Сетевое издание «Дагестанская правда»

01:00 | 24 октября, Вс

Махачкала

Weather Icon

Мусорная реформа. Алгоритмы действий

A- A+

Критическая ситуация с вывозом бытовых отходов в ряде городов Дагестана вызвала широкую полемику общественности. Высказывания людей крайне нелицеприятные. Однако чрезвычайная ситуация, вызванная неправомерными действиями оператора, ставшая поводом для возбуждения уголовных дел, потихоньку стабилизируется. Фактически в режиме онлайн по ситуации отчитываются муниципальные чиновники, представители структур республиканской власти координируют принимаемые меры, проводятся субботники. Улицы городов вычищаются.

Конечно, не сразу все встанет на свою колею. Определенно будут сделаны выводы произошедшего, и наверняка в системе обращения с отходами в республике будут проведены изменения. В этой связи интересны мнения экспертов, экономистов и общественников. Наблюдая ситуацию, как говорится, со стороны, они видят упущения и недоработки, работа над которыми в дальнейшем может минимизировать возможность повторения подобной ситуации.

В частности, экономист, консультант по стратегии и маркетингу Маир Пашаев считает, что для решения проблемы «мусорного коллапса» в соответствии с изменениями федерального законодательства в республике должен был планомерно выполняться переход на новую систему обращения с отходами. Закон от 4 декабря 2008 года № 58 «Об отходах производства и потребления в Республике Дагестан», по его мнению, давно устарел.

Народному Собранию Дагестана необходимо было принять ряд нормативно-правовых актов для обеспечения перехода к экономике замкнутого цикла, говорит эксперт, напоминая, что на это указал президент В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию. Помимо Правительства Дагестана, в отрасль одновременно вовлечены производители, население, муниципалитеты, бизнес-сфера обращения с отходами имеет свою иерархию и образует сложный межотраслевой комплекс. Передачей функций муниципалитетам и строительством нескольких полигонов, мусоросжигательных заводов проблема обращения отхо­дов кардинально не решается. Соз­-
дание Единого регионального оператора тоже решение неоднозначное – наоборот, отрасль нуждается в максимальном стимулировании конкуренции в целях вовлечения заинтересованных участников и привлечения частных инвестиций.

И уже на основе нормативных актов разрабатывается Территориальная схема обращения с отходами Республики Дагестан, объясняет алгоритмы необходимых действий Маир Пашаев. С его слов, это крайне сложный и объемный документ, фактически комплексный бизнес-план стоимостью несколько миллионов рублей, предусматривающий в том числе привлечение инвестиций через концессионные соглашения, механизм лизинга и т.д. Главный вектор: переход к циклической экономике, преобразующей продукты потребления не в безвозвратные отходы, а в ресурсы повторного применения. В основе новой системы управления ТКО реализуется повсеместный и единообразный раздельный сбор отходов населением: в один тип контейнеров – сухие неорганические (стекло и металлы) и органические (бумага, картон, полимеры) отходы, а во второй тип – биоорганические (пищевые и растительные) отходы. Кроме того, необходимы новые дорогостоящие технологии автоматической сортировки и утилизации, в частности плазменная газификация, пиролиз, компостирование.

Формирование комплексной системы обращения с отходами на федеральном, региональном и местном уровнях является одним из экономических и экологических приоритетов Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. В рамках текущего соглашения Российский экологический оператор будет оказывать методическую поддержку Правительству Дагестана в создании инфраструктуры, а также в разработке программы «Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Дагестан», регионального проекта «Формирование комплексной системы обращения с ТКО» и территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО. Анализ 67 программ показал, что только 39 регионов предусмотрели в них мероприятия по внедрению раздельного сбора отходов. Лишь в 33 субъектах наблюдается сбалансированность мощностей объектов обращения с ТКО и объемов их образования. Анализ морфологического состава отходов провели всего 24 региона и только 19 субъектов преду­смотрели мероприятия по привлечению бизнеса в сферу обращения с отходами. Хуже всего ситуация с созданием инфраструктуры по обращению с ТКО – лишь 9 субъектов используют для этого наилучшие доступные технологии.

Реформа отрасли требует колоссальных средств. На уровне регионов основной источник инвестиций – это платежи населения, размер которых зависит от нормативов накопления ТКО и соответствующих тарифов. С 2019 года реформа в сфере обращения с отходами реализуется в том числе в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», который входит в состав национального проекта «Экология» (в рамках национального проекта «Экология» также реализуется федеральный проект «Чистая страна»). На реализацию НП «Экология» на период 2019-2024 годов за счет всех источников предусмотрено 4,1 трлн рублей. Из них 665,7 млрд рублей – средства федерального бюджета, 62,8 млрд рублей – средства субъектов Российской Федерации и 3,4 трлн рублей – внебюджетные средства. В настоящее время рассматриваются варианты финансирования 25 мусоросжигательных заводов в российских регионах, о строительстве которых «Ростех» договорился с ВЭБом и «Росатомом» в мае 2020 года. Общая стоимость строительства 25 новых заводов весной оценивалась в 600 млрд руб. (теперь она увеличилась примерно до 650 млрд руб.), из них 200 млрд руб. готов предоставить сам ВЭБ.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»