Точное количество детей у нас в стране, ежегодно нуждающихся в логопедической помощи, неизвестно – нет официальной статистики. По неофициальным данным, озвученным президентом Гильдии логопедов и дефектологов Юлией Покровской в 2024 году, до 30 % детей в России нуждаются в такой помощи, но только каждый десятый получает её.
Да и без официальной статистики каждый из нас понимает, что кратно увеличилось число детей, которым нужна помощь логопеда, логопеда-дефектолога. Мы, конечно, можем бесконечно рассуждать о причинах этого явления, но ведь речь, согласитесь, не роскошь, а основной способ связи с миром.
Представьте, что вы не можете четко выразить мысль, вас не понимают, над вами смеются, и кажется, мир сужается до размеров клетки. И на помощь приходят они, логопеды. Специалист не просто «ставит звуки», а кропотливо, шаг за шагом строит мосты. Мосты от ребенка с задержкой речи к его первому «мама, я люблю тебя»; от взрослого, перенесшего инсульт, обратно к семье и работе…
Работа логопеда – процесс, требующий творческого подхода, терпения, взаимопонимания между специалистом и пациентом.
Через пальчиковые игры и артикуляционную гимнастику, похожую на зарядку для язычка, логопед подбирает сотни ключиков к одной-единственной заевшей фонеме. Умение услышать за «кашей во рту» дислалию, а за молчанием – мутизм или аутизм, это уже инвестиция в ясное будущее. В будущее, где каждый может быть услышан.
Для многих эта профессия до сих пор ассоциируется с картинками, где малыши учатся выговаривать «рычащие» звуки. Однако современный логопед – это гораздо больше, чем учитель чистого произношения, это специалист широкого профиля, чья помощь может понадобиться в любом возрасте.
Разберём мифы
Логопед нужен только дошкольникам. К логопеду обращаются школьники с дисграфией и дислексией (проблемы с письмом и чтением); взрослые – после инсультов и черепно-мозговых травм для восстановления речи; люди, желающие избавиться от заикания или улучшить дикцию перед публичными выступлениями.
«Само пройдет». К сожалению, не всегда – проблемы с речью нередко являются симптомом более глубоких нарушений (неврологических, психологических). Своевременный поход к логопеду может помочь диагностировать проблему и начать комплексную коррекцию.
Логопед только «ставит» звуки. В сферу его работы входит развитие фонематического слуха (умение различать звуки), лексики и грамматики (словарный запас и правильное построение фраз), связной речи (умение пересказывать, составлять рассказы) и мелкой моторики (тесно связана с речевыми центрами).
Когда стоит обратиться к логопеду? Если ребенок в 2–3 года не говорит или говорит отдельные слова, речь его неразборчива для окружающих после 3 лет, в 5–6 лет есть проблемы со звукопроизношением, он путает слоги в словах, а школьник пишет с постоянными «глупыми» ошибками и медленно читает – не откладывайте визит к специалисту! Помните, логопеды не просто учат говорить правильно, но и красиво, уверенно и свободно, даря своим подопечным один из главных инструментов для успеха в жизни – четкую и ясную речь.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




1