Без купюр
В республике уделяют серьезное внимание вопросам развития банковской системы, доступа населения к безналичной форме расчетов. В этом плане опыт повышения финансовой доступности в регионе оказался одним из успешных. Проект «Безналичный Дагестан» – один из достойных примеров по переходу на безнал. Он был отмечен Банком России: его реализация способствовала росту безналичных платежей в республике.
В 2019 году на территории Дагестана было совершено более 32 млн безналичных операций с использованием платежных карт по оплате товаров и услуг, что в 2,6 раза больше, чем годом ранее. Общая сумма таких платежей составила 30,9 млрд рублей, показав рост на 67% по сравнению с 2018 годом.
Количество электронных терминалов для оплаты товаров и услуг в Дагестане в 2019 году выросло более чем в полтора раза и, по данным на 1 января текущего года, составило 5,3 тысячи единиц.
– Увеличение количества электронных терминалов в республике обусловило рост популярности безналичных оплат среди дагестанцев, – прокомментировал Владимир Черний, управляющий Отделением — Национальным банком по Республике Дагестан Южного ГУ Банка России. – Во многом это произошло благодаря реализации в республике проекта по повышению финансовой доступности в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных районах. Дорожная карта этого проекта была подписана между Банком России и Правительством Республики Дагестан весной прошлого года.
В частности, речь идет о создании на базе администраций муниципалитетов общедоступных точек финансового консультирования, оборудовании их и отделений «Почты России» точками бесплатного wi-fi, в первую очередь в населенных пунктах, где отсутствуют дополнительные офисы банков, расширение зоны покрытия Интернета в отдаленных районах Дагестана.
Также предусмотрено проведение на территории республики мероприятий по повышению привлекательности безналичных платежей, а это безналичный мир в сфере бизнеса, безналичный транспорт, безналичное ЖКХ и здравоохранение. Запланированы мероприятия по внедрению инновационных технологий удаленного обслуживания. Отдельный пункт дорожной карты – проекты по повышению финансовой грамотности жителей и представителей малого и среднего предпринимательства. Включены и социологические исследования об удовлетворенности финансовыми услугами.
– Учитывая, что в Дагестане половина населения проживает в сельской местности, нужно понимать, какое значение соответствующая программа имеет для республики в целом, – говорит Светлана Бацына, заместитель управляющего Отделением – Национальным банком по Республике Дагестан Южного ГУ Банка России. – На самом деле нельзя, более того, опасно повышать финансовую доступность, не вооружая людей знаниями. Ведь, сталкиваясь с новыми финансовыми продуктами и услугами, но не зная, как ими воспользоваться, люди могут поступить во вред себе. Например, начать брать слишком много кредитов, не думая о последствиях. Финансовая грамотность – это наша стратегическая цель, которую мы вместе с Правительством Дагестана будем реализовывать в рамках национальной стратегии.
В рамках реализации программы повышения финансовой грамотности сотрудники регулятора проводят работу с детьми в оздоровительных лагерях, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с организациями общего, среднего профессионального и высшего образования. Проводят курсы повышения квалификации педагогических работников, организуют онлайн-обучение, работу с военнослужащими, взрослым населением и населением пенсионного возраста; привлекают к финансовому просвещению волонтеров. С Министерством образования и науки Республики Дагестан заключено соглашение по вопросам повышения финансовой грамотности.
Эти вопросы неразрывно связаны с вопросами финансовой грамотности и защиты прав потребителя, находятся в приоритете Банка России. Основной акцент делается на повышении скорости и качестве доступа к финансовым услугам, уровня их доступности, особенно на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях. Ставится задача расширить зоны доступа в Интернет в селах, аулах, туристических зонах, в том числе горных районах Дагестана. Кроме того, речь идет о создании дополнительных возможностей финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, их готовности принимать безналичные платежи от своих покупателей и потребителей.
Без решения этих задач, которые ориентированы на человека, на потребителя, на малый бизнес, по большому счету финансовая система не достигает своих целей. То есть она не полностью удовлетворяет те потребности населения и бизнеса, которые формулируются.
Если в целом говорить о востребованности платежных инструментов в Дагестане, то банковские карты прочно входят в повседневное использование. Их все чаще стали применять именно для оплаты небольших покупок.