Понимал ли Шамиль, предводитель горцев, что силы неравны, что рано или поздно русская армия одолеет горсточку горцев, стоявших насмерть? Казалось, кровь текла рекой, а дымящиеся от выстрелов пушек облака плотным покровом покрывали окровавленные горы, поражая даже видавших виды русских солдат, впервые столкнувшихся со столь исступленным сопротивлением оказавшихся в кольце горцев. Но в этом и заключается мужество героя, выказывающего смерти презрение и ненависть.
Летописец Шамиля Мухаммад-Тагир так писал об этой битве: «Громадное большинство защитников было истреблено, а меньшинство изнурено и доведено до последней степени изнеможения жаждой, голодом, отсутствием сна. Смерти больше не избегали, а искали как высшего блага, как окончания мук и пыток. Шамиль не был исключением. Вместе со своим шестилетним сыном Газимагомедом он не раз выходил на открытую площадку, заливаемую непрерывным потоком осколков оружейных снарядов, и долго стоял здесь в ожидании смерти для обоих».
Но вновь женщины, стоявшие за спинами своих мужей, братьев, отцов, оказались той непреодолимой силой, что заставила горцев сопротивляться с невиданным упорством. Исступленно вступая в бой, матери швыряли младенцев на штыки врага, поддерживая мужей, порой не выдерживающих адского огня вокруг оборонительного моста, за который разгорелась решающая битва. Да, исход ее был предрешен. Но Кавказская война стала поучительным уроком истории для последующих поколений и тех, кто и сегодня пытается разыграть кавказскую карту, намеренно забыв, что великий Шамиль после двадцатипятилетней ожесточенной войны оставил завещание: «Я завещаю вам, своим потомкам… дружбу и братство…».
Многое в тех событиях и сегодня вызывает споры о Шамиле. Так кто же он был на самом деле? Завоеватель, эдакий Емельян Пугачев или все же стратег, реформатор, пытавшийся создать новую административно-государственную границу?
Мудрый и одновременно жесткий, своенравный, ни перед кем не прогибающийся, но умеющий выбирать единственно верное решение, блестящий полководец, стратег и тактик, он сумел объединить под своими знаменами народы Кавказа, став поистине народным предводителем. Его фигура и сегодня остается загадкой для современников нового века. Потому-то и ныне битва при Ахульго привлекает к себе столь пристальное внимание. По свидетельствам историков, она стала поворотной в отношениях России и Кавказа, раздираемого на части Персией и Турцией, заняв свое место в историческом прошлом, настоящем и будущем российской государственности, скрепив ее кровью русского и горца. По сути мемориал «Ахульго» стал олицетворением того общего единства, что невозможно разорвать никакими усилиями извне.
Перманентная война не имеет границ, стирание которых происходит столь стремительно, что уже никого не удивляет, что, например, в проблемном Северокавказском регионе на протяжении ряда лет бандформирования возглавляли бородатые оппозиционеры из ближневосточных стран. А среди главных идеологов религиозно-политического экстремизма заметны личности, явно выбивающиеся из местных представителей не только по внешнему облику, но и по образу мышления, жизни. Это они выступают как последователи радикального ислама. Их проповеди направлены на раскол в общественных отношениях, на арабоязычную ориентацию в первую очередь молодого поколения.
Вне всяких сомнений, главным инструментом в противодействии запрещенной в нашей стране организации ИГИЛ должны выступать основополагающие духовно-нравственные ориентиры, которым под силу преодолеть духовный вакуум, неприятие светских устоев жизни, отчуждение молодыми горцами традиционных социокультурных, этнорелигиозных традиций, складывающихся веками на древней земле.
Необходима вседагестанская идея, способная выступить противовесом пришлым дервишам, неустанно вещающим арабоязычную мантру, призывающих молодое поколение к противодействию власти, вооруженному сопротивлению, активной информационной войне, рекрутируя под черные знамена ИГИЛ молодое одурманенное поколение. Наследники горцев, умевших защищать свою родину, и сегодня должны помнить, что сепаратизм внутри общественных отношений должен получать отпор не силой оружия, а силой убеждения. Вспомним 1999 год, когда Российская армия стала подлинно народной и вместе с дагестанцами дала отпор международному терроизму, став новой национальной идеей, сплотившей Россию и Кавказ. Очевидно, что национальный лидер Президент РФ Владимир Путин стал мобилизующей силой в укреплении российской государственности, мощи страны, много лет находящейся под ручным американским управлением. И выигранная информационная война в новой политической игре стала еще одним доказательством того, что исторические параллели — не следствие, а причина, определяющая независимость и достоинство страны с глубокими историческими корнями.
Не случайно Глава республики Рамазан Абдулатипов выразил общую для всех горцев мысль: «Дагестанцы говорят о Дагестане, а думают о России, говорят о России, а думают о Дагестане. Мы – одно целое, мы – граждане одной страны». Мемориал «Ахульго» –не только памятник эпохе Кавказской войны, но и правдивая оценка исторической памяти, тем горцам и русским солдатам, что пролили кровь во имя общего будущего наших народов. Это символ братства и всеобщего прощения, всего того, что объединяет народы огромной страны.
«Мемориал «Ахульго» – первый на Кавказе мемориал общей памяти и общей судьбы, возведенный на месте одной из величайших и жесточайших битв Кавказской войны и свидетельствующий, что здесь «перемешалась кровушка Ивана с такой же точно кровью Магомы», – так писал Расул Гамзатов, отмечает Глава республики. – Главное же, что мы пришли к миру, общей судьбе, общей стране, общему будущему, общим победам и достижениям».
И вот уже время рождает героев, горцев, отдающих жизнь за свою Отчизну. И новый символ нынешнего поколения Магомед Нурбагандов, погибший за Родину, связывает новое поколение дагестанцев единым мировоззрением, системой ценностей с огромным пластом культур многонационального государства. И если задуматься, то внутренняя убежденность состоит в особой ментальности россиянина, дагестанца, питает живительной влагой ту корневую основу, что передается с молоком матери последующим поколениям, скрепляя любовь к родной земле силой чувств, готовностью отдать за нее жизнь.