Философские уроки
Победа советского народа в Великой Отечественной войне, память о событиях этой войны не подвластны времени. В 1941 году в Дагестане проживало менее миллиона человек, и из городов и районов республики был призван в армию и на флот каждый седьмой. Всего в годы войны Дагестан дал фронту 180 тыс. воинов, из которых погибло более 90 тыс. человек.
Один из моих дедов героически погиб у стен Бреста, и в Минском музее войны, в видеоряде его фамилия Абакаров всплывает одной из первых. Другой погиб в котле Сталинграда. Сражались мои земляки и у стен Ленинграда, Москвы, Одессы, Севастополя, Новороссийска, в Белоруссии и на Украине, в горах Кавказа, активно участвовали в освобождении европейских народов и народов Кореи и Китая от фашизма и японского милитаризма. 57 дагестанцев были удостоены звания Героя Советского Союза.
Нам, наследникам той Великой Победы, приходится снова защищать страну от фашизма в его новом обличии. Уроженец Дагестана стал первым россиянином, удостоенным звания Героя России за участие в спецоперации. В первый день СВО, 24 февраля 2022 года, Нурмагомед Гаджимагомедов был ранен, попал в окружение и подорвал себя гранатой вместе с вражескими военными.
Сегодня как и во всех российских регионах в Дагестане нет этноса, трудового коллектива или вуза, не причастного к новому военному испытанию нашей Родины. Студент отделения философии ДГУ Тимур Мутазов посмертно награжден орденом Мужества, таким же орденом, тоже посмертно, награжден мой племянник, мстить за него ушли на СВО два его брата, одного из которых мы похоронили несколько месяцев назад. Подобными печальными примерами могут поделиться многие дагестанцы.
Мы хорошо знаем и помним, какими идеологическими и политическими последствиями ознаменовалась Великая Отечественная война. СССР направил свои силы на освобождение от фашизма десятков народов мира, однако в большинстве послевоенных стран Европы, как сегодня выясняется, позволили свою историю предать забвению или извратить эпохальные события Второй мировой войны. С учетом того, что стало с этой свободой и другими плодами 80-летней Победы, мы, философы, сегодня должны позаботиться, чтобы политики снова не привели к «молчанию масс», чтобы массы перестали быть субъектом истории.
Но почему так произошло? Был выбран не тот философско-мировоззренческий путь исторического развития? И какой современной философией судить о состоятельности той же марксистско-ленинской философии, политика и практика которой не выдержала испытаний послевоенной эпохи? И почему мы повторно переживаем драматические военные конфликты, столкновения коренных интересов народов и стран? И почему, наконец, не исключена вероятность пессимистического и даже эсхатологического течения социального времени?
Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что именно из участников СВО и будет формироваться деятельная и действенная новая российская элита. После возвращения с фронта сотен тысяч участников спецоперации у них окажутся преимущества в виде и боевого, и управленческого опыта. Как ожидается, во власти эти ребята окажут огромное влияние и на социальную, и на экономическую, и на общественную, и на политическую жизнь страны
Спустя 80 лет человечество имеет дело с эпохальной ситуацией очередного, как философы говорят, осевого времени. На пороге первой четверти ХХI века, как и после Второй мировой войны, так же происходит смена парадигм духовной ситуации времени – мы имеем дело с поиском философско-мировоззренческих оснований нового мироустройства. Возможно, у авторов этого мироустройства и есть определенные теоретические эскизы, хотя сейчас эта политика реализуется исходя из жесткой военно-политической, экономической и финансовой необходимости и конъюнктуры.
Тем не менее при всей значимости выяснения и осмысления этих объективных обстоятельств важно изучение и исследование субъективных предпосылок формирования новой исторической и социокультурной планетарной целостности, ее стратегии и философии. Очень важно выяснить: какова культурная и образовательная политика, способная формировать эту целостность на определенной стратегической и идеологической базе, кто ведущий субъект этой политики.
Как известно, Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что именно из участников СВО и будет формироваться деятельная и действенная новая российская элита. После возвращения с фронта сотен тысяч участников спецоперации у них окажутся преимущества в виде и боевого, и управленческого опыта. Как ожидается, во власти эти ребята окажут огромное влияние и на социальную, и на экономическую, и на общественную, и, наконец, на политическую жизнь страны. Задача образования, культурной политики, обществознания и философии – осмыслить и прогнозировать, какой вектор общественно-политической активности придать патриотической энергии, организационному опыту, высоким нравственным и мировоззренческим качествам возвратившихся бойцов.
Эта проблема для нашей страны как великой державы и международная, она и внутренняя смысложизненная. В том же Дагестане налицо сакраментальное молчание порядочной части общества, патриотически и интернационалистически настроенной интеллигенции, многих трудовых коллективов. В результате равнодушия, потерявшей реалистические ориентиры в перестроечный и постперестроечный период республики, особо пострадали русские, евреи, таты. Многие из них покинули Дагестан не без давления активизировавшихся националистов и исламистов. Ныне в учебных заведениях и на улицах наших городов множество девушек в черной арабской одежде и юношей с бородами моджахедов. Неуклонно сужается духовное пространство русской и российской культуры, над Дагестаном нависла экзистенциальная угроза его существованию как светской республики, реальна угроза целостности РФ. Весь мир всколыхнул чудовищный
теракт на религиозной почве 23 июня 2024 г. в Дербенте и Махачкале.
Да, похоже, мы побеждаем в жестком глобальном цивилизационном столкновении с массированной полувековой атакой фейковой СМИ-идеологии Запада, жертвой которой для человечества стал роспуск СССР, одержавшего Великую Победу. Устами нынешнего лидера США
Д. Трампа, его лихорадочными спонтанными потугами спасти обанкротившийся глобализм и неолиберализм, Запад лишь разоблачает себя. Конечно, наши враги и недружественные оппоненты продолжают подрывать устои нашей культуры и экономического развития. Но есть не менее основательная и трудоемкая работа, работа над собой. Наши регионы, тот же наш Дагестан, предстоит «тянуть из болота», в которое нас загнали навязанные нам повальные принципы рыночной экономики, либеральной демократии, Болонская система, образование без воспитания, культура так называемых трансгуманизма и постгуманизма и т. д. и т. п.
Но не все чиновники идеологически готовы к патриотическим духовным переменам внутри страны, потому недооценивают они и роль философии в жизни нашего общества – зачем заморачиваться содержанием философии, проще просто ее игнорировать. И ничего лучшего не находят, как неуклонно сокращать число бюджетных мест в вузах страны на специальность «Философия». В том числе на отделение философии ДГУ – в последние два года их вовсе не было. По просьбе первого президента Дагестана, доктора философских наук, профессора Муху Алиева в этом году Глава РД Сергей Меликов обратился с просьбой к министру высшего образования и науки РФ об устойчивом выделении ДГУ бюджетного набора в бакалавриат и магистратуру.
Местная интеллигенция пытается в условиях этнических трудностей и религиозных противоречий сохранить республику в образовательном пространстве России, укрепить позиции философии как ключевой формы рациональной коммуникации в многообразии культур. Как и вся страна, республика в поиске мировоззренческих ориентиров, нуждается в теоретически подготовленных обществоведах по философии культуры, философии ислама, философии образования и политики. Надо бы конкретизировать их содержательные векторы. Однако как, если и искать их некому? Наш почти одинокий голос не слышат в ответственных структурах Центра, нет им дела до состояния философского образования в провинции, где зыбки мировоззренческие границы между средневековым мракобесием и интеллектуальными реминисценциями, где давние идеологические разногласия подпитывают сторонников современного экстремизма и терроризма.
С этими мыслями осмысливает моя персональная, но безымянная философия уроки Великой Победы, которой 80 лет. Остро стоит вопрос: каково место философии и философа в перипетиях нового мироустройства? Ведь человек, его индивидуальное существование, как его определял философ М. Хайдеггер, – место в мире, бытие здесь. Где бы ни оказался, какую бы должность ни занимал человек, он сопряжен с этим местом, с этим бытием, озабочен им, в нем он получает свой смысл, он составляет целое с миром-окружением.
Как и любой другой человек, философ есть место в мире, которое наделяет его существование особостью. 80-летие Великой Победы и сегодня нас учит, но особо настаивает на простой истине: выход из своего мира есть неподлинное существование, измена себе и своему миру. Для нас, отечественных философов, особенно важна жизнь в бытии, наполненном не только человеческим, но и философским смыслом Великой Победы. Этим самым смыслом мы и должны наделить социальное творчество формирующейся новой элиты России и Дагестана.
Статьи из «Победа – 80»
Выжил вопреки смертям

Наша общая память

Оружие Победы

Мгновенный отклик

Подведены итоги акции

Любить и защищать

Минута молчания длиною в 50 лет

Наш долг – помнить

Самый главный праздник
