И в театре, и в кино

Имя народной артистки РСФСР Патимат Хизроевой неразрывно связано с деятельностью Аварского музыкально-драматического театра имени Г. Цадасы. За годы выступлений на сцене родного театра и в кино она создала сотни ролей. И каждая была неповторима, отличалась подлинным артистизмом, большой жизненностью. Сегодня, 20 марта, ей исполнилось бы 95 лет.
А начиналось всё в далеких двадцатых годах прошлого столетия, когда босоногая, симпатичная девчонка носилась по глинобитным крышам домов родного селения Урма Левашинского района, торопясь жить, наслаждаясь каждым днем, любуясь живописной природой. Как птичка-певунья, жадно ловила все разнообразие окружавших ее звуков, мелодий пандура и кумуза, песен односельчан.
Когда семья переехала в Буйнакск, Патимат стала активно участвовать в художественной самодеятельности.
Она была очень трудолюбивой, не чуралась никакой работы. В 1943 г. пришла в театр и сказала: «Хочу поступить в артисты». Это был тот год, когда Аварский театр из высокогорного Хунзаха переехал в Буйнакск, а большинство мужчин-актеров находилось на фронтах Великой Отечественной. Коллектив в основном давал шефские концерты в госпиталях. Здесь и нужен был талант таких, как юная Патимат, чтобы укреплять дух искалеченных жестокой войной солдат.
Патимат много пела, улыбалась каждому слушателю, стараясь подбодрить, вселить веру. И благодарностью ей были ответные улыбки раненых, их аплодисменты. Тогда же в памятном для нее 1943 году начала она, хотя вначале и робко, выступать в одноактных спектаклях. А затем пришла пора более серьезных работ.
Это были роли Байзат в спектакле «Базалай» Г. Цадасы, Сусанны в «Намусе» А. Ширванзаде, Анхил Марин во «Вдохновенной певице» Г. Залова, другие. Пришел и первый зрительский успех, уверивший в правильности избранного жизненного пути.

Created by Readiris, Copyright IRIS 2009
Очень скоро Патимат Хизроева стала популярной и любимой актрисой. Сколько их было — гастролей в отдаленные села, длинных пеших переходов в любую погоду, ночевок в тесных комнатушках, выступлений на годеканах, на крышах саклей, в поле у костров. Нет возможности в кратком рассказе проследить весь ее творческий путь, подробно описать созданные ею роли — ведь их около двухсот.
Но о некоторых из них нельзя не сказать — о таких, как Луиза в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера, Агафья Тихоновна в «Женитьбе» Н. Гоголя, Дездемона в «Отелло» В. Шекспира, Вера Васильевна в «Горянке» Р. Гамзатова, Айна в «Горцах» Р. Фатуева, Ханума в «Хануме» А. Цагарели. Эти её роли вошли в золотой фонд дагестанского искусства.
Отдельного разговора заслуживают работы Патимат Хизроевой в кинофильмах. Она снялась в значительных ролях в таких лентах, как «Горянка», «Баллада о старом оружии», «Сказание о храбром Хочбаре», «Когда кони плачут» и других, создав галерею запоминающихся образов матерей, делясь как мать троих детей своим выстраданным опытом, что и делает эти роли узнаваемыми, земными и в то же время поэтическими.
Трагические, лирические, комедийные героини актрисы навсегда останутся в памяти благодарных дагестанских (и не только!) зрителей. Ушла из жизни Патимат Хизроева в 2005 году.
Статьи из «Культура»
Великому подвигу посвящается!

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»

Победный месяц

История Дагестана и музей

Она считала себя гусаром
