06:00 | 19 ноября, Вс

Махачкала

19.11.2017
1EUR70.3604Руб0.0000
1USD59.6325Руб0.0000

Дагестанская амазонка

A- A+

К 640-летию со дня рождения Парту Патимы

В истории Дагестана, Кавказа есть немало имен людей, многое сделавших для утверждения идеалов свободы, возглавивших борьбу народов Дагестана против иноземных захватчиков. Среди них особое место занимает имя народной героини Парту Патимы, о которой в Стране гop сложено немало легенд и преданий.

Во второй половине ХIV столетия в Средней Азии появился полководец, создавший огромное государство, Тимур, известный на Востоке как Тимурленг (Железный хромец), отсюда европейское имя – Тамерлан. Подчинив Среднюю Азию, Тимур в 1385 году предпринял поход в Иран и Азербайджан.

С севера одновременно готовила вторжение в Закавказье Золотая Орда, предводительствуемая ханом Тохтамышем. Более десяти лет Тимур вел войну против Тохтамыша за господство на Кавказе. Ареной боевых действий стал и Дагестан. В долине Терека в апреле 1395 года Тохтамыш был разбит. Затем Тимур совершил рейд по территориям, принадлежащим народам Руси, Закавказья и Северного Кавказа. По завершении этого похода, в 1396 году, Тимур с огромной  добычей вернулся в Дагестан и остановился в крепости Тарки, расположив свою армию в окрестностях села.

 Еще при первом появлении в Стране гор он оставил в Тарках военный гарнизон, который должен был подготовить провиант для многочисленного войска и корм для лошадей за счет местного населения. Слава о богатстве Кази-Кумуха – столицы сильного централизованного государства на территории Дагестана – подтолкнула начальника гарнизона тимуровских войск в Тарках Мубашира на авантюрное решение: до прихода основных сил предпринять вылазку в горы и захватить богатую добычу. Расчет был на то, что отряду грозного Тимура не будет оказано достойное сопротивление.

Однако навстречу неприятелю вышел казикумухский шамхал вместе с отрядом воинов, в бою он был убит. Захватчики, понеся большие потери, отступили и укрылись в крепости Тарки. Тимур, узнав о поражении своего отряда, решил наказать народ, посмевший не только оказать сопротивление его отряду, но и развеявший тем самым миф о непобедимости его войска.

Оставив обоз в Тарках, Тимур отправился покорять центральную часть горного Дагестана. Карательный поход Тимура сопровождался страшными зверствами. Его основные силы добрались до области Успуджа (современный Акушинский район) и подвергли эту территорию опустошению. Вблизи границ лакских земель, в долине близ селения Цудахар, Тимур расположил войско на отдых. «Ц|у-д-ахар» в переводе с лакского означает «Ц|у» – огонь, -д-, «ахар» – в данном случае это воины сословия Ахар, действия которых на поле боя очевидцы сравнили с огнем. Узнав о намерениях противника, горцы решили выдвинуться ему навстречу, чтобы не допустить Тимура к их основным поселениям. Тактические действия местных военачальников основывались на опыте многочисленных прошлых сражений, в том числе с монголами в 1240 году, во главе которых стояли лучшие полководцы Чингисхана Джебе и Субедей.

Под предводительством избранницы народа Парту Патимы, показавшей себя на предыдущем этапе умелым, бесстрашным воином, они совершили стремительный марш-бросок и начали сражение. В этой битве наряду с горцами Центрального Дагестана участвовали и представители других народов Страны гор. Объединенные отряды дагестанцев противостояли намного превосходящим силам противника. Храбрость, самоотверженность и воинская доблесть дагестанских воинов помогли им одержать великую победу.

Строки эпической поэмы, созданной на основе лакского сказания о Парту Патиме, передают смысл и значимость ее героического подвига. В критический момент грандиозного сражения девушка одолела в конных поединках прославленных вражеских богатырей Тугая и Мубашира. «Туда, где противники самые злые, летит она с гордым бесстрашием льва», – говорится в поэме. Враг бежал. Победители преследовали разбитое войско Тамерлана.

С тех пор начались закат славы завоевателя и развал его империи. В этой выдающейся победе над сильным, жестоким и коварным противником весомую роль сыграло сословие Ахар, возникшее (первоначально на территории древней Месопотамии) за много столетий до этих исторических событий. Ахары считались военной аристократией и играли важную роль не только в военной и общественно-политической жизни лакцев. К этому сословию принадлежала и Парту Патима, унаследовавшая от славных предков лучшие качества прекрасного воина и отважной защитницы Отечества.

Участие девушек в боях с иноземными захватчиками носило не случайный характер, это было давно сложившейся традицией, что подтверждается и в известном сказании, где Парту Патима говорит: «Все девушки наши, все наши подруги, как я, надевают стальные кольчуги». Сравнительно малочисленный народ лаков почти всегда противостоял намного превосходящим силам противника. Чтобы не допустить врага к родным очагам, в оборонительных боях участвовали и горянки. В боях они соблюдали дисциплину, действовали в строгом боевом порядке, следуя приказам своих военачальников, используя веками накопленный народом военный опыт.

Немалую роль в развитии этих традиций у лакцев с древних времен сыграло их соседство с амазонками – отважными наездницами и опытными воительницами, создавшими на территории Малой Азии государство со столицей Харум.

Традиции амазонок, подсказанные жизнью, сохранялись в Дагестане вплоть до окончательного утверждения ислама. В самых отдаленных высокогорных районах до сравнительно недавнего времени (в историческом измерении) действовала традиция: общество отдавало женщинам-наставницам, называемым в народе «амазу», девочек с целью воспитания в них качеств, необходимых истинным хранительницам домашнего очага и защитницам Отечества.

Что означает слово «парту»? У лакцев есть словосочетание «пар, парт|ий бур», переводится оно как «что-либо вспыхивает, сверкает». В сокращенном варианте оно выглядит как «парти», т.е. блистательная, молниеносная (здесь есть связь с тем, что лаки в языческие времена поклонялись солнцу, грому, огню, молнии). «Парти» – «парту» стало своего рода приставкой к имени Патима.

Как свидетельствуют предания, родилась героиня в высокогорном селении Ахар в 1376 году. Была высокой, стройной, с отличными физическими данными, умной девушкой, немногословной и необыкновенно рассудительной. В юго-восточной части Лакии, близ селения Ахар, есть места, связанные с ее именем, Парту-валу (местность), Парту Патималрат (ущелье-речка), есть в окрестностях гора, вершина которой названа весной 1996 года пиком Победы в честь 600-летия подвига Парту Патимы и ее соратников – освобождения родины от иноземных захватчиков.  

Дагестанская амазонка похоронена на кладбище родного села. У дороги, ведущей в селение Ахар Лакского района, в  нише стоял в своем роде памятник – традиционный мусульманский белый камень с надписями на арабском языке о подвиге Парту Патимы и ее соратников в 1396 году.

Магомед Цахаев, президент международного благотворительного общественного Фонда имени Парту Патимы

Статьи из рубрики «Общество»