Вперед, на вызов!
На станцию скорой помощи поступил звонок: «Мужчина упал, лежит и не двигается». Больше никакой информации. Медицинская бригада срочно выехала на место. Выяснилось, что пострадавший – строитель, упал с высоты и ударился головой. После оказания первой помощи Хасбулат Агасалимов берет рацию и докладывает: «Состояние очень тяжелое, срочно готовьте реанимацию!»
Таковы будни фельдшеров. Работа сложная, стрессовая, да и проблем хватает. По стандарту на 10 тыс. населения приходится одна скорая помощь. «Город у нас стремительно разрастается, население перевалило за миллион. А бригад скорой помощи знаете сколько? Всего 40! Потому я и работаю через день, хотя должен через три. Не хватает нас, фельдшеров», — делится Агасалимов.
Люди, по его словам, в последнее время стали больше уделять внимания своему здоровью. Это, конечно, хорошо, но некоторые излишне усердствуют. «Бывает, приедешь на вызов, а там палец порезанный. Ну, смешно же! – не скрывает он своего негодования. — Нас даже вызывают при температуре 37 градусов, просят уколоть жаропонижающее. Тратя время на малозначительные вызовы, мы можем не успеть к тяжело больному человеку!»
В стрессовых ситуациях, когда мы спешно вызываем скорую помощь, минуты кажутся часами. В связи с этим работникам скорой помощи приходится выслушивать много негатива в свой адрес. «Махачкала – большой город, добраться за 5 минут не получится. К тому же названия улиц часто меняются (а у некоторых их нет вовсе), вот и ищешь по полчаса», — говорит Хасбулат.
«К каждому фельдшеру прикреплен водитель. Скажу честно, мой всегда нарушает правила, если в этом есть необходимость. Но почему-то к нам на станцию постоянно приходят штрафы о превышении скорости и нарушении прав. Как я знаю, такие же «письма счастья» приходят и пожарным, и в МЧС. Для камеры все лихачи — нарушители, — смеется он и затем серьезным тоном добавляет: — Но когда я сдаю квиток вызова в ГАИ, проблема тут же решается».
Хасбулат Агасалимов – фельдшер со стажем. Уже 15 лет он работает на станции скорой помощи в Махачкале. За это время повидал всякое. «Все мы люди, и здоровье рано или поздно начинает пошаливать. Что далеко ходить? Сам год назад на дежурстве заработал инфаркт. Перенервничал! Такая у нас работа», — говорит фельдшер.
С сожалением констатирует, что врачей в наше время чаще ругают, чем хвалят. Помог – ну и ладно, это его обязанность, не помог – тут же жалоба. Приятную часть работы фельдшера составляет не только спасение жизней, но и получение благодарности от пациента. «Наверное, поэтому слова благодарности запоминаются, потому что они — редкость. Недавно был случай, женщине с астмой помог. Не сложный был вызов. Потом узнаю, что она позвонила на «горячую линию» Минздрава и долго благодарила меня. В итоге мне дали два поощрительных балла к зарплате», — радуется он.
За день Хасбулат Агасалимов успевает оказать помощь 12-16 пациентам. Бывает иногда затишье, когда пару вызовов в день. А бывает, что телефон от звонков раскаляется. «Не забуду дежурство, когда в день было 60 (!) больных. Это во время обильных дождей и отравления воды», — вспоминает Хасбулат.
Для него каждый вызов по-своему памятен. Не может забыть людей, которых спас от смерти. «Помню, конечно, о своих пациентах, как такое забыть? Того же строителя уже дважды оперировали, он сейчас в коме. Слежу, интересуюсь его состоянием. Это ведь и мой труд, мне интересно, куда он приведет», – рассказывает он.
Нашу беседу прерывает срочный звонок. Фельдшер извиняется и спешит к машине скорой помощи. Вперед, на вызов!