Купить PDF-версию
11:14 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
06:16 26.08.2013

Первым делом – вертолеты

Свою работу новая национальная авиакомпания Дагестана – «Юго-восточные авиалинии» - начнет с рейсов вертолета. Взять в лизинг этот вид воздушного судна дешевле, да и заказов на выполнение полетов на вертолетах немало.

После лишения авиакомпании ОАО «Авиа­линии Дагестана» в 2011 году Сертификата эксплуатанта прекратилось выполнение ею полетов на всех типах воздушных судов, в том числе и на вертолетах. Правда, вертолеты поднимались с площадки аэропорта, но военные. А вот для нужд народного хозяйства их приходится арендовать.

Полеты на вертолетах, да еще арендуемых, – дело хлопотное и затратное, поэтому в основном эти винтокрылые машины сейчас поднимаются в небо по заказу министерств, ведомств и других организаций, для перевозок VIP-персон. В советские времена вертолеты стояли на службе и у рядового жителя Страны гор. Так, совершались полеты в Тляратинский, Ахвахский, Гунибский, Чародинский, Цунтинский, Советский районы, Бежтинский участок. Поднимали на свои борта до 28 пассажиров.

Вертолеты, как известно, обладают особенными свойствами – могут взлетать и садиться на небольших площадках, зависать в воздухе, перевозить различные грузы на внешней подвеске. Поэтому они как нельзя кстати годятся для полетов в труднодоступные населенные пункты в горах.

Мансур Кимпаев – один из старейших работников дагестанского авиапредприятия, в прошлом командир Ан-24, авиаэскадрильи, начальник штаба летной службы, ныне председатель профкома, заслуженный работник транспорта РД, обладатель многих почетных грамот. Мансур Адамович может рассказать не одну историю о том,  как с помощью вертолетов удавалось спасать жизни людей.

В декабре 1972 года в горах Дагестана в течение десяти суток шел снег, сопровождающийся шквальным ветром, высота сугробов в отдельных местах достигала 4-5-ти метров. Под снегом оказались многие жилые и хозяйственные строения, прекратилась подача электроэнергии, нарушилось водоснабжение, прервалась телефонная связь. В дополнение ко всему в Гумбетовском районе произошло землетрясение силой 4 балла, в результате чего на склонах гор начался сход снежных лавин. В этой тяжелой ситуации авиаторы Дагестана на многоцелевых вертолетах Ми-4 смогли оказать помощь пострадавшим, доставив по воздуху продукты питания и предметы первой необходимости, а после улучшения погоды вывезти из снежного плена более 30-ти человек.

…1991 год. В горах выпал снег высотой более метра. В Закаталах в снежном плену находились чабаны и отары овец. «Я и заместитель министра сельского хозяйства, — рассказывает М. Кимпаев, — вылетели на вертолете на место происшествия, повезли воду, еду, одежду, медикаменты.  Не окажись мы там вовремя, чабаны и овцы, оторванные от большой земли, вряд ли бы смогли выбраться из западни». Вот что значит вовремя оказать помощь!

Вертолеты нужны не только в народном хозяйстве, но и при чрезвычайных ситуациях — снегопадах, снежных лавинах, наводнениях, оползнях и других стихийных бедствиях. Здесь они незаменимы. У республиканского МЧС собственных вертолетов нет.

В Дагестане вертолеты  могут использоваться  для несения круглосуточного дежурства по авиационно-спасательным работам; выполнения заявок Дагестанского центра медицины катастроф, Дагестанского республиканского управления инкассации, а также заявок по патрулированию газопровода и нефтепровода, мониторингу шельфа Каспийского моря, авиационно-химическим работам; выполнения коммерческих транспортных полетов по заявкам заказчиков.

Кроме того, статус международного, который имеет аэропорт г. Махачкалы, обязывает содержать в парке вертолет для оперативного проведения аварийно-спасательных работ. В случае ЧП первый вертолет, который сможет прилететь, будет следовать из района Кавказских Минеральных Вод. По словам специалистов, к месту возможного происшествия он в таком случае прибудет с большим опозданием. В случае же если вертолет будет  находиться на дежурстве в аэропорту Махачкалы, он сможет подняться в воздух уже через 15 минут, а специалисты по профилю оказать людям своевременную помощь.

Однако, чтобы  крылатая машина поднялась в небо, нужно  не только мастерство пилотов, но и сложная, кропотливая, невидимая со стороны работа специалистов инженерно–авиационной службы, говорит главный инженер инженерно-авиационной службы Владимир Лобачев, работающий в Махачкалинском аэропорту более 30-ти лет. 21 августа инженерно-авиационная служба отметила 63-ю годовщину со дня создания.

Владимир Владимирович рассказал, что в распоряжении инженерно-авиационной службы имеются ангар для выполнения технического обслуживания вертолетов, специально оборудованные помещения для обеспечения полного цикла технического обслуживания, площадки для технического обслуживания воздушных судов, средства наземного обеспечения и другое оснащение.

В апреле 2013 года инженерно-авиационная служба ОАО «Авиалинии Дагестана» была сертифицирована как организация по техническому обслуживанию ВС. Тем самым она подтвердила способность выполнять свою деятельность по поддержанию летной годности воздушных судов и обеспечению безопасности полетов.

Необходимо отметить, что невозможно было бы решать поставленные задачи без помощи, опыта и знаний ветеранов, проработавших в инженерно-авиационной службе длительное время. Сейчас инженерно–авиационная служба динамично развивается. Специалисты проходят повышение квалификации, осваивают новые типы авиационной техники, в том числе и зарубежной.

Что касается летного состава, то опытные пилоты, способные поднимать в воздух крылатые машины, в том числе и вертолеты, в своей родной дагестанской авиакомпании найдутся. После того, как ОАО «Авиалинии Дагестана» было лишено Сертификата эксплуатанта, многие летчики, уехав из Дагестана, нашли работу в других авиакомпаниях. Но они вернутся, как только на родине появится собственная авиация.

Статьи из «Общество»

ДОСААФ ожидает реорганизация

21
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

23
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

7
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

13
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

6
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

46
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

13
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

128
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

14
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

41
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

39
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...