Реформа системы повышения квалификации руководителей практического здравоохранения

Реформа медицинского образования предусматривает совершенствование направлений подготовки медицинских кадров как одного из ведущих слагаемых ресурсов здравоохранения. Успешное решение задач, ставших перед здравоохранением в новых экономических условиях, во многом зависит от профессиональной компетентности, подготовленности руководителей здравоохранения разных уровней управления.
Идея подготовки специалистов в области менеджмента в здравоохранении получает все большее признание и позволяет в современных сложных экономических условиях достойно выжить между коммерческими и государственными структурами в системе здравоохранения. Вопросы целевого обучения в прогнозах определяют приоритетность высокого уровня подготовки. Это прежде всего: достижение понимания и убежденность в правомерности стратегии развития отечественного здравоохранения; совершенствование методов технологии управления и принятия рациональных решений в зависимости от ситуации; восстановление вертикали управления системой здравоохранения.
Чтобы эти цели были достигнуты и мы получили специалиста, способного решать на современном уровне проблемы общественного здоровья и здравоохранения, необходимо соблюдать общепринятые приоритеты: создание адекватных учебных программ и учебно-методических материалов для руководителей практического звена; совершенствование контроля знаний; материально-техническое обеспечение; обучение педагогического состава.
Подготовка организаторов как в нашей стране, так и за рубежом, определяет приведенные выше приоритеты.
Многоуровневая система до -и последипломного образования специалистов, которая предполагает базовый (основной) уровень на студенческой кафедре; повышенный (углубленный) уровень подготовки (кафедра ФПК и ППС), продиктована современным состоянием и перспективами развития здравоохранения, основана на отечественном и зарубежном опыте. Данная система обучения и стажировки построена на подготовке профессионала-организатора, что, несомненно, является важнейшим условием престижа данной профессии.
Практика показывает, что при одинаковых кадровых и материальных возможностях лучших результатов добиваются те учреждения, где руководитель обладает высоким уровнем компетенции, умением предвидеть и оценить ситуацию, принимать верные решения и обеспечивать их практическую реализацию.
Учитывая необходимость претворения реформ, основной наиболее важной задачей является последипломная подготовка, которая условно представлена 2 этапами: первичная специализация и тематическое усовершенствование, опирающиеся на кафедры так называемого «последипломного образования».
Существующая практика, предусматривающая повышение профессиональной подготовки 1 раз в 5 лет, не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Страдает информативность в вопросах менеджмента и маркетинга. Учебные программы базируются в основном на отечественном опыте без учета зарубежных моделей, существенно отличающихся от российских.
Интеграция основ подготовки организаторов здравоохранения по Болонской системе с усилением акцента на углубленное изучение основ менеджмента и маркетинга, экономического анализа деятельности лечебно-профилактических учреждений, несомненно, развивает новое прогрессивное, экономическое мышление, позволяющее при дефиците ресурсов достигать эффективности и качественности медицинских услуг, что само по себе является позитивным явлением в системе подготовки руководящего звена.
В программу обучения включены следующие разделы: совершенствование профессионального мастерства с рассмотрением основных разделов практического здравоохранения; психологическое образование и совершенствование личностных качеств с изучением вопросов психологии управления, этики и деонтологии руководителя лечебно-профилактического учреждения; организация аналитической и научно-исследовательской работы, без которой невозможно развитие и совершенствование здравоохранения; изучение зарубежного опыта организации отраслевых направлений здравоохранения.
Разработке новой системы подготовки и последипломного обучения специалистов новой фармации — менеджеров здравоохранения способствует принятый в июле 1992 г. Закон РФ «Об образовании». В нем предусмотрены введение профессиональной подготовки по разработанным и утвержденным стандартам; переход от периодического к непрерывному профессиональному и экономическому обучению специалистов; также их обязательная аттестация после освоения профессионально-образовательных программ во вновь создаваемой Государственной аттестационной службе.
В системе последипломного образования, несомненно, должно планироваться и осуществляться непрерывное обучение с применением не только эффективных традиционных методов, но также и новых стратегий обучения, которые больше удовлетворяют требованиям реформируемого здравоохранения. Реформа здравоохранения требует профилактической направленности образовательной среды, обучения медицинских работников социально-правовым и экономическим дисциплинам.
Опыт работы с курсантами показал, что подготовка организаторов здравоохранения должна продолжаться после окончания специализированной интернатуры на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФПК не более чем 2-3 года с последующей аттестацией и сертификацией.
В процессе обучения результативны такие активные методы, как: деловые игры, разбор конкретных ситуаций, дискуссии, школы по обмену опытом, выездные занятия на базе передовых медицинских учреждений, нацеленные в конечном результате на активное внедрение полученных знаний в практическую деятельность. Нужна подготовка лидеров и менеджеров, а также подготовка педагогического состава.
Ведущим фактором, оказывающим влияние на качество подготовки специалистов-организаторов здравоохранения, является педагогическая компетентность преподавательского состава кафедры, уровень квалификации которых оценивается качеством лекций, их информативной насыщенностью, результативностью семинаров и прикладной ценностью практических занятий. Педагогическое мастерство должно регулярно подкрепляться не только за счет самообуча чтением мед. литературы, профильных журналов и Интернет-сайтов. Необходимо участие в работе республиканских, всероссийских и международных научно-практических конференций, семинаров, не говоря уже о регулярных выездах на курсы повышения квалификации в центральных вузах страны на профильные кафедры.
На фоне происходящего реформирования системы здравоохранения кафедры должны постоянно корректировать учебные программы с целью формирования у курсантов современного представления о проблемах здравоохранения, быть в курсе последних достижений медицинской науки, поддерживать необходимый уровень собственных знаний и навыков в области организации и управления здравоохранением.
Статьи из «Здоровье»
Спасать – это здОрово!

По зову сердца

Здоровье родителей – залог благополучной беременности

Это не должно быть для галочки. Поговорим о современной вакцинопрофилактике

В здоровом теле…
