11:24 | 27 мая, Вс

Махачкала

27.05.2018
1EUR72.1183Руб0.0000
1USD61.6659Руб0.0000

В краю родном

A- A+

С момента окончательного сформирования нашей планеты ветровая и водная эрозии долбят горы. Миллионы лет естественная эрозия сглаживала вершины и утесы, пускала на ветер целые хребты.

Остановило ее существо на вид слабое — растение. Деревья и былинки- травинки корнями сцементировали отдельные комочки почвы и крепко держали их до той поры, пока… Пока люди не занялись земледелием. Они выжигали леса, распахивали ковыльные степи, заливные луга. На смену диким травам, кустам и деревьям пришли культурные растения. Но они занимали землю не все двенадцать месяцев в году, а лишь четыре-пять.

Иногда в зависимости от севооборота вообще целый год поля стояли голые. В итоге, само того не желая, человечество развязало руки злобной эрозии.

Весной бурлящими потоками, летом ливнями, осенью затяжными дождями вода бьет по оголенной или почти оголенной земле, находит дорогу по склонам, промоинам, овражкам и уносит с собой драгоценные частицы почвы. С одного гектара ежегодно могут в буквальном смысле этого слова уплыть десятки тонн плодородного слоя. Безвозвратно теряются килограммы азота, фосфора, калия – «завтраки», «обеды» и «ужины» растений.

Среди всех составных частей природы не найдется такого четкого показателя состояния среды, как растения. Они как бы проводники, связующие звенья между Землей и Космосом. Еще древние ученые рассматривали наш мир как взаимодействие четырех стихий: воды, земли, воздуха и огня. Если посмотреть на живую природу, то оказывается, что только растения живут в полной гармонии со всеми этими стихиями. Из земли растение получает растворенные в воде питательные соли, а из воздуха, пронизанного солнечным светом, углекислый газ, превращает энергию светила в хлорофилл. Достаточно произойти ничтожному изменению в одной из этих стихий, как растение тут же отреагирует. Поэтому растительными индикаторами все больше и больше пользуются при различных исследованиях. Лесом сегодня называют сообщество птиц, насекомых, грибов, бактерий, трав и деревьев. Исключите, например, птиц из сообщества — сейчас же обречете лес на пожирание вредителями. Исключение из сообщества муравьев (лучшие санитары в лесу!) тоже приводит к болезням леса. Без леса сохнет река. Многие на земле пустыни появились оттого, что вырубили леса. Леса питают атмосферу земли кислородом и берут из нее углекислый газ.

Или другой пример в этой природной цепи. Одна пара тлей может в течение года произвести потомство, способное толстым слоем окутать землю. Но этого не случается. Есть в траве хищники, которые держат в узде эту плодовитую мелочь. А хищник в свою очередь существует потому, что есть тля — единственная его пища…

При всей грамотности и мудрости мы до последнего времени не знали (да и теперь еще плохо знаем), в каком тесном взаимодействии находится на земле все живое и неживое. Нередко один процесс вызывает другой — импульсы передаются по цепочке, и весь ландшафт вовлекается в водоворот стихийно-разрушительных преобразований. Это так называемый принцип домино — поставленные в ряд, близко одна к другой фишки падают от легкого толчка крайней. Оползень рождает лавину, лавина валит лес, разрушает естественные перемычки, может вызвать сель, а грязево-каменный поток сносит все на своем пути. Следовательно, и средства защиты и борьбы должна быть комплексными.

Это явление, названное равновесием, играет решающую роль в поддержании на Земле жизни. Исключение какого-либо звена из равновесия приводит к разрыву живой цепи. По отношению к природе нами руководить должны осторожность, мудрость, любовь к нашей Земле, ко всему живому, что украшает жизнь и радует человека.

Социальная среда и нравственность

С уверенностью могу сказать, что из ста городских жителей всего лишь два-три человека осознают ценность зеленых насаждений на улицах своего микрорайона, в парке, сквере, в своем дворе. Примеров очень много, например, ул. Грозненская, дома 43-45: одни ухаживают за деревьями, а другие, сжигая картонные коробки, сожгли раскидистое дерево китайской розы…

Природа, всемогущая, как когда-то мы говорили, теперь оказалась беззащитной и ждет помощи от человека. Спасти ее – долг каждого из нас.

Экологическая культура – часть общей культуры человека. И поэтому начинать надо с детского сада, а потом уже в школе, ПТУ, вузе. Но хочу напомнить очень важную для нас истину: сколько бы ни говорилось правильных слов, без личного примера каждого из нас, взрослых, мы мало чего добьемся. Воспитатель должен быть прежде всего воспитан сам.

Современное общество не может не вторгаться в природу: широко используя ее дары, мы не можем жить в полностью изолированной, искусственной обстановке. Тщательно продуманный, научно обоснованный союз города и природы, привлечение могучего арсенала технических средств для охраны воды, атмосферы, деревьев и самого человека от воздействия промышленных и иных загрязнений — оптимальный путь. Необходимо делать акцент на том, что в настоящее время главной задачей становится охрана природы – ради нее самой, ради здоровья, психологического и социального благосостояния человека, будущих поколений. Мы рассматриваем само понятие «экология» как науку об оптимальных условиях взаимодействия людей со средой обитания — водой, воздухом, флорой и фауной. Особенно сложно найти пути для достижения такого равновесия в городах.

Природа не терпит равнодушия, нынче особенно важны конкретные действия, направленные на сохранение зеленого мира, окружающего нас, и в городе, и в селе. Да и сами горожане — все ли с любовью относятся к зеленому наряду? Идешь по набережной, городскому скверу, парку на Родопском бульваре — там ветка у березки (так их мало в парке) обломана, там тополь ножом искромсан, розы оборваны и кусты выдернуты, под туей мусор, битые бутылки, флаконы; сколько поломанных скамеек, разбитых фонарей…

Воспитание любви к зеленому миру природы в городе – нынче острая проблема. Это ведь и забота о социальной среде обитания, и воспитание нравственности. За академическим, сухим определением «экология» сегодня открываются проблемы, относящиеся не только к нашему благосостоянию и качеству жизни, но и нравственные. Зачем живем и трудимся на нашей земле? Только ли ради тепла и крыши над головой и собственных жизненных забот – о детях, внуках, об их будущем, о далеких потомках? Им жить на этой земле. Они не поймут нас, если мы не оставим им песню соловья, прохладу родников, животворную воду рек и синеву чистого неба.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Общество»