Купить PDF-версию
X

Керамика из Сулевкента

Известный этнограф-кавказовед Е.М. Шиллинг верно отмечал, что сулевкентцы «по быту очень близки к кубачинцам», что «экономика Сулевкента также напоминала Кубачи: для гончаров промысел издавна играл значительную хозяйственную роль». Ранние образцы сулевкентской керамики, найденные в старых разрушенных селениях Дагестана, свидетельствуют о том, что создавали их сулевкентцы еще в VIII–IX веках.

Гончарное дело и керамическое производство существуют в Дагестане с древнейших времен. Уже пять тысяч лет назад здесь был известен гончарный круг, одно из оригинальных изобретений человечества. Только распространение в средневековую эпоху медной посуды несколько потеснило в быту гончарные изделия. Но даже до недавнего времени без гончарной посуды не обходилось ни одно хозяйство.

Керамика Сулевкента функциональна, декор ее очень скуп, но именно в этом заключена главная ее эстетическая ценность. Внимание искусствоведов привлекает разновидность сулевкентской керамики с чертами восточных средневековых фаянсов: часть фона покрыта белым ангобом, оттеняющим подцветку прозрачной глазури. Нет ни рисунка, ни узора — лишь сочетание дополняющих друг друга силуэтов темно-коричневого и бледно-зеленого цветов. Позже в керамике Сулевкента рельефно-лепные и прочерченные узоры сменяются росписью. Роспись выполнялась темно-красной глиной. Покупателей привлекала благородная простота и размеренный ритм параллельных линий и крупных фигур узора изделий, цельно гармонирующих с формой сосуда. Роспись сулевкентских кувшинов привлекала декоративным изяществом и монументальностью, которая наносится широкими, жирными линиями при помощи кусочка войлока. Традиционная основа росписи — 5-образные мотивы, волнистые и прямые линии, завитки, мазки в виде запятых. Роспись на всех сулевкентских кувшинах располагается поясом и представляет собой ряд тонких линий, обрамленных по краям более широкими полосами. Поверх такого линейного пояса наносится несложный орнамент.

Статьи из «Народные промыслы»

Оружейных дел нюансы

53
Саид Саидов (на снимке) работал в инструментальном цехе, познавая секреты этого мастерства....

Душа горца

31
День оружейника – еще один особый день в нашем календаре. Конечно, наша республика не...

Союз металла и дерева

15
На площадке Всероссийского фестиваля-конкурса деревянного зодчества и народных промыслов...

Магия творчества

85
Тонкая филигрань по черни, инкрустация, декорирование драгоценными и полудрагоценными...

Позолоченный русский мир

99
Серебро, позолота, эмаль… Кружево витиеватых линий, переплетаясь, образует узоры...

Квинтессенция будущего

30
Многообразные декоративные формы и образы, словно созданные самой природой,...

Бежта в орнаментах

107
Добраться из Махачкалы до селения Бежта сродни настоящему подвигу: почти шесть часов пути по...

Этнические мотивы в украшениях

83
Литьё, ковка, чернение, гравировка…Переливаясь,...

Чтобы нить времён не прерывалась

84
В каждом селе Дагестана есть свой способ вышивания, свой...

С «алмасовским» звучанием

190
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...

Чухта исполняет просьбу

230
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....