Сетевое издание «Дагестанская правда»

19:00 | 18 января, Пн

Махачкала

Weather Icon

Научим детей говорить

A- A+

«...Язык играет... решающую роль в формировании личности, национального характера, этнической общности, народа, нации».( С.Г. Тер-Минасова, доктор филологических наук, профессор).

Язык — это средство межкультурной коммуникации, то есть межнационального общения. Таково одно из многочисленных определений языка. Но о каком общении в наши дни может быть разговор, когда вокруг то и дело слышна нецензурная брань, сопровождающая бессвязную, ничего не выражающую речь. Сегодня в республике постепенно разучиваются говорить. Говорить не то что на языке межнационального общения — русском, но даже на собственных родных языках. Разучиваются или попросту не учатся? Скорее — второе. Приоритеты сейчас иные. Мы давно перестали любить, слышать, понимать друг друга, общаться. Именно для этих целей дан нам язык. А ведь в Дагестане, согласитесь, как нигде, толерантность, то есть терпение и взаимопонимание, очень важна.

Одними из тех альтруистов-оптимистов, которые поставили себе цель оградить наших детей от «грязи» телеэкранов, научить их думать, выражать свою точку зрения и отвечать за нее, научить общаться, сохраняя культуру языка, являются члены «Лингвистического клуба» (ЛК). Эта Межрегиональная некоммерческая организация зародилась в республике 6 лет назад. Одноклубниками дагестанских специалистов в области языка являются лингвисты из Краснодарского, Ставропольского краев и Ростовской области. Совместными усилиями, обмениваясь опытом, члены «Лингвистического клуба» из года в год добиваются реальных успехов.

— Основные задачи нашего профессионального союза лингвистов, — говорит директор администрации «ЛК» Рафаэль Алхазов, — это улучшение качества образования в сфере языка. Мы способствуем установлению международных связей с целью личного улучшения знания иностранного языка, интеллектуального роста и приобретения полезных навыков в области культуры, искусства, языковедения…  В этой связи мы регулярно проводим семинары с участием докторов наук, профессоров-лингвистов.

Специально для граждан других стран, желающих познать специфику языков Кавказа, мы создали сайт «Разговорник» и заполняем его аудиоматериалом на языках народов Дагестана. Хочется отметить положительный опыт так называемого погружения в языковую среду. Несколько раз мы приглашали иностранных преподавателей, имеющих лицензию на образовательную деятельность. У нас много разработано и претворяется в жизнь программ по нравственному воспитанию детей. За эти годы нам удалось собрать уникальную библиотеку, в которой около 1000 наименований очень редких и дорогих книг. Это наша гордость, доступная всем членам Клуба и тем, кто с нами сотрудничает. Здесь и Кембриджские, и Оксфордские издания.

-А кто же помогает вам материально?

-За эти годы источники финансирования мы находили различные… Но, по большому счету, держимся на энтузиазме учредителей Клуба. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность администрации Махачкалы за предоствленное под офис помещение.

-Насколько мне известно, в этом году ваша организация проводит уже четвертый Фестиваль республиканской школьной прессы. . .

-Да. Мы работаем и в сфере журналистики. Во-первых, наш клуб выпускает газету «Лингвистический вестник», через которую происходит общение между вузами Северо-Кавказского региона, обмен опытом, информацией. Во-вторых, у нас есть совместная с телевидением передача «Самый классный понедельник». С нами сотрудничают свыше 20 образовательных учреждений, в которых есть свои пресс-центры и издаются школьные газеты. Мы часто  проводим у себя пресс-конференции с интересными людьми. Например, о своей жизни и деятельности ребятам из клуба рассказывал генерал-майор в отставке  Омар Муртазалиев. Хочется отметить, что подобной деятельностью, кроме нас, в республике никто не занимается. И эту работу признают и оценивают — мы несколько раз становились обладателями президентских грантов.  С каждым годом пополняются ряды единомышленников клуба. А вот в числе первых был коллектив столичной гимназии №4. Кстати, школьная газета «Дневник» — в числе ветеранов школьных изданий.  

— Газете нашей уже три года, — рассказывает директор учебного заведения Ирина Пашук. — Когда нам предложили заняться ею, мы восприняли эту идею с энтузиазмом — выпускать свою газету очень интересно. Нам даже не приходится насильно привлекать детей к творческой деятельности. Ребята с удовольствием пишут заметки, а к ним прилагаются фотографии. Школьникам нравится, ведь это реальная возможность высказать свое мнение. В газете таких высказываний сотни. Они передают настроение своеобразного школьного микромира. Наш «Дневник» — это своего рода отчет учреждения перед общественностью. Иначе говоря, знакомство родителей с жизнью школы. У нас даже есть специальная рубрика для пап и мам. Да и нам, учителям, не всегда удается откровенно поговорить с детьми. А в данном случае, посредством печатного издания, создаваемого руками ребят, мы узнаем о внутреннем мире своих воспитанников. Даже малышей, начиная с 3 класса, стараемся привлечь к творчеству.

Дети пишут, приобщаются к труду и ответственности. И даже добиваются определенных успехов. Например, выпускница гимназии Лариса Алибекова, бывший корреспондент газеты «Дневник», ныне — студентка отделения журналистики филологического факультета ДГУ. То есть навыки школьного издания заложили основу ее будущей профессии.

P.S. Информационно-познавательные газеты для детей и подростков — это своеобразный способ и место воспитания. Газета дает возможность развивать творческие способности, вкус, общаться друг с другом. Читая странички школьных газет, успокаиваешься тем, что немало у нас детворы думающей, знающей, увлекающейся, тонко чувствующей. А значит, союз лингвистов, людей любящих и оберегающих язык, старается не зря!

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»