Обновление – требование времени
(Продолжение, начало в №№ 387-392, 401-403)
Мы не преодолеем экстремизм до тех пор, подчеркивали участники конференции, пока не будет принята и целенаправленно реализовываться государственная программа повышения религиозной культуры населения республики. Молодые люди, чья вера сформировалась не естественным путем, когда она переходит от родителей к детям, а воспринята случайным путем – либо по ваххабитской литературе, либо от недоучек-сверстников, либо от малограмотных имамов мечетей, вместо действительных глубин веры воспринимают и воспроизводят в своей религиозной практике крайности веры, кажимое принимается за действительное, явление за сущность.
В республике за годы атеизма во многом утеряна религиозная культура, основанная на обожествлении нравственного отношения к миру. В этих условиях вера начинает приобретать фанатичный характер, толкая новообращенных на такие поступки и деяния во имя веры, которые запрещены всеми Священными писаниями. И ислам, и христианство, и иудаизм запрещают во имя веры поднимать руку на отца, мать, брата, сестру. Достаточно вспомнить коранический сюжет, когда Всевышний потребовал от пророка Ибрагима принести в жертву любимого сына Исмаила. Пророк беспрекословно подчиняется воле Аллаха и готовится принести в жертву любимого сына. Увидев такую его готовность, Аллах отвергает такую жертву, ниспослав Ибрагиму жертвенное животное. Аналогичный сюжет есть и в Библии.
Всевышний отвергает такую веру, Бог не принимает такой жертвенности ради веры. Бог указывает человеку те пределы, за которые его вера не может выходить. Это и есть те темные глубины веры, которые противны Богу и которые сегодня вышли на поверхность в практике дагестанского экстремизма.
Религиозно-политический экстремизм создает сегодня реальную угрозу межэтническому миру и согласию в республике. В Дагестане в силу разных причин нет объективных оснований для межэтнической розни. Но реальной является угроза того, что экстремистские методы и средства давления на власть могут быть использованы отдельными группами и центрами силы в республике и для решения возникающих в сфере межэтнических отношений проблем.
Доцент К.М. Ханбабаев представил участникам конференции свой анализ научного осмысления проблем религиозно-политического экстремизма в научной литературе. Несмотря на то, что создан значительный комплекс литературы по важнейшим проблемам религиозно-политического экстремизма, терроризма, уровень научного осмысления этих феноменов остаётся недостаточным, подчеркнул он. Не создана эффективная и непротиворечивая методология их исследования. Остаётся малоизученным множество вопросов, относящихся к пониманию атрибутивных характеристик религиозно-политического экстремизма, терроризма. Недостаточно полно раскрыта их политическая сущность. Не решены вопросы определения путей и методов уменьшения угроз религиозно-политического экстремизма и терроризма. Крайне редко проводится сравнительный анализ религиозно-политических, экстремистских, террористических доктрин, организаций и форм активности как на страноведческом, так и региональном уровне. Прослеживается определенная изоляция философской, религиоведческой, политологической, социологической, правовой и иных школ анализа религиозно-политического экстремизма и терроризма. Все эти обстоятельства подтверждают актуальность исследования детерминации и проявлений религиозно-политического экстремизма в современном мире, России, стратегии контрэкстремистской, контртеррористической политики.
Идеология противодействия религиозно-политическому экстремизму не может не уделить пристального внимания содержанию учебных программ исламских образовательных учреждений. Государству и обществу в целях соответствия этих программ общественным и государственным интересам было бы желательно: а) провести строгий учет всех исламских учебных заведений, несанкционированных государством религиозных учебных заведений с соответствующими государственным стандартам программами не должно быть; б) разработать с участием религиозных и светских ученых программы для религиозных учебных заведений всех уровней исламского образования (мактабы, медресе, исламские высшие учебные заведения); в) контроль над строгим следованием принятым учебным программам должен быть особой заботой государства; г) условия, при которых человек может организовать свою группу обучающихся исламу, должны быть сформулированы государством с учетом интересов верующих и государства. Соблюдение этих условий должно быть также под контролем государства. Это во избежание того, чтобы частные лица, не имеющие должных знаний в исламе и светских науках, особенно в сельской местности, не формировали односторонние экстремистские установки у молодежи, заявил к.филос.н. З.М. Абдулагатов.
В деле противодействия религиозно-политическому экстремизму государству необходимо найти пути ко всем исламским конфессиям. В Дагестане это прежде всего контакты с национальными – даргинскими, кумыкскими, лакскими, лезгинскими — неофициально существующими муфтиями. Более того, поиски путей сближения с представителями нетрадиционного, салафитского ислама. Речь идет не о том, как выражается политолог С. Маркедонов, чтобы «мириться и любиться» с ваххабитами. Без нормального диалога с умеренными и вменяемыми сторонниками «нетрадиционного» ислама, а также диалога с неофициальным традиционным исламом решить проблемы религиозного экстремизма будет трудно. (к.филос.н. З.М. Абдулагатов).
Не следует возлагать каких-то особых надежд на решение проблем борьбы с терроризмом силовыми методами, подчеркнули Н.Г.Акаев и К.Ю.Магомедов. По их мнению, силовая жесткая борьба с терроризмом не должна прекращаться, но: во-первых, она не должна быть главной темой внутренней политики на Северном Кавказе, в частности в Дагестане, главные меры в деятельности власти должны быть направлены на изменения в "мирных" сферах жизнедеятельности, ведущие к видимым и ощутимым улучшениям в социально-экономической ситуации в целом на Северном Кавказе; во-вторых, если говорить о «жесткой силовой борьбе», то ее следовало бы использовать в целях преодоления, искоренения коррумпированности власти на всех уровнях, так как общество все острее воспринимает социальное неравенство; в этой ситуации необходимо сузить пропасть в социальной поляризации. Но пока государство не мешает богатым обогащаться, а бедным беднеть. Нужно наконец понять, что невозможно народ ввести в заблуждение. Это звучит банально! Но это так! Кроме лекций и разговоров про коррупцию, реальных мер по искоренению коррупции, против вывоза капитала за рубеж не видно. В-третьих, следовало бы пересмотреть способы и методы ведения этой «силовой борьбы», уничтожения преступников в населенных пунктах с помощью танков, гранатометов – это демонстрация бессилия спецслужб России; в-четвертых, следует поставить конец на применении пыток к задержанным, подозреваемым в терроризме (о том, что они применяются, свидетельствуют многочисленные публикации в республиканских газетах); в-пятых, религиозным лидерам всех концессий нужно научиться проявлять толерантность, терпимость к другой вере, к другой точке зрения, к другому Священному писанию не только на «международных и научных» конференциях, но и в проповедях, молитвах в мечетях, церквях, синагогах перед верующими. Скажите: «То, что нас обособляет, разъединяет: цвет кожи, разрез глаз, форма одежды, длина волос, ритуалы и обряды – все это второстепенное. То, что нас объединяет: каждый человек – творение Всевышнего, каждый человек вернется к Всевышнему, каждый человек несет в своем сердце частицу Всевышнего, источник света и любви и каждый человек обязательно найдет свой путь к этому источнику света и любви – все это главное. Не судите и не будете судимы!».
Мы надеемся, что настоящая конференция внесет определенный вклад в обсуждение проблем модернизации, которая развернулась сегодня в республиканских средствах массовой информации, а также даст импульс к вовлечению широкой научной общественности республики к изучению действительных проблем системной модернизации российского общества и перспектив Дагестана в реализации нового проекта президента страны.