Купить PDF-версию
19:34 | 16 апреля, Вт
Махачкала
X
10:03 28.11.2017

Круговорот истории и легенд под куполом

Влада Бесараб, арт-критик, член Ассоциации искусствоведов и критиков искусства
Выпуск - 2017 №№ 338-339
108

У никальные росписи работы дагестанского художника Абдулзагира Мусаева украсили Зал Славы Администрации Главы Ингушетии, открывшийся в Магасе.

Абдулзагир Бозгитович Мусаев – член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник России, дважды лауреат Государственной премии Республики Дагестан (1999, 2011), профессор. На сегодняшний день он – единственный в Дагестане и один из немногих на Северном Кавказе художников по монументальной живописи. Многие махачкалинцы знают его как автора серии гобеленов для Кумыкского театра, росписей Свято-Успенского кафедрального собора г. Махачкалы – главного православного храма республики.

Росписи Зала Славы в Магасе представляют собой панораму длиной 24 м и высотой 1,77 м с сюжетами из истории и мифологии ингушского народа. Живопись обрамлена надписью на русском (по верхнему краю) и ингушском (по нижнему) языках: «Ингушетия – страна с древней культурой, с трудолюбивым и гордым народом, край радушного гостеприимства и высокого благородства. Ингуши готовы отдать жизнь за честь и свободу, за родину и справедливость, ценят дружбу и мужество, верность слову и боевому братству».

Сам зал имеет сложную конструкцию: он круглой формы и при этом состоит из нескольких ярусов (с колоннами и полуколоннами на первом) разного диаметра, перекрыт куполом. На полу – мозаичный паркет со сложным рисунком. На стенах первого яруса размещены мраморные плиты с именами выдающихся ингушей: военачальников, героев нескольких войн, ученых, общественных, религиозных и культурных деятелей. Над решением этой части здания работала известный ингушский дизайнер Милана Вышегурова. На втором ярусе панорамой развернулись росписи.

По словам Абдулзагира Мусаева, поначалу он хотел отказаться от этого проекта, но его уговорили посмотреть зал. «Я приехал, мне все показали, рассказали, а в конце вручили огромную стопку литературы по истории ингушской культуры, которую я увез с собой с обещанием изучить и подумать. Через две недели я вернулся с эскизами. Мне была предоставлена полная творческая свобода в выборе сюжетов, цветового и композиционного решения. Для обсуждения уже готовых эскизов по распоряжению Главы Республики Ингушетия Юнус-Бека Евкурова, лично контролировавшего ход работы, была созвана специальная комиссия. В нее вошли зампред Правительства Ингушетии Мадина Гойгова, министр культуры Марет Газдиева, замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Лида Плиева, ведущий ученый-историк Нурдин Кодзоев, этнографы, художники и другие представители ингушской творческой интеллигенции. У нас было отличное взаимопонимание с самого начала. Эскиз в целом был утвержден сразу, замечания и пожелания комиссии касались отдельных деталей, они дорабатывались уже в процессе написания и монтажа полотна», – рассказал Абдулзагир Бозгитович.

Столь грандиозную работу предстояло выполнить в предельно сжатые сроки – чуть больше чем за три месяца. Поэтому к ее исполнению была привлечена целая команда художников – выпускников мастерской профессора Мусаева художественно-графического факультета ДГПУ разных лет: Тимур Мусаев-Каган, Александр Сергеев, Асият Арслангереева, Наталья Савельева. Каждый из них – сложившийся художник, уже имеющий своих учеников.

Положительный опыт подобной совместной работы был приобретен ими несколько лет назад: замечательное творческое содружество сложилось в 2007 году во время работы над росписью махачкалинского храма. Предложение профессора Мусаева вновь поработать сообща, поучаствовать в большом проекте приняли с радостью. Помимо собственно росписей нужно было решить и дизайн подкупольного пространства. Изготовлением и монтажом гипсовой лепнины в виде элементов древних ингушских орнаментов, а также выполнением необходимых для этого расчетов и обмеров занимался Магомедгаджи Абдулмуслимов (с помощниками), также являющийся выпускником живописной мастерской ХГФ ДГПУ.

Все это не только показатель высокого качества художественного образования нашего вуза, но в первую очередь прекрасный пример преемственности, развития лучших традиций взаимоотношений мастера и его учеников, подобных тем, что были характерны для художественных мастерских эпохи Возрождения.

Ассоциации с Возрождением возникают не случайно. Абдулзагир Мусаев – блестящий знаток этой эпохи. Вот и в этой своей работе он применил многие приемы исполнения монументальной живописи, сложившиеся тогда и ставшие классическими. Это и традиционные для росписей белый и бирюзовый цвета, взятые в качестве основных, и изменение со­масштабности и пропорций при изображении человеческих фигур и архитектуры, и весьма своеобразное, далекое от пленэрно-реалистического, решение пейзажа, который своими малыми размерами и подчеркнутой плоскостностью придает всей композиции монументальность и величественность.

В каждом сюжете росписей (всего их 9) отражен определенный эпизод из истории или мифологии Ингушетии. При всей условности изображения самые важные, знаковые детали переданы очень подробно, а некоторые элементы воссозданы просто натуралистически точно. Благодаря этому смысловая идея, ход развития действия понятны всем, кто хоть немного знаком с ингушской культурой, а уж знатоки могут наслаждаться игрой символов и многозначностью образов в полной мере.

Но какой смысл было бы вообще строить Зал Славы, если бы речь шла только о восхищении делами давно минувших дней? На мраморе достаточно места для имен героев дня сегодняшнего и тех, кем народ будет гордиться в будущем. Соответственно, перед художником стояла задача не проиллюстрировать историю, а показать, что лучшие древние традиции актуальны и для современности, а также могут (и должны!) стать основой прекрасного будущего, если правильно ими руководствоваться. И решил он ее чисто художественными, живописными средствами.

Рассматривая росписи, зритель движется по часовой стрелке, как бы повторяя движение Солнца, то есть проходит путь, соответствующий правильным природным ритмам. Конечно же, это не случайность. Как и то, что Девять башен – один из символов современной Ингушетии, органично вписан в полотно наряду с такими памятниками старины, священными для каждого ингуша, как святилище Тхаба-Ерды или гора Маитцели. Таких «секретов» в панораме много. Чего стоят только как бы случайно разбросанные по всему полотну солярные знаки (стилизованный солярный знак является официальной эмблемой Республики Ингушетия, название столицы «Магас» переводят как «город Солнца» и по преданию современный Магас стоит на том же месте, что и древний. – Прим. авт.), спирали и другие, ненавязчиво повторяющиеся изображения, точно скопированные с артефактов, найденных на территории Ингушетии. Через такие тщательно прописанные детали, через строгую последовательность сюжетов, через почти математически выверенную расстановку фигур создается ритм, придающий многообразие движению всей композиции, собирающей ее в единое целое.

Первым мероприятием, проведенным в новом Зале Славы, стало приуроченное ко Дню Республики Ингушетия торжественное вручение Главой Республики Юнус-Беком Евкуровым федеральных и республиканских наград. Это была своеобразная презентация всего Зала и панорамы общественности. Возможно, в дальнейшем здесь будут организованы экскурсии для широкого круга зрителей.

Похожие

Высоко-высоко в горах

107
В отличие от многих других кавказских республик большинство россиян не могут что-либо...

Октябрь в Ингушетии. Продолжение следует?

100
События, недавно происходившие в Ингушетии,...

Владимир Васильев посетил Ингушетию

79
Врио Главы Дагестана Владимир Васильев в ходе...

Братья на века

73
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Республики Ингушетия...

Донести позитивный образ Кавказа

48
Огромное количество журналистов, спикеров,...

Мы – потомки нартов

69
Смею утверждать, что существует на свете «мегаполисный синдром». Это когда городские жильцы на одной лестничной площадке не знают, как звать друг друга. Работа,...

Чтобы дружба не погасла…

16
Делегация дагестанских парламентариев во главе с Председателем Народного Собрания Хизри Шихсаидовым 22-23 ноября с официальным визитом побывала в Ингушетии с...

Он «сочиняет» балет

81
Последние аккорды балетного спектакля. На сцену приглашают хореографа-постановщика поистине волшебного действия Мусу Оздоева. Стройный, легкий, изящный,...

Письмо, сближающее нас

31
Депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской и Дагестанской АССР в Среднюю...

Обретая силу духа

16
Помнится, в прежние времена многонациональный Кавказ гостеприимно встречал своих друзей и просто гостей, решивших заехать сюда на огонек. Так было принято. Так и...

Статьи из «Культура»

Яран-Сувар на берегах Невы

4
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

5
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

4
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

3
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

Иван Хлестаков из Махачкалы

22
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

30
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

18
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Письмо к женщине

26
В 1924 году поэт Сергей Есенин написал свое известное стихотворение «Письмо к женщине». Это...

Музыкальные впечатления

7
Дагестанская филармония провела концерт, посвященный 185-летию со дня рождения выдающегося...

Умрет ли писательство как профессия?

6
Сколько сегодня зарабатывают писатели в России? Почти ничего, к сожалению. Более того, сами издательства требуют у авторов...

Призвание дагестанской интеллигенции

13
Дагестан – признанный регион уникальной многонациональной культуры. Её творцом, носителем и распространителем...

Загадочный ашуг с глубоким взглядом

29
Эти пронзительные строчки со смыслом не могут не...