;  также их обязательная аттестация после освоения профессионально-образовательных программ во вновь создаваемой Государственной аттестационной службе.

В системе последипломного образования, несомненно, должно планироваться и осуществляться непрерывное обучение с применением не только эффективных традиционных методов, но также и новых стратегий обучения, которые больше удовлетворяют требованиям реформируемого здравоохранения. Реформа здравоохранения требует профилактической направленности образовательной среды, обучения медицинских работников социально-правовым и экономическим дисциплинам.

Опыт работы  с курсантами показал, что подготовка организаторов здравоохранения  должна продолжаться после окончания специализированной интернатуры  на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФПК  не более чем  2-3 года с последующей аттестацией и сертификацией.

В  процессе обучения результативны такие активные методы, как: деловые игры, разбор конкретных ситуаций, дискуссии,  школы по обмену опытом, выездные занятия на базе передовых медицинских учреждений, нацеленные в конечном результате на активное внедрение полученных знаний в практическую деятельность.  Нужна подготовка лидеров и менеджеров, а также подготовка педагогического состава.

Ведущим фактором, оказывающим влияние на качество подготовки специалистов-организаторов здравоохранения, является педагогическая компетентность преподавательского состава кафедры, уровень квалификации которых  оценивается   качеством лекций, их информативной насыщенностью, результативностью семинаров и прикладной ценностью практических занятий. Педагогическое мастерство должно регулярно подкрепляться  не только за счет самообуча чтением мед. литературы, профильных журналов и Интернет-сайтов. Необходимо участие в работе республиканских, всероссийских и международных научно-практических конференций, семинаров, не говоря уже о регулярных выездах на курсы повышения квалификации в центральных вузах страны на профильные кафедры. 

На фоне происходящего реформирования системы здравоохранения кафедры должны постоянно корректировать учебные программы с целью формирования у  курсантов современного представления о проблемах здравоохранения, быть в курсе последних достижений медицинской науки, поддерживать необходимый уровень собственных знаний и навыков  в области организации и управления здравоохранением.
 

Статьи из «Здоровье»

Такая разная медицина

2
Народная медицина и традиционные методы врачевания в Дагестане испокон веков существовали...

Врачи Каспийской ЦГБ дают рекомендации по первой помощи при утоплении

2
С наступлением лета и купания в водоёмах участились трагические случаи гибели на воде....

Спасибо, доктор!

60
Общий медицинский стаж нашей героини составляет 66 лет, из них 50 – врачебный. Зухра...

Специалисты женской консультации №2 Махачкалы пояснили, можно ли кальян беременным

7
Беременность безусловно является радостью для каждой женщины и каждой...

Республиканский наркодиспансер проводит в Дагестане Неделю отказа от зависимостей

1
Семь дней с лозунгом «Свобода от зависимостей - путь к свободе и здоровью!»...

Неделя отказа от зависимостей

10
Вредные привычки являются одной из самых больших проблем современного общества. Курение и...