Агротехнологии определяют судьбу АПК
Сельское хозяйство представлено тремя категориями хозяйств: сельхозпредприятия, фермерский сектор и личные подсобные хозяйства (ЛПХ), которые демонстрируют разную результативность, хотя и функционируют при одинаковых условиях. Чем обусловлены эти различия, каковы перспективы развития этих категорий? Разговор на эту тему продолжаем с нашим экспертом, доктором экономических наук, почетным работником АПК России, профессором ДГУНХ Шарипом ШАРИПОВЫМ.
– Шарип Исмаилович, какую роль играют формы хозяйствования в аграрном секторе Дагестана?
– «Погоду» делают ЛПХ населения, на которые приходится 77% всего объема производимой агропродукции. Помимо этого, 11% производят крестьянские (фермерские) хозяйства, и всего лишь 12% приходится на сельхозпредприятия. Только в двух регионах страны сельхозпредприятия имеют меньшую, чем у нас, долю в структуре агропроизводства в Калмыкии (9,6%) и Ингушетии (11,6%). В целом по стране на долю сельхозпредприятий приходится более 55% продукции, фермерский сектор дает 12%, и 33% производят в ЛПХ населения. Стоит отметить, что в целом по России укрепляются позиции сельхозпредприятий, доля которых с 2010 по 2018 годы возросла с 40,8% до 55,1%, тогда как у нас в республике за тот же период – с 11,6% до 12%, то есть практически не изменилась.
– Разве имеет значение, какой сектор сколько продукции производит, если общее производство в целом будет расти?
– Да, имеет. Причем принципиально важно, каково соотношение этих категорий хозяйств в аграрной структуре. Сегодня заметно обострилась конкуренция за потребителя, и в этой борьбе выигрывает тот, у кого продукция дешевле, качественнее, быстрее реагирует на потребности рынка. В выигрыше тот сельхозпроизводитель, кто ведет хозяйство, опираясь на технологии. А какие технологии можно использовать на личном подворье, размер которого 0,25 га?
Напомню, что ЛПХ населения – это приусадебный участок со средним размером менее одного гектара, где сельские жители ведут домашнее хозяйство ручным трудом, используя самые простые орудия труда.
Не стоит забывать и о том, что агротехнологии доступны сельхозорганизациям и в некоторой степени фермерам, у которых соответствующие площади, техника, людские ресурсы, а главное – доступна господдержка.
К сожалению, сложившаяся структура агросектора республики с преобладанием ЛПХ населения является неконкурентоспособной и требует принятия соответствующих мер по технологической модернизации.
– Как эти категории развиваются?
– Если взять динамику развития всего сельского хозяйства, то в 2018 году по отношению к 1990 году индекс производства продукции АПК республики составил 219%, в то время как в целом по стране – всего 97%. Вроде мы в лидерах по темпам роста объемов сельхозпродукции в стране, и до нас многим субъектам еще далеко. Но ведь этот рост обеспечен ЛПХ, в которых индекс производства за этот же период, по данным статистических служб, составил 353% при 97,5% по России в целом.
Отмеченные темпы роста всецело формируются за счет личных подворий, где невозможно объективно оценить, что происходит на самом деле. Подобная ситуация вводит в заблуждение, не позволяя объективно проанализировать происходящие в отрасли процессы для выработки адекватной программы действий.
А на самом деле положение не совсем благополучное, ибо мы наблюдаем, что сельхозпредприятия, от которых и зависит судьба всего агропрома, постепенно утрачивают свой потенциал, снижают производство. Индекс в сельхозпредприятиях в 2018 году по отношению к 1990 году составил всего 74,6% при 89,1% по стране.
– Как строится федеральная аграрная политика в отношении различных структур отрасли?
– Достаточно сказать, что тут в центре внимания находится так называемый товарный сектор, куда относят сельхозпредприятия и фермерские хозяйства, которые и получают весь объем государственной поддержки. На ЛПХ населения не распространяются существующие формы поддержки из федерального бюджета.
Но отдельные регионы за счет своих бюджетов находят пути поддержки ЛПХ, что оправдано. Скажу больше. В последние годы Минсельхоз России в своих докладах, отчетах и программах не берет во внимание показатели по ЛПХ, оперируя данными только товарного сектора. В этой связи, думаю, необходимо и нам оценку ситуации в отрасли давать по уровню развития производства в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах, которые распределяют между собой 2,6-3 млрд рублей бюджетных средств (без социального развития села).
– Каково положение сельхозпредприятий республики?
– Надо сказать, что они заметно мельче по своим размерам в сравнении с общероссийскими параметрами. К примеру, среднегодовая выручка в расчете на одно сельхозпредприятие составляет всего 8 млн рублей при 165 млн рублей по стране в целом, а среднее число работников – 8 человек при 68 соответственно, при этом за ними закреплены основные площади сельхозугодий.
Сегодня во всех сельхозпредприятиях республики работает около 8 тыс. человек, что почти в два раза меньше, чем в 2010 году. В 2018 году в расчете на гектар посевов было внесено всего по 10 кг минеральных удобрений в действующем веществе, что в 6 раз меньше, чем по стране в целом. Более того, только за последние 8 лет количество тракторов и зерноуборочных комбайнов в сельхозорганизациях сократилось почти в два раза, большинство из них лишено возможности обновления технического парка. Отсюда и низкий уровень технологического производства. Например, в животноводстве менее 10% хозяйств применяют механизированную дойку коров, тогда как по стране этот показатель – 80%.
– Что же делать в этой ситуации?
– Во-первых, нужно пересмотреть направления господдержки, расширив объемы средств, направляемых на обновление парка техники по лизингу, как в случае с мелиорацией, когда в прошлом году были изысканы в республиканском бюджете средства на агролизинг в объеме 300-400 млн рублей. Ведь все проблемы у аграриев из-за отсутствия техники.
Во-вторых, важно начинать оценивать ситуацию в отрасли по состоянию отдельных секторов, на развитие которых и направлены все усилия, в том числе бюджетные средства. Иначе получается так, что господдержку получают одни категории хозяйств (сельхозпредприятия и фермеры), а отчеты составляем по данным ЛПХ населения, где, повторюсь, точной статистики не ведется. К примеру, если мы по производству фруктов, овощей, молока и т.д. во всех категориях хозяйств занимаем лидирующие позиции, то в рейтингах Минсельхоза России, составляемых без учета показателей по ЛПХ, занимаем 50-60 места в стране.
Новый подход потребует изменений при оценке эффективности государственной поддержки. На мой взгляд, основным критерием эффективности принимаемых усилий должны стать улучшение состояния сельхозпредприятий, повышение уровня внедрения современных технологий и создание технологичных производств.
К сожалению, важное направление бюджетной поддержки АПК – стимулирование инвестиционной деятельности посредством привлечения льготных инвестиционных кредитов, а также обеспечение субсидий на возмещение прямых понесенных затрат на создание новых объектов АПК, которые еще называют субсидиями на технологии, пока еще не находят применения в наших условиях. Тут надо разбираться и принимать действенные меры, поскольку другие регионы активно пользуются этими инструментами и уходят вперед.
В-третьих, учитывая, что сельхозпредприятия по своему экономическому потенциалу и финансово-хозяйственному состоянию сильно различаются даже внутри одного района, актуально было бы провести комплексную оценку всех сельхозпредприятий, по результатам которой их следует разбить на различные группы. Для этого нужно составить комиссию с участием представителей ведомств, науки и местного самоуправления, затем для каждой из групп разработать соответствующие программы первоочередных шагов по их оздоровлению и заниматься их практической реализацией, опираясь на органы местного самоуправления.
– Несложно представить масштабы и сроки предстоящей работы. Полагаю, значительное внимание будет уделено кадрам в АПК?
– Иначе никак. Индивидуальная работа с сельхозорганизациями должна стать повседневной нормой для представителей заинтересованных органов власти. В противном случае мы будем продолжать ежегодно фиксировать исчезновение из списка хозяйств определенного их числа в силу сложившихся тенденций, а агропроизводство еще быстрее будет перемещаться в ЛПХ населения, лишаясь конкурентных возможностей.
Работа предстоит системная, в том числе и с кадровым составом в части повышения их квалификации. По данным Всероссийской сельхозпереписи 2016 года, только 46% руководителей сельхозпредприятий имеют высшее аграрное образование.
Следует отметить, что по организационно-правовому статусу 65% сельхозпредприятий республики являются сельскохозяйственными производственными кооперативами (СПК), а 23% представлены обществами с ограниченной ответственностью (ООО), в то время как в целом по стране доля СПК составляет 21%, а преобладают ООО – 58%.
В условиях стремительного обновления технологий, правил и форм государственной поддержки мы должны организовать систему постоянного повышения квалификации руководителей и специалистов посредством проведения соответствующих курсов и семинаров. К сожалению, мы еще не используем в полной мере этот ресурс, сельхозпредприятия сами вынуждены искать и изучать инновационные технологии. Поэтому такие семинары должны стать постоянными. Надо приучать и хозяйства правильно вести бухучет и другие формы отчетности, в противном случае невозможно работать с банками и другими институтами развития.
Все это в конечном итоге позволит целенаправленно заниматься технологической модернизацией АПК региона.