X
10:09 25.11.2010

Обновление – требование времени

(Продолжение, начало в №№ 387-392, 401-403)

Мы не преодолеем экстремизм до тех пор, подчеркивали участники конференции, пока не будет принята и целенаправленно реализовываться государственная программа повышения религиозной культуры населения республики. Молодые люди, чья вера сформировалась не естественным путем, когда она переходит от родителей к детям, а воспринята случайным путем – либо по ваххабитской литературе, либо от недоучек-сверстников, либо от малограмотных имамов мечетей, вместо действительных глубин веры воспринимают и воспроизводят в своей религиозной практике крайности веры, кажимое принимается за действительное, явление за сущность. 

В республике за годы атеизма во многом утеряна религиозная культура, основанная на обожествлении нравственного отношения к миру. В этих условиях вера начинает приобретать фанатичный характер, толкая новообращенных на такие поступки и деяния во имя веры, которые запрещены всеми Священными писаниями. И ислам, и христианство, и иудаизм запрещают во имя веры поднимать руку на отца, мать, брата, сестру. Достаточно вспомнить коранический сюжет, когда Всевышний потребовал от пророка Ибрагима принести в жертву любимого сына Исмаила. Пророк беспрекословно подчиняется воле Аллаха и готовится принести в жертву любимого сына. Увидев такую его готовность, Аллах отвергает такую жертву, ниспослав Ибрагиму жертвенное животное. Аналогичный сюжет есть и в Библии.

Всевышний отвергает такую веру, Бог не принимает такой жертвенности ради веры. Бог указывает человеку те пределы, за которые его вера не может выходить. Это и есть те темные глубины веры, которые противны Богу и которые сегодня вышли на поверхность в практике дагестанского экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм создает сегодня реальную угрозу межэтническому миру и согласию в республике. В Дагестане в силу разных причин нет объективных оснований для межэтнической розни. Но реальной является угроза того, что экстремистские методы и средства давления на власть могут быть использованы отдельными группами и центрами силы в республике и для решения возникающих в сфере межэтнических отношений проблем.

Кроме лекций и разговоров про коррупцию, реальных мер по искоренению коррупции, против вывоза капитала за рубеж не видно. Следовало бы пересмотреть способы и методы ведения этой «силовой борьбы», уничтожения преступников в населенных пунктах с помощью танков, гранатометов — это демонстрация бессилия спецслужб России

Доцент К.М. Ханбабаев представил участникам конференции свой анализ научного осмысления проблем религиозно-политического экстремизма в научной литературе. Несмотря на то, что создан значительный комплекс литературы по важнейшим проблемам религиозно-политического экстремизма, терроризма, уровень научного осмысления этих феноменов остаётся недостаточным, подчеркнул он. Не создана эффективная и непротиворечивая методология их исследования. Остаётся малоизученным множество вопросов, относящихся к пониманию атрибутивных характеристик религиозно-политического экстремизма, терроризма. Недостаточно полно раскрыта их политическая сущность. Не решены вопросы определения путей и методов уменьшения угроз религиозно-политического экстремизма и терроризма. Крайне редко проводится сравнительный анализ религиозно-политических, экстремистских, террористических доктрин, организаций и форм активности как на страноведческом, так и региональном уровне. Прослеживается определенная изоляция философской, религиоведческой, политологической, социологической, правовой и иных школ анализа религиозно-политического экстремизма и терроризма. Все эти обстоятельства подтверждают актуальность исследования детерминации и проявлений религиозно-политического экстремизма в современном мире, России, стратегии контрэкстремистской, контртеррористической политики.

Идеология противодействия религиозно-политическому экстремизму не может не уделить пристального внимания содержанию учебных программ исламских образовательных учреждений. Государству и обществу в целях соответствия этих программ общественным и государственным интересам было бы желательно: а) провести строгий учет всех исламских учебных заведений, несанкционированных государством религиозных учебных заведений с соответствующими государственным стандартам программами не должно быть; б) разработать с участием религиозных и светских ученых программы для религиозных учебных заведений всех уровней исламского образования (мактабы, медресе, исламские высшие учебные заведения); в) контроль над строгим следованием принятым учебным программам должен быть особой заботой государства; г) условия, при которых человек может организовать свою группу обучающихся исламу, должны быть сформулированы государством с учетом интересов верующих и государства. Соблюдение этих условий должно быть также под контролем государства. Это во избежание того, чтобы частные лица, не имеющие должных знаний в исламе и светских науках, особенно в сельской местности, не формировали односторонние экстремистские установки у молодежи, заявил к.филос.н. З.М. Абдулагатов.

В деле противодействия религиозно-политическому экстремизму государству необходимо найти пути ко всем исламским конфессиям. В Дагестане это прежде всего контакты с национальными – даргинскими, кумыкскими, лакскими, лезгинскими — неофициально существующими муфтиями. Более того, поиски путей сближения с представителями нетрадиционного, салафитского ислама. Речь идет не о том, как выражается политолог С. Маркедонов, чтобы «мириться и любиться» с ваххабитами. Без нормального диалога с умеренными и вменяемыми сторонниками «нетрадиционного» ислама, а также диалога с неофициальным традиционным исламом решить проблемы религиозного экстремизма будет трудно. (к.филос.н. З.М. Абдулагатов).

В Дагестане в силу разных причин нет объективных оснований для межэтнической розни. Но реальной является угроза того, что экстремистские методы и средства давления на власть могут быть использованы отдельными группами и центрами силы в республике и для решения возникающих в сфере межэтнических отношений проблем

Не следует возлагать каких-то особых надежд на решение проблем борьбы с терроризмом силовыми методами, подчеркнули Н.Г.Акаев и К.Ю.Магомедов. По их мнению, силовая жесткая борьба с терроризмом не должна прекращаться, но: во-первых, она не должна быть главной темой внутренней политики на Северном Кавказе, в частности в Дагестане, главные меры в деятельности власти должны быть направлены на изменения в "мирных" сферах жизнедеятельности, ведущие к видимым и ощутимым улучшениям в социально-экономической ситуации в целом на Северном Кавказе; во-вторых, если говорить о «жесткой силовой борьбе», то ее следовало бы использовать в целях преодоления, искоренения коррумпированности власти на всех уровнях, так как общество все острее воспринимает социальное неравенство; в этой ситуации необходимо сузить пропасть в социальной поляризации. Но пока государство не мешает богатым обогащаться, а бедным беднеть. Нужно наконец понять, что невозможно народ ввести в заблуждение. Это звучит банально! Но это так! Кроме лекций и разговоров про коррупцию, реальных мер по искоренению коррупции, против вывоза капитала за рубеж не видно. В-третьих, следовало бы пересмотреть способы и методы ведения этой «силовой борьбы», уничтожения преступников в населенных пунктах с помощью танков, гранатометов – это демонстрация бессилия спецслужб России; в-четвертых, следует поставить конец на применении пыток к задержанным, подозреваемым в терроризме (о том, что они применяются, свидетельствуют многочисленные публикации в республиканских газетах); в-пятых, религиозным лидерам всех концессий нужно научиться проявлять толерантность, терпимость к другой вере, к другой точке зрения, к другому Священному писанию не только на «международных и научных» конференциях, но и в проповедях, молитвах в мечетях, церквях, синагогах перед верующими. Скажите: «То, что нас обособляет, разъединяет: цвет кожи, разрез глаз, форма одежды, длина волос, ритуалы и обряды – все это второстепенное. То, что нас объединяет: каждый человек – творение Всевышнего, каждый человек вернется к Всевышнему, каждый человек несет в своем сердце частицу Всевышнего, источник света и любви и каждый человек обязательно найдет свой путь к этому источнику света и любви – все это главное. Не судите и не будете судимы!».

Мы надеемся, что настоящая конференция внесет определенный вклад в обсуждение проблем модернизации, которая развернулась сегодня в республиканских средствах массовой информации, а также даст импульс к вовлечению широкой научной общественности республики к изучению действительных проблем системной модернизации российского общества и перспектив Дагестана в реализации нового проекта президента страны.
 

Статьи из «Общество»

Больше камер!

32
Комплексов и камер видеонаблюдения и фиксации правонарушений в сфере дорожного движения...

Каким будет Избербаш будущего

44
Избербаш – уютный город у моря, привлекающий удобными песчаными пляжами, целебными...

Пристегнуть ремни

4
Сегодня в России отмечается День государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Было это в Белоруссии

6
Шел 1944-й год. На фронте и в тылу все более явственно чувствовалось приближение победы над...

Человек, патриот, учёный

8
В читальном зале краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова в Махачкале организована выставка «Человек, патриот, ученый»,...

Флаг на вершине

19
Вот уже восьмой год я устанавливаю на горной вершине, что напротив родного аула Тинди...

Фейковые войны: сосуд, наполненный огнем

28
Фейковые войны, сравнимые по силе воздействия с...

Гараж и коррозия

18
Любой автовладелец мечтает о гараже. Казалось бы, гараж – идеальное место для хранения...

Украсть за 60 секунд

11
Несмотря на усилия правоохранительных органов, статистика угона машин не идет на спад. В...

Как заказать авто из Китая?

17
Известно, что покупка автомобиля напрямую из Китая может ­сэкономить до 30 % от цены...