Цифровая зрелость
Пандемия коронавируса продемонстрировала крайнюю востребованность отдельных специальностей. В то же время некоторые сферы деятельности человека оказались не столь важными в период, когда бал правили гаджеты и информационные технологии.
По мнению аналитиков, в будущем наиболее востребованными отраслями станут инженерия, биология, IT-технологии, робототехника, менеджмент, архитектура и проектирование. Специалисты пришли к выводу, что умственный труд выходит на первый план, тогда как физический труд человек любезно передаст роботам.
Согласимся с тем, что ещё вчера никто и не подозревал, что вирус сможет настолько поменять самое ближайшее будущее, когда ситуация чуть ли не ежедневно требует новых решений, новых форм и методов приспосабливания к этой самой ситуации. И в этом плане цифровая грамотность становится ориентиром на успешное вхождение в новую реальность. Однако трансформация в мир «цифры» не обходится без весьма серьёзного «но»: остро стоит вопрос нехватки специалистов.
По данным Министерства цифрового развития России, в нашей стране речь идёт о 500 тысячах — 1 миллионе недостающих профессионалов в IT-индустрии. Обсуждая важную для развития государства тему в рамках VI Российского форума «РИФ.Кавказ», прошедшего накануне в Махачкале, эксперты обрисовали общую картину вовлечённости государственных структур и образовательных учреждений в процесс подготовки первоклассных специалистов в сфере цифровой экономики.
По мнению директора компании «Яндекс» по продвижению образовательных инициатив в органах власти Дмитрия Растворова, если сегодня не принимать специальных мер, то уже через 5-6 лет дефицит молодых специалистов может увеличиться как минимум вдвое. «К 2027 году Россия может недосчитаться порядка 2 миллионов IT-специалистов. По мнению экспертов, кадровый рынок информационных технологий оказался не готов к тем кардинальным изменениям, которые произошли в последние годы из-за всеобщей тотальной цифровизации. Сегмент онлайн-сервисов, переход на удалённую работу во время пандемии обусловили дефицит кадров, который особенно сильно заметен в регионах», – констатировал Растворов.
По данным исследования Ассоциаций компьютерных и информационных технологий, на данном этапе в Москве сосредоточено порядка 20 % всех IT-специалистов страны, что в принципе и объясняет их нехватку в регионах, где ситуация та же, что и 8-10 лет назад. Участники рынка видят решение проблемы в подготовке собственных кадров, реформе системы образования, поскольку столкнулись не только с вопросом количества специалистов, но и качества их знаний.
У бизнеса есть вполне легитимный способ принимать активное участие в обсуждении повестки. В стране задействована рабочая группа «Кадры для цифровой экономики», в состав которой входят эксперты из области предпринимательства, государственные служащие. Специалисты в ходе проведения соответствующих мероприятий обсуждают имеющиеся инициативы, изучают востребованные практики, предлагают собственные меры по подготовке профессионалов-айтишников.
Олеся Сафонова, руководитель проектного офиса регионального развития АО «Ситроникс», эксперт рабочей группы «Кадры для цифровой экономики»: «Федеральный проект, который реализуется в рамках национальной программы «Цифровая экономика» — основной межведомственный проект, призванный покрыть потребности отрасли и смежных отраслей. Бизнес старается активно участвовать во всех проводимых мероприятиях, в самом процессе подготовки кадров. Если говорить о деятельности вузов, в этом году стартовала большая программа по подготовке профессорско-преподавательского состава. Речь идёт в том числе и об изменениях и актуализации образовательных программ, профессиональных стандартов, включая применение цифровых компетенций и навыков. Вовлечённость бизнеса, чиновников, представителей науки в деятельность рабочей группы привела к тому, что по итогам года актуализировано порядка 30 образовательных программ, 40 профессиональных стандартов, уже 16 тысяч преподавателей прошли переподготовку».
Повлиять на исправление ситуации способны конкурсы «Хакатон», поскольку служат инструментом для поиска и найма IT-специалистов, считает Татьяна Голубовская, куратор проектной программы конкурса «Цифровой прорыв». «Конкурс, как показало время, заинтересовал не только начинающих специалистов, но и действующих: порядка 25 % аудитории – это категория от 25 до 40 лет. Это говорит о том, что «Хакатоны» как форма отлично раскачивает аудиторию к новым профессиональным свершениям. В этом году конкурс проводился онлайн, было развёрнуто 52 IT-хаба в регионах. В этой связи хочу поблагодарить коллег в Дагестане, где был развёрнут один из крупных хабов, позволивших встретить начинающих и действующих специалистов на одной территории, найти новые точки соприкосновения. Подобные конкурсы и платформа «Россия – страна возможностей» позволяют нам эффективно действовать в области подготовки новых специалистов в сфере цифровой экономики», – заключила эксперт.
Не менее важен и вопрос подготовки чиновников к новым реальностям. Более 35 тысяч человек прошли обучение по программе «Руководитель цифровой трансформации Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС». Об этом участникам форума рассказала руководитель программы София Павлова. «Обучение построено таким образом, что охватывает практически все категории государственных служащих. Каждая из четырёх программ, в зависимости от аудитории, имеет свою длительность – 20, 60, 258 и 500 часов. Наши слушатели получают новые знания не только по теме цифровой трансформации, но и самостоятельно разрабатывают проекты, которые уже приносят пользу гражданам. Только в этом году разработано более 100 проектов, некоторые из них запускаются до конца года, часть из них региональные», – сообщила Павлова.
Практику применения цифровых кафедр в вузах для решения кадрового голода в IT-сфере предложил проректор по учебной работе Дагестанского государственного технического университета Назим Баламирзоев. Говоря о базисных компетенциях, спикер подчеркнул важность изучения математики и информатики. При этом крупным компаниям, находящимся в поиске IT-специалистов, необходимо вплотную сотрудничать с университетами, участвуя вместе с преподавателями в подготовке учебных планов, поскольку зачастую представители предприятий сетуют на отсутствие необходимых компетенций у выпускников вузов. «В то же время крайне важно обратить внимание на качество знаний в школах: зачастую на первых курсах нашим преподавателям приходится проводить уроки уровня 8-9 классов, поскольку в отдельных случаях в отдалённых районах республики нет даже учителей по информатике», – дополнил Баламирзоев.
В условиях цифровой экономики другому региональному вузу – Дагестанскому государственному университету – по поручению Министерства науки России было необходимо разработать стратегию цифровой трансформации. Документ разработан, на данном этапе идёт оценка так называемой цифровой зрелости университета, рассказал Бадруттин Магомедов, проректор по цифровой трансформации ДГУ. «Конечной целью вуз ставит цифровую трансформацию с учётом решения задач технологического прорыва, совершенствования с позиции «вуз как центр развития региона». ДГУ выступает в статусе опорного образовательного центра по направлениям цифровой экономики, образовательные программы которого создают возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий для поэтапного освоения студентами цифровых навыков, практических приёмов программирования, анализа данных, математического инструментария, а также получения междисциплинарных знаний в области цифровой экономики, исходя из запросов современного рынка», – отметил Магомедов, перечислив информационные системы, разработанные сотрудниками университета.
Подводя итоги сессии, заместитель врио министра цифрового развития РД Рамазан Абдуллаев анонсировал открытие на базе региональных вузов цифровых кафедр в 2022 году. Работа должна сопровождаться созданием технологического производства: студенты будут реализовывать собственные идеи в рамках университетов. «Помимо этого Минцифры РД уже предпринимает шаги по созданию кластера информационно-коммуникационных IT-компаний. Это ассоциация, которая объединит передовые вузы республики, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров для цифровой экономики, это крупнейшие IT-компании региона, которые сотрудничают с вузами в части направления студентов на практику, формирования таких выпускников, которые имеют практические навыки и понимают, что такое реальная работа. Все эти компании в последующем будут способствовать трудоустройству ребят», – пдчеркнул Абдуллаев.
Цифровая трансформация определена как один из приоритетов Российской Федерации до 2030 года. И когда речь заходит об IT-сфере, стоит понимать, что речь идёт не только о программистах и разработчиках, как мы привыкли думать. Современность ставит практически перед представителями каждой специальности задачи, решение которых требует цифровой грамотности и зрелости.
Если возвращаться к вопросу о качестве образования, студентам нужно больше практики во время обучения, будущих специалистов нужно готовить на опережение, учить технологиям будущего. Образовательным центрам необходимо придать существенный импульс к развитию: усиливать финансирование, насыщать программы практикой, приглашать преподавателей с богатым практическим бэкграундом и мировыми именами, давать студентам больше свободы в выборе дисциплин и форматов обучения.