X
06:09 29.04.2008

Миф о закабалении горянки

Откройте любую книгу по истории Дагестана и вы наверняка обнаружите в ней тезис о «пережитках патриархально-родовых отношений». Бывшие советские историки все еще аргументируют данный тезис тем, что у дагестанцев ярко выражена родственная солидарность, что в Дагестане наличествуют такие «неизжитые» признаки «патриархальщины», как «тухум», который все еще ассоциируют с «кланом» (в первобытном значении данного термина). Обычаи гостеприимства и взаимопомощи («гвай», «булхъа»), не говоря уже о кровной мести и «закабалении» горянки, и те рассматриваются в качестве «пережитков патриархально-родового строя». А что же на самом деле?

Ложный стереотип о бесправии и приниженном положении в семье и обществе дагестанской женщины еще в ХIХ в. был опровергнут русским генералом Максудом Алихановым.  Вот как он писал: «Если верно, что суровая дагестанская природа… выковала смелый и гордый дух, здоровое тело, твердость речей и поступков, безграничное развитие личной свободы и массу других характерных особенностей своего сына, дагестанского горца, то могла ли эта природа не повлиять в том же направлении и на дочь свою, женщину Дагестана? Конечно, нет… Дагестанская женщина, несущая на своих плечах не «всю тягость» работ и лишений горской жизни, как привыкли думать, а только свою законную, установленную вековыми обычаями долю в них, обладающая силою и смелостью духа, которым «может позавидовать мужчина цивилизованной Европы», — тысячи раз доказывала и готова доказать каждую минуту, при малейшем посягательстве на ее права и достоинство, что она — тот же горец, но только в женском платье, что она тоже — плоть от плоти своей страны и умеет, когда явится в том надобность, владеть кинжалом и справиться с другими и с собою, не хуже своего мужа и братьев».

Одной из важнейших задач партии и правительства было формирование «нового человека». В этих целях национальные республики особое внимание уделяли «непримиримой наступательной борьбе за полное преодоление пережитков прошлого и остатков буржуазной идеологии в сознании и поступках людей», разработке и внедрению «новых, прогрессивных традиций и обрядов». Переосмысление этих традиций шло подспудно с первых же лет установления советской власти. 

Важное пропагандистское значение имело принятое в марте 1926 г. постановление ЦИК и СНК ДАССР об уравнении в правах женщины-горянки с мужчинами.

Хотя традиционная женская одежда и украшения народов Северного Кавказа и Дагестана и без пальто достаточно подчеркивала красоту и достоинство женщины, лозунги «Долой чухту» и «Пальто-горянке» были  столь же популярны, как лозунги  «Да здравствует Ленин!» и  «Слава КПСС».  

В советское время немало было громких деклараций о раскрепощении горянки,  многоженстве, похищении невест, ранних браках, т.е. о явлениях, которые в Дагестане, как и на всем Северном Кавказе, носили редкий, эпизодический  характер.
 
«Религия, род, семья, весь тяжкий женский быт с узаконивавшими его адатами и шариатом превратили дагестанку в самое безропотное  и консервативное существо», — писал Г. Д.  Даниялов. 

    Нарком просвещения и прокурор Дагестана Алибек Тахо-Годи, выступая на 3-м Вседагестанском съезде горянок «Правовая  защита интересов горянок Дагестана» (31 мая-4 июня 1924 г.), говорил: « По бытовым особенностям жизни горцев женщина-горянка делается рабой со дня своего рождения…. Но вот отдали ее совсем маленькой девчонкой замуж, и она должна безропотно перенести все издевательства и дерзости мужа. Муж может  жену бить сколько угодно, и это за грех не считается… По закону шариата женщина приравнена к половине мужчин. Мужчина в любое время может взять развод или взять, кроме нее, еще несколько жен… Значительно закрепощает женщину и то, что у нас, горцев, по обычаю установлен калым … Советская власть издала закон, и нарсуд защищает права женщин. Но горянка по бытовым, религиозным особенностям еще не идет в нарсуд, так и приговор нарсуда массой населения горцев не признавался действительным, и …женщина, разведенная нарсудом, возвращалась в дом мужа…  Вопрос о закрытии шариата мы не ставим, а ДагЦИК много делает и осторожно подходит к этому вопросу. Бороться с ранней (13-летней) выдачей девочек замуж, многоженством, настойчивым калимом и кибимом, похищением девушек и т.д. женотделу следует. Но сначала надлежит суметь вполне это разъяснить горянке, которая зачастую не понимает всего наносимого ей укоренившим обычаем зла, не желает быть свободной гражданкой».

Из доклада «Просвещение и горянка»  наркома просвещения ДАССР А. Тахо-Годи на «Вседагестанском съезде работниц и горянок  ( г. Махачкала,  10-14 июня 1925 г.)»: « У нас установился еще один предрассудок, что с просвещением женщина становится развратной… простой смех, который так естественен среди культурных людей, тоже считается за признак развращенности характера. Поэтому вопрос о просвещении в аульской обстановке стоит так: зачем просвещение, если вместе с ним женщина станет развратной. Товарищи, которые побывали в городе и знают немного быт горской женщины, могут иначе рассуждать, но у горянки, которую еще не удалось затянуть в этом году на съезд, у нее именно такая мысль. Откровенно говоря, отчасти мы потворствуем этому взгляду, не стараемся искоренить его. Меня будут бранить работницы женотделов, но я должен сказать, что товарищи, которые работают в округах, потворствуют этому взгляду. Конечно, ничего предосудительного, что женщина курит, но в наших условиях если инструктор женотдела в округе выйдет на базар с папиросой во рту, то с точки зрения той массы, с которой мы имеем дело, папироса во рту женщины несовместима с представлением горца о женщине». 

Эти длинные цитаты  приведены  здесь для  демонстрации того, в каком направлении  велась пропаганда «решения женского вопроса» в Дагестане все годы советской власти. 

В  чем же именно состояло освобождение горянки?

В том, что ее загнали в колхозные  бригады и  ковровые фабрики, поставили  в экономическую и моральную зависимость от уравниловки, почетных грамот и  красных вымпелов?  Или  же в том, что подчинили  ее  в лице звеньевых и бригадиров  чужим женщинам и мужчинам, которые до советской власти не посмели бы  не то чтобы  командовать, но и сказать ей громкого слова, косо посмотреть на нее? 

В 1930-1950-е гг. председатели сельских советов, председатели колхозов, парторги, не говоря уже о начальниках районного уровня  и выше, были посажены советской властью, в прямом и переносном смысле, на коней, наделены такими полномочиями, которыми в царское время не обладали наибы и бегавулы. За сопротивлением выполнять колхозные работы или за попытками присвоить колхозный колос неминуемо следовало наказание в виде «урезания» трудодней, частичного или полного изъятия приусадебных земельных участков, внеочередного направления на равнину для работы в колхозных кутанах или межколхозных полеводческих хозяйствах, исключения из колхоза и т.д. Высокомерие, окрики, «комчванство» становились  самым обыденным явлением  колхозной жизни.  Вызов селянина  в канцелярию колхоза или сельского Совета означал, как правило, «нагоняй». У аварцев это называлось «сородизавизе» (заставить дрожать). Кто только ни норовил в Дагестане своим внешним видом (кожаная шинель, фуражка-сталинка, китель,  штаны-галифе, хромовые «комсоставовские» сапоги, усы)  и поведением  походить на вождя всех народов Сталина.

  В овцеводческих  хозяйствах с первых лет образования колхозов и вплоть до конца 1980-х гг. горянок направляли на равнину для оказания помощи в проведении окота и в перегоне овец в горы. Во время этих многокилометровых перегонов за ничтожную плату и полуголодный рацион женщины наравне с чабанами-мужчинами  по две-три недели находились под открытым небом, переносили  болезни,  вызванные непривычным для них климатом равнины, и т.д. В советское время в результате кардинальных перемен в социально-экономической и идеологической жизни общества традиционные устои семейных отношений подвергались серьезной трансформации, участились семейные конфликты, случаи насилия в семье, разводы.

В литературных и сценических произведениях советского периода пропагандировались образы горянок a la emancipe, сюжеты о том, как рвущаяся к свободе и свету горянка бросает вызов «темным силам общества», снимает чухту, становится студенткой, вступает в комсомол и, вопреки воле «жестоких» родителей, выходит замуж за любимого  рабочего или механизатора сельского хозяйства.
 Нет сомнения в том, что только при советской власти  в горах Дагестана загорелась «лампочка Ильича», появились радио, телефонные линии, автомобильные дороги, местные авиалинии, открылись ликбезы и учебные заведения, создавались кружки художественной самодеятельности, писательские организации, театральные коллективы  и многое другое. Об этом и о том, как при советской власти «неузнаваемо изменилась жизнь ранее закабаленной горянки», написано и пишется в каждой публикации по истории советского Дагестана. Но ведь  в ХХ веке  и  Африка не сидела  без электричества, автодорог и школ!

Я не собираюсь оспаривать  откровенно раздутый  за  семидесятилетнюю историографию истории советского периода позитив о титанической деятельности выдающихся руководителей партии и правительства по строительству социализма в Дагестане, по освобождению «несчастной» горянки от «опутывавшей ее паутины»  адатов, шариата и «векового гнета патриархально-родового строя». Интересно другое. Каким же это образом  советской  власти удалось «освободить  от векового гнета» и эмансипировать горянок, которые помнили ужасы восстания 1877 г., которые потеряли сыновей и братьев в русско-японскую, в Первую мировую, гражданскую и Великую Отечественную войны; горянок, отцы и деды которых эшелонами были сосланы как «духовники» в 1928  г. и последующие годы в Архангельскую и другие области и погибли там; горянок,  сами или родственники которых были раскулачены в 1930-е гг. и высланы в Киргизию; горянок,  которые потеряли своих мужей, братьев, сыновей во время репрессий 1937 и последующих годов; горянок, переживших трагедию  депортации  1944 г. в Казахстан?  До эмансипации ли было «советской горянке»?        
«Тонкий слой» эмансипированных горянок,  у которых, по замечанию видного философа и культуролога Дибира Магомедовича  Магомедова, «нет ни  имана, ни сипата», был известен дагестанцам поименно и отнюдь не являл собой типический образец нравственных  характеристик дагестанок.  Да и сегодня такой род горянок  не в большом почете.

Статьи из «Общество»

Больше камер!

31
Комплексов и камер видеонаблюдения и фиксации правонарушений в сфере дорожного движения...

Каким будет Избербаш будущего

43
Избербаш – уютный город у моря, привлекающий удобными песчаными пляжами, целебными...

Пристегнуть ремни

4
Сегодня в России отмечается День государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Было это в Белоруссии

5
Шел 1944-й год. На фронте и в тылу все более явственно чувствовалось приближение победы над...

Человек, патриот, учёный

8
В читальном зале краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова в Махачкале организована выставка «Человек, патриот, ученый»,...

Флаг на вершине

19
Вот уже восьмой год я устанавливаю на горной вершине, что напротив родного аула Тинди...

Фейковые войны: сосуд, наполненный огнем

28
Фейковые войны, сравнимые по силе воздействия с...

Гараж и коррозия

18
Любой автовладелец мечтает о гараже. Казалось бы, гараж – идеальное место для хранения...

Украсть за 60 секунд

11
Несмотря на усилия правоохранительных органов, статистика угона машин не идет на спад. В...

Как заказать авто из Китая?

17
Известно, что покупка автомобиля напрямую из Китая может ­сэкономить до 30 % от цены...