Динамичное развитие
На встрече с журналистами республиканских СМИ министр транспорта и дорожного хозяйства РД Джамбулат Салавов подвел итоги 2023 года.
Сегодня состояние транспортного комплекса вызывает повышенный интерес по нескольким причинам. Это и активное развитие туризма, которое вряд ли возможно без современной транспортной инфраструктуры. Кроме того, сегодня республика стала важной частью глобального транспортного коридора «Север – Юг», что предполагает совершенно другой уровень организации дорожного движения.
Около 19 млрд рублей было выделено в уходящем году на развитие транспортного комплекса республики. Что же было сделано на эти средства?
По словам министра, в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» приведено в нормативное состояние более 130 км автомобильных дорог, из которых 12,3 км улиц г. Махачкалы и 117,8 км автодорог регионального и межмуниципального значения. Построено 2 автоматических пункта весогабаритного контроля на автодорогах регионального значения, а также завершен третий этап по внедрению интеллектуальной транспортной системы в Махачкалинской агломерации.
В текущем году проведены дорожные работы на таких важных направлениях республиканских дорог, как Махачкала – Буйнакск на участке км 12 – км 23 с переводом в четыре полосы и разделением встречных потоков, Буйнакск – Кизилюрт на участке км 7 – км 22, Грозный – Ботлих – Хунзах – Араканская площадка на участке км 196 – км 217, а также продолжаются работы по строительству обхода г. Дербента.
Особое внимание уделяется развитию автодорог на туристических маршрутах. Так, в рамках государственной программы «Развитие транспортного комплекса Республики Дагестан» в 2023 г. проведены и на 2024–2025 гг. запланированы дорожные работы на 41 объекте общей протяженностью 212,2 км с объемом финансирования более 7,1 млрд рублей. Из значимых объектов можно отметить капитальный ремонт автодороги местного значения Буйнакск – Верхний Каранай в Буйнакском районе. Дорога ведет к набирающей популярность у туристов смотровой площадке на Сулакский каньон. Объект введен в эксплуатацию в июле этого года. Здесь же можно отметить ремонт автомобильной дороги республиканского значения Урма – Губден в Карабудахкентском районе. Дорога является одним из основных маршрутов транспортно-логистического комплекса республики. Соединяет горные районы со столицей республики и обеспечивает транспортную связь к популярным туристическим локациям, таким как Чиндирчеро, Салтинские водопады, Карадахская теснина, Кумух, Гамсутль и другие. Объект в мае текущего года введен в эксплуатацию.
Что касается муниципальной улично-дорожной сети, то в рамках проекта «Мой Дагестан – мои дороги» в текущем году направлены субсидии в объеме 2674,3 млн рублей. В рамках этого финансирования проведен ремонт на 540 объектах улично-дорожной сети общей протяженностью 259 км.
Одним из приоритетных проектов является строительство обходных дорог городов Махачкалы, Хасавюрта и Дербента. По Махачкале и Дербенту завершение разработки проектной документации с получением положительного заключения госэкспертизы планируется в I квартале 2024 года. Финансовые средства на их реализацию предусмотрены в объеме
31,1 млрд для Махачкалы и 51,3 млрд рублей для Дербента.
Что касается Хасавюрта, то уже получено положительное заключение госэкспертизы, подписан государственный контракт между ФКУ Упрдор «Кавказ» и ООО «Дортех» на выполнение строительно-монтажных работ.
Предусмотрены финансовые средства на реализацию проекта в объеме 24 млрд рублей. Завершение строительно-монтажных работ по указанным трем обходам планируется до конца 2026 года.
По-прежнему основным видом транспорта является автомобильный. На его долю приходится более 80 % от общего объема перевозок пассажиров.
«По поручению Главы РД Сергея Меликова в апреле текущего года открыт новый автобусный маршрут г. Махачкала (ТЦ «Этажи») – Международный аэропорт «Махачкала». На сегодняшний день популярность данного маршрута растет.
В августе 2023 г. запущен межмуниципальный маршрут Каспийск – Махачкала – Ленинкент с привлечением 30 ед. автобусов среднего класса.
Не обошел вниманием министр и другие виды транспорта. Что касается воздушного, то сегодня Международный аэропорт «Махачкала», самый южный аэропорт Российской Федерации, динамично развивается по всем направлениям деятельности. По итогам 2023 года ожидается, что будет обслужено 2,8 млн пассажиров, что на 11,6 % больше, чем в 2022 году. Прогноз на ближайшие три года – это примерно 3 млн пассажиров в год.
Правительства РФ выделило более 13 млрд рублей на реализацию мероприятий второго этапа реконструкции аэропорта, в том числе на строительство новой взлетно-посадочной полосы, расширение перрона с увеличением мест стоянок и других систем обслуживания и эксплуатации. В настоящее время определена генеральная подрядная организация, начались работы по проекту.
Грузооборот железнодорожного транспорта составил 7374,7 млн т/км. Перевезено около 2,2 млн пассажиров. Показатели прошлого года превышены.
Одним из основных звеньев системы транспортной коммуникации на Каспийском море и ключевым связующим звеном Транскаспийского маршрута МТК «Север – Юг» является порт Махачкала. Его грузооборот составляет около 60% от общего грузооборота всех российских портов Каспийского бассейна.
Важным направлением развития Махачкалинского морского торгового порта является ускорение прохождения таможенных процедур. На территории порта Махачкалы ведется строительство нового морского пункта пропуска через государственную границу.