Дружба — это соучастие в радости и горе
«Я часто думаю о том, что вся Земля - мой отчий дом…», - так пишет в одном из своих стихотворений Расул Гамзатов. Соучастие в радости и горе, наверное, и есть подлинная дружба, где стираются все этнические или религиозные различия. Ведь межнациональное согласие возможно лишь тогда, когда есть общие ценности – отношение к семье, старшим, дружбе, Родине.
В бывшем Советском Союзе межнациональные отношения всегда были в приоритете. Каждый год объявлялся годом какой-нибудь республики, проводились мероприятия, посвящённые культуре выбранного края. И межнациональный мир — скорее не результат, а процесс, в котором каждое новое поколение формирует и дополняет принятые нормы взаимоотношений.
Национальный вопрос тесно связан с социально-экономическими процессами. И если они протекают без негативных явлений, то и национальных проблем не бывает. Очень часто почвой для раздора становятся земельные споры.
В Дагестане межнациональная дружба уходит в глубь веков и имеет свои традиции и опыт многих поколений. И хотя эти отношения относятся к числу неписаных правил, недавно был принят официальный документ, и республика стала первым субъектом РФ, принявшим закон, регулирующий межнациональные отношения.
Что записано в этом законе? В нем слова о равенстве прав и свобод человека, независимо от национальности, о недопущении создания условий дискриминации какой-либо нации, о развитии и сохранении самобытной культуры всех народов Дагестана на базе русского языка. Разрешено создавать этнокультурные автономии, общественные объединения, фонды, причем органы госвласти должны финансово и информационно поддерживать такие начинания. Там же предусмотрен мониторинг межнациональных отношений, о чем будет информироваться руководство республики. Проводит его по-прежнему Центр этнополитических исследований при ДНЦ РАН.
Доклад, посвящённый изучению национальной и культурной идентичности молодых дагестанцев, был представлен на коллегии Миннаца РД Русланом Абакаровым, заместителем директора Центра этнополитических исследований при ДНЦ РАН, в котором предполагалось обсудить новый закон и работу Миннаца РД с мигрантами в республике.
Существенный процент респондентов (79%) заявил, что они предпочитают называть себя гражданами страны, затем свою нацию, а потом представляться, из какого они региона. В докладе отмечается, что ситуация в республике такова, что стремительно растет доля русскоговорящих при системном уменьшении доли этнических русских. Интерес к русскому языку заметен и в ответах по отношению к национальному языку. Так, 22% – за углубленное изучение родного языка, при этом 28% выбрали обучение и вовсе без национального языка.
Из этих данных делается вывод: большой процент знающих русский язык свидетельствует о более тесной интеграции в общероссийское пространство.
По поводу этого хотелось бы заметить, что доля дагестанцев, знающих русский язык, возросла потому, что села, где культивировался и сохранялся родной язык, заметно пустеют, а в мультикультурном Дагестане раньше языком межкультурного общения был кумыкский, короткое время – арабский, сейчас — русский. Сегодня неплохо бы определить ценностные ориентации и сравнить их с общероссийскими. Ведь надо понимать, что, допустим, и в бандгруппах тоже все общаются на русском, но цели и ценности преследуются совсем не российские.
В докладе русский язык обозначен как один из путей интеграции, а не как главное условие.
Сейчас социализация молодежи в дагестанском обществе идет по религиозной, а точнее, исламской идентификации. В республике намного сильнее не национально-этническое самосознание, а религиозное. Оно имеет более интернациональный характер, но также далеко от общероссийской идентичности. Какие исследования проводятся в этом плане, в докладе сказано не было.
На мероприятии речь шла и о мигрантах. Этот вопрос на повестку дня выходит потому, что межнациональные отношения сейчас принимают международный характер, результаты которого видны по миграционным процессам. Эта тенденция не миновала и нашу республику. По данным миграционной службы, в прошлом году в Дагестан въехало около 700 тыс. и выехало около 600 тыс. человек. В основном это трудовая и студенческая миграция из Азербайджана, Таджикистана, Армении. Свыше тысячи иностранных студентов обучаются в республике. В этой связи было предложено создать совет по иностранным студентам при Миннаце, который будет способствовать лучшей их интеграции.
Конечно, адаптация мигрантов и их трудоустройство в регионе неизбежны, есть международный опыт решения этой проблемы. Но как в таком случае в Дагестане будут чувствовать себя молодые специалисты, которые и так не могут трудоустроиться? Не создается ли таким образом трудовая конкуренция коренному населению республики? Тем не менее интеграционный процесс идет своим чередом, и главная задача — связать его с общегражданской российской идентичностью, дать правильные ориентиры молодежи.
И напоследок. Держу в руках красивый глянцевый журнал «Календарь праздников и обрядов Дагестана» (автор — Владимир Севриновский), выпущенный при поддержке Министерства по национальной политике РД. В нем много красивых фотографий, рассказывающих о религиозных, народных и светских праздниках, кроме русских. А ведь терские и кизлярские казаки, проживающие на Севере Дагестана, являются одним из народов нашей республики, чей уклад и традиции могли бы быть интересны широкому кругу жителей и лучше бы представляли интеграцию русской и дагестанской культуры.