Безответственный градострой
Способы отъема денег у населения, как называл мошенничество незабвенный герой Ильфа и Петрова Остап Бендер, постоянно множатся и разнообразятся. В последнее время одним из видов мошенничества стала торговля квартирами в многоэтажных новостройках, подлежащих сносу.
Спросите: почему только что возведенные дома должны сносить? А потому что они изначально не должны были стоять на этом месте. Они нарушают дизайн городской среды и комфорт жителей близлежащих домов, закрывают свет в окнах стенами построек, до которых можно дотянуться рукой. Словом, эта пародия на городскую архитектуру сильно осложняет жизнь горожанам, а также, как уверяют медики, отсутствие пространства за окнами отрицательно сказывается на психическом здоровье людей. Чем больше уплотняется городская застройка, тем больше становится неуравновешенных соседей. Какая уж тут гармония жизни!
Кто-то скажет: да проехаться бульдозером по незаконным новостройкам и снести их! Но не так-то это просто. Взять, к примеру, историю 13-этажного дома по ул. Магомеда Гаджиева, 73-а в Махачкале. Этот новый дом уже не первый год находится в «черном» списке неправомочных строений. Но мало того, что его по сей день не могут «стереть» с лица улицы знаменитого героя-подводника, хотя имеется не одно решение о его сносе, так там продолжают продавать людям квартиры, и их уже продано более ста. Покупателей не останавливают незаконность строения, нарушение градостроительных норм, их привлекает место – центр столицы все же.
Еще в 2014 году Кировский райсуд Махачкалы по иску Патимат Абдулбековой – владелицы частного дома рядом с построенной многоэтажкой – принял обеспечительную меру в виде запрета строительства 13-этажного дома до окончания судебного разбирательства, когда он еще находился в начальной стадии, на уровне трех этажей. Несмотря на это, а также на последующее решение суда о сносе, его возведение шло полным ходом.
Сегодня виновницей своих бед жильцы нового дома считают Патимат Абдулбекову.
«На моём месте так поступил бы любой человек, беспокоящийся за свою жизнь и здоровье. Когда с этого 13-этажного дома (который, к слову, построен в каких-то 78 см от моего 1-этажного дома) сползающий снег падает на мою крышу, во двор и хозпостройки, становится жутко. Я уже не говорю о чисто бытовом дискомфорте, который испытываю с начала строительства», – говорит она.
По ее словам, сейчас некоторые члены ТСЖ оказывают на нее давление, приходят с угрозами снести ее дом или с предложениями «взять, что дают».
За этим, утверждает Абдулбекова, стоит застройщик Алиев. Он таким образом пытается столкнуть ее с покупателями квартир, выставляя себя жертвой ошибки, которую он приписывает либо суду, вынесшему решение о сносе, либо администрации города, с которой он согласовал строительство.
А ведь этих передряг можно было избежать, если бы своевременно было исполнено решение суда о приостановлении строительства, а затем сносе дома.
Еще 11 июля 2014 года судебным приставом по Кировскому району Алилом Шугаевым было возбуждено исполнительное производство о запрете строительства, однако достаточных мер к исполнению решения суда он не принял. Не было своевременно выполнено приставами и последующее решение Кировского райсуда от 23 апреля 2015 года о сносе этого многоквартирного дома, исполнение было возложено на УФССП РФ по РД в связи с тем, что самостоятельно исполнить решение суда ответчик отказался.
Такую медлительность можно было бы списать на отсутствие денег на снос, на что, как правило, ссылаются приставы. Но еще 20 октября 2015 года своим письмом истица подтвердила готовность полностью оплатить снос незаконного объекта с последующим отнесением расходов на ответчика, но и тут приставы отмолчались. Как следует из документов, только 19 декабря 2017 г. службой был заключен контракт на оказание услуг №471 по сносу 13-этажного дома, и в настоящий момент проект сноса готовится. Все это за счет истца могло быть сделано еще в 2015 году, когда количество людей, купивших квартиры в доме, было гораздо меньше.
Абдулбекова предоставила в редакцию толстую папку со своими обращениями в органы государственной власти: УФССП России по РД, Прокуратуру РД, Следственное управление СК РФ по РД, администрацию г. Махачкалы, МВД РД, Минстрой, УФСБ. Ни на одно из них, по ее словам, действенной реакции не последовало, хотя вышеуказанные органы обязаны принимать соответствующие меры.
Ситуация кажется абсурдной, но она привычна для наших мест. В одной только Махачкале таких адресов, если верить службе судебных приставов, сотни.
До недавнего времени эта коллизия мало кого беспокоила. Застройщики строили, люди приобретали квартиры, и казалось, так будет всегда. Но информация о возможных массовых сносах нарушила традицию. И даже тогда многие были уверены, что до реальных действий дело не дойдет, пока приставы не приступили к сносу двух многоэтажных домов – в пос. Семендер и по ул. Нефтеперегонная.
Эта ситуация ставит вопрос об ответственности контролирующих, надзорных и исполнительных органов власти, которые своим многолетним бездействием довели дело до крайней точки. А сегодня имитацией бурной деятельности пытаются спасти свою репутацию, а может быть, и защититься от ответственности перед законом.
Предоставленной нами информации достаточно, чтобы правоохранительные органы сделали наконец то, что должны были сделать гораздо раньше: проанализировать степень ответственности каждого должностного лица и вынести решение в рамках административного или, если потребуется, уголовного законодательства.
Просим считать данную публикацию официальным обращением в МВД по РД, Управление Следственного комитета РФ по РД и Прокуратуру РД.