X
06:16 26.08.2013

Первым делом – вертолеты

Свою работу новая национальная авиакомпания Дагестана – «Юго-восточные авиалинии» - начнет с рейсов вертолета. Взять в лизинг этот вид воздушного судна дешевле, да и заказов на выполнение полетов на вертолетах немало.

После лишения авиакомпании ОАО «Авиа­линии Дагестана» в 2011 году Сертификата эксплуатанта прекратилось выполнение ею полетов на всех типах воздушных судов, в том числе и на вертолетах. Правда, вертолеты поднимались с площадки аэропорта, но военные. А вот для нужд народного хозяйства их приходится арендовать.

Полеты на вертолетах, да еще арендуемых, – дело хлопотное и затратное, поэтому в основном эти винтокрылые машины сейчас поднимаются в небо по заказу министерств, ведомств и других организаций, для перевозок VIP-персон. В советские времена вертолеты стояли на службе и у рядового жителя Страны гор. Так, совершались полеты в Тляратинский, Ахвахский, Гунибский, Чародинский, Цунтинский, Советский районы, Бежтинский участок. Поднимали на свои борта до 28 пассажиров.

Вертолеты, как известно, обладают особенными свойствами – могут взлетать и садиться на небольших площадках, зависать в воздухе, перевозить различные грузы на внешней подвеске. Поэтому они как нельзя кстати годятся для полетов в труднодоступные населенные пункты в горах.

Мансур Кимпаев – один из старейших работников дагестанского авиапредприятия, в прошлом командир Ан-24, авиаэскадрильи, начальник штаба летной службы, ныне председатель профкома, заслуженный работник транспорта РД, обладатель многих почетных грамот. Мансур Адамович может рассказать не одну историю о том,  как с помощью вертолетов удавалось спасать жизни людей.

В декабре 1972 года в горах Дагестана в течение десяти суток шел снег, сопровождающийся шквальным ветром, высота сугробов в отдельных местах достигала 4-5-ти метров. Под снегом оказались многие жилые и хозяйственные строения, прекратилась подача электроэнергии, нарушилось водоснабжение, прервалась телефонная связь. В дополнение ко всему в Гумбетовском районе произошло землетрясение силой 4 балла, в результате чего на склонах гор начался сход снежных лавин. В этой тяжелой ситуации авиаторы Дагестана на многоцелевых вертолетах Ми-4 смогли оказать помощь пострадавшим, доставив по воздуху продукты питания и предметы первой необходимости, а после улучшения погоды вывезти из снежного плена более 30-ти человек.

…1991 год. В горах выпал снег высотой более метра. В Закаталах в снежном плену находились чабаны и отары овец. «Я и заместитель министра сельского хозяйства, — рассказывает М. Кимпаев, — вылетели на вертолете на место происшествия, повезли воду, еду, одежду, медикаменты.  Не окажись мы там вовремя, чабаны и овцы, оторванные от большой земли, вряд ли бы смогли выбраться из западни». Вот что значит вовремя оказать помощь!

Вертолеты нужны не только в народном хозяйстве, но и при чрезвычайных ситуациях — снегопадах, снежных лавинах, наводнениях, оползнях и других стихийных бедствиях. Здесь они незаменимы. У республиканского МЧС собственных вертолетов нет.

В Дагестане вертолеты  могут использоваться  для несения круглосуточного дежурства по авиационно-спасательным работам; выполнения заявок Дагестанского центра медицины катастроф, Дагестанского республиканского управления инкассации, а также заявок по патрулированию газопровода и нефтепровода, мониторингу шельфа Каспийского моря, авиационно-химическим работам; выполнения коммерческих транспортных полетов по заявкам заказчиков.

Кроме того, статус международного, который имеет аэропорт г. Махачкалы, обязывает содержать в парке вертолет для оперативного проведения аварийно-спасательных работ. В случае ЧП первый вертолет, который сможет прилететь, будет следовать из района Кавказских Минеральных Вод. По словам специалистов, к месту возможного происшествия он в таком случае прибудет с большим опозданием. В случае же если вертолет будет  находиться на дежурстве в аэропорту Махачкалы, он сможет подняться в воздух уже через 15 минут, а специалисты по профилю оказать людям своевременную помощь.

Однако, чтобы  крылатая машина поднялась в небо, нужно  не только мастерство пилотов, но и сложная, кропотливая, невидимая со стороны работа специалистов инженерно–авиационной службы, говорит главный инженер инженерно-авиационной службы Владимир Лобачев, работающий в Махачкалинском аэропорту более 30-ти лет. 21 августа инженерно-авиационная служба отметила 63-ю годовщину со дня создания.

Владимир Владимирович рассказал, что в распоряжении инженерно-авиационной службы имеются ангар для выполнения технического обслуживания вертолетов, специально оборудованные помещения для обеспечения полного цикла технического обслуживания, площадки для технического обслуживания воздушных судов, средства наземного обеспечения и другое оснащение.

В апреле 2013 года инженерно-авиационная служба ОАО «Авиалинии Дагестана» была сертифицирована как организация по техническому обслуживанию ВС. Тем самым она подтвердила способность выполнять свою деятельность по поддержанию летной годности воздушных судов и обеспечению безопасности полетов.

Необходимо отметить, что невозможно было бы решать поставленные задачи без помощи, опыта и знаний ветеранов, проработавших в инженерно-авиационной службе длительное время. Сейчас инженерно–авиационная служба динамично развивается. Специалисты проходят повышение квалификации, осваивают новые типы авиационной техники, в том числе и зарубежной.

Что касается летного состава, то опытные пилоты, способные поднимать в воздух крылатые машины, в том числе и вертолеты, в своей родной дагестанской авиакомпании найдутся. После того, как ОАО «Авиалинии Дагестана» было лишено Сертификата эксплуатанта, многие летчики, уехав из Дагестана, нашли работу в других авиакомпаниях. Но они вернутся, как только на родине появится собственная авиация.

Статьи из «Общество»

Больше камер!

35
Комплексов и камер видеонаблюдения и фиксации правонарушений в сфере дорожного движения...

Каким будет Избербаш будущего

44
Избербаш – уютный город у моря, привлекающий удобными песчаными пляжами, целебными...

Пристегнуть ремни

4
Сегодня в России отмечается День государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Было это в Белоруссии

6
Шел 1944-й год. На фронте и в тылу все более явственно чувствовалось приближение победы над...

Человек, патриот, учёный

8
В читальном зале краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова в Махачкале организована выставка «Человек, патриот, ученый»,...

Флаг на вершине

19
Вот уже восьмой год я устанавливаю на горной вершине, что напротив родного аула Тинди...

Фейковые войны: сосуд, наполненный огнем

28
Фейковые войны, сравнимые по силе воздействия с...

Гараж и коррозия

18
Любой автовладелец мечтает о гараже. Казалось бы, гараж – идеальное место для хранения...

Украсть за 60 секунд

11
Несмотря на усилия правоохранительных органов, статистика угона машин не идет на спад. В...

Как заказать авто из Китая?

17
Известно, что покупка автомобиля напрямую из Китая может ­сэкономить до 30 % от цены...