Сетевое издание «Дагестанская правда»

13:55 | 16 января, Сб

Махачкала

Weather Icon

Маслиат

A- A+

Идея маслиата служила нашим предкам в интересах примирения вовлеченных в конфликт сторон. Выделенные общественностью влиятельные люди, облеченные ее доверием, вмешивались, чтобы погасить очаг противостояния. Они своим авторитетом и поддержкой власти и широкой общественности, в том числе представителей религиозных объединений, склоняли враждующих к примирению.

Помню, как признанные авторитетные дагестанцы Хаджимурад Хашаев, Шахрудин Шамхалов вместе со служителями религиозного культа находили нужные слова и аргументы, чтобы обуздать злость, чувство мести, охватившие конфликтующие стороны. И добивались задуманной цели примирения. Срабатывала идея маслиата.

По прибытии в Афганистан понял, как важно использовать характерную для народов Дагестана идею маслиата. Она ведь заложена и в наставлениях, вытекающих из Корана и других источников мусульманской религии.

Через два месяца после прибытия в Афганистан выступил с обоснованием необходимости предложить руководителям ДРА и посланцам советского государства идею нашего маслиата, идею национального примирения. Афганская сторона сочла эти инициативы своевременными. Один из руководителей, впоследствии ставший президентом, доктор Наджибулла, поддержал эту идею. Он находил своевременным проведение джирги (совет с участием влиятельных людей из числа религиозных деятелей, торговцев, вакилей – «депутатов», как бывших, так и пользовавшихся признанием населения). И джирга, а затем и лойя джирга (в масштабе страны) послужили интересам изменения обстановки в Афганистане. Не могли не считаться с его решениями и главари вооруженной оппозиции. В результате десятки тысяч вовлеченных в вооруженный конфликт перестали убивать людей.

Некоторая часть перешла открыто на сторону новой власти.
 

К сожалению, некоторые представители, главным образом из числа силовых структур, к идее создания комитета национального примирения и поиска политического решения в условиях охваченной войной страны отнеслись отрицательно. Меня стали почему-то называть пацифистом, мусульманином, не желающим бороться с вооруженной оппозицией.

Я сознавал, чем руководствовались отечественные чиновники, выполнявшие роль советников во властных структурах ДРА. Но сама афганская сторона, подчеркиваю еще раз, сознавала разумность идеи национального примирения.

Обосновав эту идею, исходил из желания положить конец долголетней войне, уносившей жизни афганцев. Но несли безвозвратные потери и наши советские граждане, военнослужащие сороковой армии. Я не скрывал от своих товарищей по службе в органах безопасности, что, предлагая идею национального примирения, надеюсь на скорейшее возвращение наших войск из Афганистана.

И, конечно, всячески добивался того, чтобы свести до минимума участие советских войск и наших пограничников, на которых возлагалась ответственность за положение в провинциях, расположенных вблизи бывшего советского государства, в боевых действиях.

В наши дни, оценивая обстановку в родном Дагестане и в Северо-Кавказском регионе в целом, обнаруживаешь некую схожесть с тем, что происходило в Афганистане, может быть, не в тех масштабах, но многие признаки дают повод к размышлению. Вроде бы живем в считающемся мирным времени. Но гибнут люди, частыми стали взрывы и автоматные очереди, боевая техника используется в операциях, названных специальными. После них граждане теряют покой, лишаются жилья, имущества. Потери безвозвратны, и немалые. В обиходе слова: «боевики», «бандиты», «пособники» и другие — из лексикона нестабильного периода.

Маслиат. О нем я писал и предлагал и после возвращения в республику, желая обуздать деяния, направленные на формирование некоторыми земляками вооруженных групп с националистическими помыслами. И дагестанцы вернулись к традиционной дружбе народов, которая сыграла заметную, даже решающую роль в 1999 году, когда незваные гости пришли к нам с оружием в руках.  

Кто сегодня нам угрожает? Кому мы обязаны гибелью людей, формированием далеко не лучшего общественного мнения о нашей республике? Вопросы, которые задают многие.

Предстоит осознать, как могло случиться, что молодые люди, наше признанное будущим поколение, пока не поздно, должно вернуться к идее маслиата. Эта идея во мне. Ею я руководствовался в Афганистане и у себя в родном Дагестане, после выступления в прессе с предложением о маслиате была создана общественная организация. Возглавил ее Гусейнов. Но плодов ее деятельности я не обнаружил.

В газете «Дагестанская правда» выступила Фазу Алиева, напомнившая нам о маслиате. Нужно, считаю, поддержать призыв женщины-матери.

На слетах ТОКСовцев мы не раз обращались к тем, кто вовлечен в противостояние, с предложением вернуться к родным, Родине и служить интересам стабилизации.

Пора собрать общественный сход влиятельных людей Дагестана и, исходя из идеи маслиата — примирения, избавить родных и близких, нашу республику и Россию от насилия.

Давайте всем обществом обуздаем беду раздора и вернем республике мир и спокойствие.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»