Купить PDF-версию
19:55 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
08:10 06.02.2020

Такой разный Рерих

Николай Константинович Рерих. Русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог и общественный деятель – таким многогранным остался он в памяти поколений. Познакомиться ближе с жизнью и судьбой знаменитого Рериха и его разнополярной деятельностью, нашедшей отражение в неповторимых полотнах и этюдах, дагестанцы смогут, посетив открывшуюся на днях в Национальном музее им. А. Тахо-Годи выставку «Рерихи и Кавказ».

Экспозиция, подготовленная Государственным музеем-институтом семьи Рерихов в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с координационным центром «Юг России» Международного комитета Знамени Мира, знакомит посетителей с полотнами художника, в которых нашли отражение образы Кавказа и Юга России, с книгами, периодическими изданиями и факсимильными копиями документов.

Автор выставочного проекта – кандидат культурологических наук, ученый секретарь музея-заповедника г. Изборска Владимир Мельников, много лет занимающийся изучением наследия Рериха, отмечает, что ценность выставки «Рерихи и Кавказ» в том, что в ее рамках представлены не только репродукции известных полотен знаменитого художника, но и редкие, малознакомые произведения. Так, в экспозицию вошли картины художника, находящиеся в музейных и частных коллекциях в Нью-Йорке, Баку, Ереване, Вильнюсе, Краснодаре, Твери, Пскове, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Владикавказе, Таганроге…

В поисках колорита

Известно, что Кавказ занял особое место в творчестве Николая Рериха, потому что в этом краю в трудное для себя время он нашел успокоение.

Случилось это в 1913 году. В тот год состоялась мировая премьера знаменитой «Весны священной» Стравинского. Рерих был сценографом этого балета. Премьера произвела настоящий фурор, но в отрицательном ключе – по завершении показа люди пустились в мордобой и разбивали стулья. Стравинский после этого сильно заболел и впал в глубокую депрессию. Николай Константинович также тяжело переживал скандал. В эти дни тягостных переживаний он один, без семьи решился отправиться на Кавказ.

Художник поселился в одном из знаменитых пансионов Кавминвод – Гонешино. Из номера он наблюдал виды, которые впоследствии зафиксировал в своих этюдах. В этих краях Николай Рерих впервые столкнулся с Востоком. В Кисловодске он написал этюд «Граница царства». Город этот был европеизированным, а Рериху нужен был кавказский колорит, поэтому он часто уходил в горы, которые особенно любил, активно посещал и аулы. Здесь он изучал традиции, быт и обычаи народов, постигал местную культуру. Как итог – на свет появилась известная серия работ Рериха под названием «Кавказские этюды».

Опережая время

Еще один блок выставки «Рерихи и Кавказ» рассказывает о Николае Константиновиче как о знаменитом археологе и исследователе культур разных народов.

Интерес к археологии проявился у будущего художника в раннем возрасте. Будучи десятилетним ребенком, он заметил несколько древних курганов поблизости от Извары, имения его отца. Из-за религиозного страха старики этой деревни запрещали мальчику раскапывать поля. Но с настойчивостью, которая проявлялась и позднее, подросток засветло раскопал один маленький курган и, к радости, нашел несколько изысканных бронзовых орнаментов X в. Такое начало укрепило старания гимназиста, и в следующем году он предоставил целую коллекцию подобных предметов своей гимназии. В 16 лет он подарил Императорской Археологической комиссии ценную коллекцию курганных древностей XII в.

Еще учась в гимназии, Рерих пишет несколько отчетов в Императорское Археологическое общество и избирается его членом-корреспондентом, несмотря на юный возраст. Три года спустя он стал активным сотрудником этого общества, а немного позднее – действительным членом. На всем протяжении своей жизни он организовывал и был участником многих исследовательских экспедиций, результаты которых сохранились в научных работах Рериха, нашли отражение в его картинах.

– Глубоко преданный археологии художник первым в истории ввел в оборот цветную фиксацию стратиграфии в нашей стране. Он впервые проводил объемную реконструкцию найденных при раскопках предметов, восстанавливая почти доподлинно то, как предмет мог выглядеть несколько тысячелетий назад.

— Все эти факты вновь и вновь говорят о том, что Рерих и его потомки – это люди, которые раздвигали границы привычного, опережая свое время, – рассказывает автор выставки Владимир Мельников.

Пакт, спасший Киото

Искусство, археология, живопись… Все это очень занимало Николая Рериха, и везде он преуспел, но при этом на всем протяжении жизни не чувствовал успокоения. Важную для себя миссию он видел в том, чтобы приложить свои силы и умения для сохранения духовного и культурного наследия человечества. Поэтому он и его семья на протяжении многих лет занимались созданием международного законодательного документа, который не позволял разрушать памятники культуры и искусства. Между двумя мировыми войнами это было крайне необходимо.

Результатом этой долгой работы стало то, что в апреле 1935 г. представителями 21 государства был подписан Вашингтонский пакт об охране культурно-исторических ценностей, в том числе в военный период, более известный в истории как Пакт Рериха. Государства, подписавшие этот пакт, добровольно обязались охранять самые важные материальные объекты мировой культуры даже во время войны и даже на территории противника.

Благодаря этой важной инициативе нашего соотечественника удалось спасти от разрушения множество памятников культуры человечества. Яркий тому пример – древняя столица Японии Киото. В 1944 году город мог навсегда исчезнуть. В то время американцы подбирали цели для ядерной бомбардировки, и Киото был первым в списке. Сотрудник генштаба Эдвин Рейшауэр (языковед, дипломат, переводчик японской средневековой поэзии, автор учебников по истории Японии) поспешил остановить грозившую Киото катастрофу. Он напомнил президенту США о том, что страна в свое время подписала Пакт Рериха. В результате будущий памятник ЮНЕСКО вычеркнули из списка целей. Известно, что в 1972 году на конференции по мировой литературе в Токио кронпринц Японии лично поблагодарил профессора Рейшауэра за спасение Киото и тем самым вновь напомнил миру, какую неоценимую для всего человечества работу в свое время провел русский художник Николай Рерих.

… Такие разные и интересные факты из жизни и творчества Рериха представляет вниманию выставка. Проект ранее представлялся в филиалах Национального музея РД в Дербенте и Кизляре. По завершении показа в Махачкале экспозиция отправится по остальным филиалам музея.

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

5
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

22
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

36
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

11
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

41
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

20
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...