Господдержка растет
Реализация приоритетного проекта «Эффективный агропромышленный комплекс» позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на решении наиболее острых проблем АПК Дагестана. Основной из них является структурно-технологическая модернизация, поскольку наши сельхозпроизводители продолжают работать в неравных условиях с зарубежными конкурентами, у которых и господдержка на высочайшем уровне, и инфраструктура современнее. К тому же за время перестроечных реформ технический потенциал агропромышленного комплекса резко сократился.
Но не только экономические революционные явления стали тому виной. Износ сельскохозяйственных машин и оборудования, отсутствие у производителей средств на приобретение и восстановление сельхозтехники, сокращение финансовых вливаний государства в развитие агропромышленного комплекса, продиктованное санкциями европейцев, создали ряд негативных моментов. Самый отрицательный – это ситуация, при которой производство продукции мелких сельхозпроизводителей сокращается по причине изношенности, а в худшем варианте – выхода из строя сельхозмашин.
В условиях перехода АПК к рыночной экономике спад производства сельскохозяйственной продукции просто недопустим. Да и развернувшейся программе импортозамещения необходимо кратно увеличивать показатели не только качества, но и количества фермерской продукции. Добиться этого без использования современной сельхозтехники невозможно.
К слову сказать, для нашей страны ситуация с кризисными явлениями в этом плане не нова: успешный опыт функционирования машинно-тракторных станций был применен нашими соотечественниками еще в 30-е годы прошлого столетия. Тогда организация машинно-тракторных станций позволила в кратчайшие сроки обеспечить продовольственную безопасность государства, повысить производительность труда в сельском хозяйстве и эффективность производства сельскохозяйственной продукции.
Сегодня, как и тогда, остро стоит проблема повышения уровня технической вооруженности сельхозпроизводства, но финансовые ресурсы хозяйств и государства ограничены. В условиях образования внушительного числа фермерских хозяйств, недостатка укомплектованности их сельскохозяйственной техникой обращение к опыту былых времен выглядит вполне логичным. Однако вернемся в современность, в которой обладателям старой, изношенной техники выполнить задачу вывода АПК на передовую не по силам.
С учетом специфики сельского хозяйства республики, где в значительной мере преобладают мелкотоварные и личные подсобные хозяйства, важно подставить государственное плечо, поскольку подобные производственники не способны самостоятельно решить вопросы обеспечения сельскохозяйственной техникой.
Средний возраст сельхозтехники в республике достиг критических цифр. Необходимо тотальное переоснащение. Но в силу известных обстоятельств государство не располагает финансовой возможностью обеспечить все хозяйства новейшим парком техники. В то же время, учитывая, что руководство Дагестана ставит перед аграриями республики задачу планомерного роста отрасли, парламент республики в рамках заключительной сессии 2017 года, приняв во втором окончательном чтении бюджет республики на 2018 год, предусмотрел в нем и средства на поддержку агропромышленного комплекса.
В частности, 100 млн рублей предусмотрено на лизинг сельскохозяйственной техники, еще 100 млн рублей – на оплату расходов по переработке винограда, сданного на предприятия, производящие алкогольную продукцию, 50 млн рублей – на развитие консервной промышленности, то есть на приобретение асептических установок и компенсацию расходов инвесторов. Кроме того, на поддержку дагестанских сельхозпроизводителей из федерального бюджета республика получит средства в объеме более чем 3,5 млрд рублей. Для сравнения: в 2015 году на финансирование АПК Дагестана из федерального бюджета было направлено порядка 2,7 млрд рублей, в 2014 году сумма эта и того скромнее – 1,9 млрд рублей. То есть нацеленность на рост финансовой поддержки отрасли очевидна, что должно повлиять на показатели развития агропрома.
Что же касается конкретно технической оснащенности, несомненно, что без решения существующих вопросов говорить о конкурентоспособности отрасли будет затруднительно. Тем более когда речь все чаще заходит о необходимости вовлечения сельхозземель в оборот, развитии логистики, переработке сельхозпродукции, строительстве убойных цехов и мясокомбинатов на территории отдельных муниципалитетов, обновлении технопарка.
Но не все зависит от государственной финансовой помощи. Районным руководителям необходимо быть более внимательными к вопросам эффективности, качества и продуктивности использования техники, быть мобильными и гибкими, уметь направлять работу в правильное русло, и тогда придет понимание того, что агропром – это выгодный бизнес, которым просто нужно умело руководить.
Для успешной работы важно и другое – разработка «дорожной карты», предписывающей своевременность централизации работы в том или ином направлении, важен грамотный подход к сотрудничеству с самими сельхозпредприятиями. Помимо этого, улучшение информационного обслуживания, внедрение в хозяйствах передового опыта машиноиспользования, новейших технологий, машин и оборудования позволит решить задачу удовлетворения потребности сельхозтоваропроизводителей в многочисленных технических и агросервисных услугах в полеводстве и животноводстве, будет способствовать освоению прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
Одним словом, предусмотренные дополнительные меры поддержки отрасли должны отразиться на ее развитии. И радует то, что даже в условиях дефицита бюджетных средств финансирование АПК увеличивается.