Денег и работы стало больше. Итоги прошлого финансового года и задачи на текущий
Министерство финансов РД подвело итоги финансового 2023 года. На расширенной коллегии были обозначены также задачи на текущий финансовый период. Бюджет Дагестана растет. Лишь за последние 5 лет объем доходов, поступаемых в казну, вырос более чем в 1,6 раза, составив в прошлом году 193,8 млрд рублей.
Конечно, существенную финансовую поддержку республика получает из федерального бюджета, объем её составил 137 млрд рублей. Однако при этом растут собственные налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета. Они выросли относительно 2022 года на 6,5 %: поступило 56,9 млрд против 53,5 млрд рублей в 2022 году.
В структуре собственных доходов НДФЛ остается основным доходным источником и занимает 39 %. Его поступления в отчетном году составили 22 млрд руб. (рост на 2,1 млрд против 2022 года – на 10,4 %); удельный вес акцизов – 20,8 %; поступило 11,8 млрд (рост против 2022 года – на 7,7%); налог на прибыль занимает 12,4 %, поступило 7 млрд (рост – 118,9 %); налог на имущество организаций – 5,5 %, поступило 3,1 млрд, снижение на 20 %.
Министр финансов Шамиль Дабишев в своем докладе детально рассказал об основных параметрах исполнения главного финансового документа. К примеру, бюджетные назначения по налоговым и неналоговым платежам выполнены на 96,4 %. Обеспечено выполнение плановых заданий: по акцизам на ГСМ поступило 11 млрд; налог на имущество организаций – 3,1 млрд; налог на профессиональный доход – 176,5 млн; налог на имущество физических лиц – 876 млн.
В обсуждении итогов работы министерства приняли участие первый заместитель Председателя Правительства Руслан Алиев, председатель Счетной палаты Билал Джахбаров, председатель Комитета Народного Собрания по бюджету, финансам и налогам Марат Ильясов, заместитель руководителя Управления федерального казначейства по республике Ахмед Ахмедов.
Также в работе коллегии приняли участие представители налоговой службы, прокуратуры, министерств, ведомств и муниципальных образований. Это и понятно: финансовые параметры так или иначе затрагивают деятельность всех государственных структур, пропорции финансирования, программы проектов также имеют значение.
В Дагестане, к примеру, удельный вес расходов на социально-культурную сферу (образование, культура, здравоохранение, социальная политика, физическая культура, спорт и СМИ) составляют 68,4 %, или 146,7 млрд рублей.
На два раздела бюджетной классификации приходится 122 млрд руб. – это расходы на образование (75 млрд) и соцполитику (почти 47 млрд). И если исполнение по социальной политике оказалось практически на уровне плановых назначений, то из предусмотренных на образование 78 млрд руб. остались неосвоенными 3 млрд, и это в основном расходы капитального характера.
Другой, не менее важный блок – это «Национальная экономика» с объемом 28,2 млрд рублей. Здесь 14 млрд приходится на дорожное хозяйство – на развитие сельского хозяйства было предусмотрено и освоено 4,9 млрд, в том числе 2,8 млрд за счет федерального бюджета; субъектам малого и среднего предпринимательства выделено 360 млн рублей.
На жилищно-коммунальное хозяйство направлено 18,6 млрд рублей. В разрезе статей расходов консолидированного бюджета значительный удельный вес (порядка 55,5 %, или 119 млрд рублей) занимают: заработная плата с начислениями (при плане 78,5 млрд руб. исполнение составило 78 млрд, или 99,3 %), социальные выплаты гражданам (при плане 40,4 млрд исполнение составило 40,2 млрд, или 99,3 %), платежи Федеральному фонду ОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения исполнены в полном объеме – 18,1 млрд рублей (100 %).
Меры социальной поддержки граждан были и остаются в зоне особого внимания. В связи с изменившимся порядком финансового обеспечения выплат на детей в возрасте до 17 лет и беременным, объединенных в универсальное ежемесячное пособие, преобладающая сумма, или 68,7 млрд рублей, получена из Социального фонда (в том числе за счет федеральных субвенций – 65,3 млрд, участие республики – 3,4 млрд). В результате общий объем выплат на детей из малообеспеченных семей и беременным в 2023 году составил 82,7 млрд рублей.
В последние годы особое внимание уделено и предусмотрено существенное увеличение бюджетных назначений на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан.
В 2023 году на эти цели выделено 2,9 млрд рублей. Приоритетность данных расходов подтверждается существенным увеличением бюджетных ассигнований, предусматриваемых за счет республиканского бюджета, за последние семь лет они возросли в 2,4 раза – с 970 млн в 2019 году до 2,3 млрд рублей в 2023 году. В текущем году расходы сохранены.
Особое внимание уделено предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В отчетном году на это было направлено 771 млн руб., или в 3 раза больше, чем в 2020 году (261 млн), что позволило обеспечить жильем 392 из них.
Реализация национальных проектов как один из основных инструментов экономической политики руководства страны находится под постоянным контролем федеральных органов, а также Главы РД и Правительства республики. На эти цели в 2023 году было предусмотрено 25 млрд рублей, в том числе за счет федеральных субсидий – 20,3 млрд руб.
Кассовые расходы составили 23,3 млрд рублей, или 93,2 % от бюджетных назначений. По 5 нацпроектам уровень освоения составил ниже 97 процентов: «Туризм и индустрия» (96,7 %), «Жилье и городская среда» (92,5 %), «Образование» (89 %), «Здравоохранение» (86,3 %), «Демография» (83,1 %). По остальным 5 проектам («Международная кооперация и экспорт», «Культура», «Экология», «Малое и среднее предпринимательство – поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Безопасные и качественные автомобильные дороги») достигнуто 100-процентное освоение.