Купить PDF-версию
12:11 | 19 марта, Вт
Махачкала
X
16:17 13.07.2018

Памятник бурке или чуду?

Столица Греции Афины. Центральная площадь. Посередине огромная скульптурная фигура из … листового стекла, да-да, того самого, что идет на стекление витрин торговых центров, витражных окон огромных зданий. Современно, оригинально.

Эта оригинальность была оценена издателями Книги рекордов Гиннесса как первая фундаментальная скульптура из стекла. Чтобы защитить ее от вандалов, греки поместили столь редкое творение в центре большого по площади фонтана. Под солнцем эта фигура искрится, будто бриллиант, а вечером, омываемая цветными струями воды, она завораживает. «К тому же эта красота, наверное, недорого стоит, не то что мрамор или гранит», — подумала я, и невольно возник ассоциативный ряд со скульптурами в моей родной Махачкале.

Их у нас до обидного мало, а те, что есть, громоздки и тяжеловесны, не считая бюстов из других материалов. Созданы они маститыми художниками. Обедненная скульптура Махачкалы даже намеком не дает понять, что в республике есть Институт искусств, самый крупный на Северном Кавказе Союз художников с индивидуальными мастерскими, члены которого имеют высокие награды по искусству. Есть у нас и национальная традиция создания керамических скульптур малой формы, резьбы по дереву, камню, обработки металла, кузнечного дела. В городе всего лишь чуть больше десятка монументов, которые установлены определенным людям за их заслуги, и это скорее дань памяти, нежели украшение города.

Наш город донельзя уплотнен безликой застрокой, мало приспособленной для комфортной жизни махачкалинцев. Скажете, мол, внешний вид города портят старые дома. А вот и нет.

Посмотрите, какими новыми бездарными коробками застроили территорию бывшего завода стекловолокна. Их даже сосчитать трудно. Один дом буквально налеплен на другой, и все они многоэтажные. В пересчета на население это целый микрорайон. Мало того, что построили жилье на территории химического предприятия без среза верхнего слоя земли и замены ее, так и дома поставили будто наспех, кое как, прижав друг к другу так, что можно на расстоянии вытянутой руки видеть жизнь семей соседнего дома. Автостоянки, спортивные площадки, зоны отдыха для детей и взрослых – дело десятое. Дома уже заселяют.

Может, благоустройства, даже элементарного, и вовсе не будет, как это произошло при застройке большой части территории завода им. М.Гаджиева. Дома налепили, люди живут годами среди мусора, рытвин, ухабов, бродячих собак, даже без планировки пешеходных дорожек, не говоря уже о всем прочем. И это в центре столицы республики, в новостройке. Не лучше в новом микрорайоне вдоль берега моря в Редукторном поселке. Таких примеров множество. Какая уж тут эстетика города!

Хотя современная архитектура городов не имеет жестких рамок, определенных стилей и жанров, но новостройки стараются делать просторными, где много воздуха, свои зеленые зоны, министадионы, скверы, парковки, даже если позволяют условия, выкапывают пруд. Каждый новый микрорайон имеет свою изюминку с игрой зелени, светотени, беседками-ротондами, цветниками. Но только не у нас.

Типовые застройки — в прошлом. Время минимализма в убранстве города ушло, когда строили лаконично, без декора, как говорили, излишеств. В понимании прошлого: «ничего лишнего» уже жить нельзя. Будущее нашего края – туризм, плюс бальнеологические возможности: наличие минеральных источников, лечебных грязей, термальных вод курортной зоны. И уже сейчас надо стараться, чтобы новостройки в городе соответствовали уровню комфорта элитных курортов. Для этого у нас есть все условия.

Разговор о внешнем облике города я начала с городской скульптуры, которая оживляет его, делает привлекательным, не требуя особого сочетания с ландшафтной, природной средой, как монументальные памятники. К сожалению, в Махачкале ввиду плотной, хаотичной застройки нет места для скульптурных проектов больших форм, да и дороги нынче они.

Для наших условий больше подходит уличная скульптура, для которой характерно подчеркнутое отсутствие монументальности, тяжеловесности. Ее можно установить без высокого постамента. Достаточно небольшого подиума в виде плиты, что делает ее демократичной, без претензий на увековечение исторического события, личности. Пусть это будут скульптуры с чувством юмора, иронии по поводу тем, взятых из жизни. Пусть они будут даже без названия, например, какой-то гном или лягушонок, милый и добрый. Представьте: идете по парку и вдруг на газоне или лужайке встречаете ослика или матрешку, а может, чабана в бурке. Такая неожиданная встреча, уверена, вызовет добрую улыбку, поднимет настроение. Ведь в наших парках, скверах совсем нет скульптур, что обедняет их восприятие. Кафе, рестораны – пожалуйста, а вот изваяний, извините, нет. Простых, незатейливых, из недорогого материала.

В массовой строительной практике Махачкалы происходит постоянная инфляция, обесценивание городского пространства. И причиной этого -отсутствие в новых жилых районах даже намека архитектуры с изобразительным искусством, дизайна ландшафта, даже для посадки минимума зеленых насаждений нет места. А ведь именно искусство украшает жизнь человека, взывает к мышлению, культуре. Чем плотнее нас окружает массовая застройка, тем острее осознаем духовный голод в нашей среде. С какой ностальгической болью махачкалинцы вспоминают небольшую, на низком постаменте бронзовую девочку, в ее подоле были неброские цветы, которыми она встречала торопящихся на пляж, в кинотеатр «Дружба» или на концерт на летнюю эстраду филармонии. Но она в одночасье исчезла. Почему никто из скульпторов не повторил примера мастера этой миниатюры Ягудаева и не создал ничего подобного для украшения города, для доброго настроения махачкалинцев? В нашем городе поселились безликость, монотонность, однообразие.

Когда мы возвращаемся из отпуска из понравившегося города, о своих впечатлениях говорим: «Такой зеленый, чистый, уютный». Эта оценка сразу вызывает симпатии. Так мало надо человеку для эмоционально доброго восприятия окружающей среды. А теперь еще добавляют: «Там столько забавных памятников». Потому что во многих городах обращаются к эстетически насыщенным малыми скульптурами пространствам.

Например, в маленьком городке Мамоново Калининградской области есть памятник… балтийским шпротам: на мраморном столе консервная банка с 12 кильками, одна из них увенчана золотой короной. Инициатором установки такого памятника был глава города, который уверен, что подобная достопримечательность привлечет в город туристов.

Памятник соленому огурцу установили в Московской области. Это излюбленная русская закуска названа кормильцем. Это местечко славится вкусными, хрустящими огурцами. Продажа такого овоща приносит основной доход населению, поставляющему свои огурцы в московские магазины и рестораны. На бочке, вершину которой венчает соленый огурец, так и написано: «Огурцу-кормильцу от благодарных жителей».

Всем россиянам известен на Фонтанке в Петербурге памятник Чижику-Пыжику. Маленькую скульптурку столько раз заимствовали, но петербуржцы упорно восстанавливали эту птичку-невеличку.

В разных городах есть памятники йошкину коту, котенку Васе из мультфильма, человеку-невидимке, шоколаду, счастью, Гоголевскому носу, петербургскому ангелу, одиночеству. За рубежом я видела памятники рваному башмаку, кошельку.

А разве у нас нет тем для подобных памятников? Сколько в Дагестане брендов! Почему бы не сделать памятники бурке, балхарскому кувшину, безымянному златокузнецу, чабанской ярлыге! А сколько эмоций вызвали бы изваяния, посвященные чуду, шашлыку, хинкалу, виноградной лозе вместе с коньяком. Да мало ли чему еще.

Но кто все это сделает? Маститые скульпторы по-старинке ждут заказы стоимостью в несколько сотен тысяч рублей. А денег нет, меценатов тоже. Но я упоминала Институт искусств с его художественно-графическим факультетом. А нельзя ли его дипломникам предложить делать такие демократичные скульптуры в парках, скверах, на улицах Махачкалы и засчитывать их в качестве дипломной работы? А администрации города помочь материалом. Не обязательно эти работы выполнять из дорого гранита, мрамора, можно из дешевого податливого известняка. Для города это не проблема. Точно так же можно безликие дома разрисовать по методу граффити теми же студентами худграфа.

В городе никем не пресекается порочная практика спиливания деревьев перед магазинами, кафе, ресторанами. Их хозяева хотят быть на виду. А недавно видела несколько спиленных деревьев в парке Ленинского комсомола. Они были старые, с сгнившей сердцевиной, но одно из них со стволом большого диаметра, здоровое, чистое на срезе. Распилили его на чурбаки, да так и оставили. Уж коли решили его спилить, то оставили бы ствол высотою с человека, обратились бы к резчикам по дереву, да к тем же студентам худграфа, художественного училища и вырезали какую-нибудь забавную скульптуру: старушку с клюкой, игривого зайца, клоуна…

Думаю, это возможно. Только нужна социальная ответственность проектирования городской среды, которая должна стать практикой. А еще нужна любовь к своему делу, городу и махачкалинцам, чтобы взаимоотношения скульптора – архитектура – среда – человек не были антагонистами, а существовали в одной связке.

Статьи из «Культура»

Махачкала живет в песнях

27
Махачкала помнит время, когда раз в месяц по субботам в Национальной библиотеке им. Р....

Гомер из Ашага-Стала

133
В мае 1869 года в Южном Дагестане в лезгинском ауле Ашага-Стал у крестьянки, брошенной...

Жизнь в моменте

20
Портреты, портреты, портреты… Давно всем известно, что в творчестве Камиля Чутуева они...

Русская палестинка

27
Ее украшения из бисера и полудрагоценных камней мне показала подруга. Я смотрела и не могла...

Дагестан: такой разный

51
Национальный музей Дагестана им. А. Тахо-Годи представил выставку «Мой Дагестан» в...

История в картинах

192
Автор и куратор собственной выставки в Махачкале Амирхан Магомедов – народный художник РД,...

Другой кIаз Беллы Кишевой

13
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

«Ударник Гасан» Алибега Фатахова

40
В 1934 году в газете «Дагестанская правда», а чуть позднее и...

Влада Алешина: «Жду своей роли»

261
Много неприятностей принес ковид, но иногда случаются и...

Искусство реальности

149
В биографии молодой художницы, а Нине Каймаразовой (на снимке) чуть больше двадцати,...

Научиться жить по-чеховски

11
Прошло 120 лет, как ушел из жизни русский писатель, выдающийся классик мировой литературы...

Масленица пришла!

32
«Ура, Масленица пришла!» – именно так встречают старинный русский праздник пробуждения...