Конечно, не сразу все встанет на свою колею. Определенно будут сделаны выводы произошедшего, и наверняка в системе обращения с отходами в республике будут проведены изменения. В этой связи интересны мнения экспертов, экономистов и общественников. Наблюдая ситуацию, как говорится, со стороны, они видят упущения и недоработки, работа над которыми в дальнейшем может минимизировать возможность повторения подобной ситуации.
В частности, экономист, консультант по стратегии и маркетингу Маир Пашаев считает, что для решения проблемы «мусорного коллапса» в соответствии с изменениями федерального законодательства в республике должен был планомерно выполняться переход на новую систему обращения с отходами. Закон от 4 декабря 2008 года № 58 «Об отходах производства и потребления в Республике Дагестан», по его мнению, давно устарел.
Народному Собранию Дагестана необходимо было принять ряд нормативно-правовых актов для обеспечения перехода к экономике замкнутого цикла, говорит эксперт, напоминая, что на это указал президент В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию. Помимо Правительства Дагестана, в отрасль одновременно вовлечены производители, население, муниципалитеты, бизнес-сфера обращения с отходами имеет свою иерархию и образует сложный межотраслевой комплекс. Передачей функций муниципалитетам и строительством нескольких полигонов, мусоросжигательных заводов проблема обращения отходов кардинально не решается. Соз-
дание Единого регионального оператора тоже решение неоднозначное – наоборот, отрасль нуждается в максимальном стимулировании конкуренции в целях вовлечения заинтересованных участников и привлечения частных инвестиций.
И уже на основе нормативных актов разрабатывается Территориальная схема обращения с отходами Республики Дагестан, объясняет алгоритмы необходимых действий Маир Пашаев. С его слов, это крайне сложный и объемный документ, фактически комплексный бизнес-план стоимостью несколько миллионов рублей, предусматривающий в том числе привлечение инвестиций через концессионные соглашения, механизм лизинга и т.д. Главный вектор: переход к циклической экономике, преобразующей продукты потребления не в безвозвратные отходы, а в ресурсы повторного применения. В основе новой системы управления ТКО реализуется повсеместный и единообразный раздельный сбор отходов населением: в один тип контейнеров – сухие неорганические (стекло и металлы) и органические (бумага, картон, полимеры) отходы, а во второй тип – биоорганические (пищевые и растительные) отходы. Кроме того, необходимы новые дорогостоящие технологии автоматической сортировки и утилизации, в частности плазменная газификация, пиролиз, компостирование.
Формирование комплексной системы обращения с отходами на федеральном, региональном и местном уровнях является одним из экономических и экологических приоритетов Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. В рамках текущего соглашения Российский экологический оператор будет оказывать методическую поддержку Правительству Дагестана в создании инфраструктуры, а также в разработке программы «Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Дагестан», регионального проекта «Формирование комплексной системы обращения с ТКО» и территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО. Анализ 67 программ показал, что только 39 регионов предусмотрели в них мероприятия по внедрению раздельного сбора отходов. Лишь в 33 субъектах наблюдается сбалансированность мощностей объектов обращения с ТКО и объемов их образования. Анализ морфологического состава отходов провели всего 24 региона и только 19 субъектов предусмотрели мероприятия по привлечению бизнеса в сферу обращения с отходами. Хуже всего ситуация с созданием инфраструктуры по обращению с ТКО – лишь 9 субъектов используют для этого наилучшие доступные технологии.
Реформа отрасли требует колоссальных средств. На уровне регионов основной источник инвестиций – это платежи населения, размер которых зависит от нормативов накопления ТКО и соответствующих тарифов. С 2019 года реформа в сфере обращения с отходами реализуется в том числе в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», который входит в состав национального проекта «Экология» (в рамках национального проекта «Экология» также реализуется федеральный проект «Чистая страна»). На реализацию НП «Экология» на период 2019-2024 годов за счет всех источников предусмотрено 4,1 трлн рублей. Из них 665,7 млрд рублей – средства федерального бюджета, 62,8 млрд рублей – средства субъектов Российской Федерации и 3,4 трлн рублей – внебюджетные средства. В настоящее время рассматриваются варианты финансирования 25 мусоросжигательных заводов в российских регионах, о строительстве которых «Ростех» договорился с ВЭБом и «Росатомом» в мае 2020 года. Общая стоимость строительства 25 новых заводов весной оценивалась в 600 млрд руб. (теперь она увеличилась примерно до 650 млрд руб.), из них 200 млрд руб. готов предоставить сам ВЭБ.