– Магомедрасул Магомедалиевич, по традиции в канун Нового года каждая отрасль подводит итоги работы. Каковы они в минувшем году в дорожном хозяйстве республики, и удалось ли реализовать намеченные планы?
– Задачи, стоящие перед дорожной отраслью республики в минувшем году, реализованы в полном объеме и по всем показателям. Программа дорожных работ 2008 года успешно выполнена. Построено и реконструировано 39,14 км дорог и 6 мостов общей длиной 665,35 п. м., отремонтировано 115,9 км дорог и 5 мостов общей длиной 160,2 п. м.
Основные усилия автодора сосредоточены на работах по приведению в нормативное состояние участков дорог, входящих в автодорожный маршрут Махачкала – Ботлих. Так, в минувшем году на автодорожном маршруте введено в эксплуатацию 16,323 км дорог, в том числе участок автодороги Махачкала – В.Гуниб (км 16 – км 32) и участок автодороги Хасавюрт – Тлох (км 92 – км 102). Кроме того, в истекшем году продолжались работы по реконструкции других участков маршрута, в том числе Гимринского автодорожного тоннеля, где проводились работы по созданию задела для будущего года. Это дает предпосылки для успешной реализации поставленной задачи завершения реконструкции маршрута в 2010 году.
Одновременно в минувшем году было построено и реконструировано 5,31 км дорог, ведущих к пограничным заставам, и 1 мост длиной 20,6 п. м (Ахтынский, Рутульский, Цунтинский, Тляратинский, Цумадинский районы).
В 2008 году продолжались работы по строительству 3 пускового комплекса автомагистрали Махачкала – Аэропорт, который будет введен в эксплуатацию в 2009 году.
В минувшем году завершено строительство мостового перехода через р. Самур на автодороге Н.Гапцах – Тагиркент – Ялама длиной 1382 п.м, в том числе самого моста 496 п.м, что позволило создать надежную автотранспортную связь с рядом населенных пунктов Магарамкентского района республики, находящихся в правобережной зоне реки Самур, а также дублирование выхода с федеральной дороги «Кавказ» на территорию Республики Азербайджан через пограничные пункты.
Были продолжены работы по асфальтированию дорог, ведущих к райцентрам в Чародинском и Рутульском районах.
Большая работа проведена дорожниками в минувшем году по ликвидации последствий ливневых дождей, прошедших по целому ряду горных районов республики. Серьезные разрушения наблюдались в этом году в Ахвахском, Чародинском, Гунибском, Ботлихском, Гумбетовском, Сергокалинском, Рутульском, Табасаранском, Агульском, Тляратинском, Шамильском и других районах. Дорожники с честью вышли из ситуации, восстановив разрушенные участки дорог и мостов. Несмотря на имеющиеся трудности, в целом в 2008 году удалось сохранить действующую сеть автомобильных дорог в надлежащем состоянии и даже несколько улучшить ее за счет проведения всех видов дорожных работ. Это самым положительным образом сказалось на работе транспортного комплекса и обеспечении жизнедеятельности республики.
– Каково современное состояние дорожного хозяйства Республики Дагестан? И какие проблемы отрасли остаются нерешенными?
– В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан составляет 8159 км. Административно-территориальное деление, сложные рельефно-геологические условия местности, наличие большого количества малых и средних рек, водотоков не могли не повлиять на распределение и конфигурацию сети автомобильных дорог, ее разветвленность и протяженность. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием 152 км на 1000 кв. км территории.
Основу дорожной сети республики составляют дороги республиканского и межмуниципального значения общей протяженностью 2478 км, значительная часть которых – это дороги, соединяющие столицу республики с административными центрами районов.
Конфигурация сети дорог республиканского значения сформирована исторически, в горных условиях они проходят в основном по долинному ходу вдоль водотоков.
В последние годы в обход трудно проезжаемых перевальных участков ряда важнейших республиканских дорог построены обходные дороги, в корне изменившие схему автотранспортного обеспечения районов Нагорного Дагестана (Урма – Губден, Чалда – Карадах, Гимры – Чирката в обход с. Хариколо).
Несмотря на то, что за последние годы в республике проделана значительная работа по развитию дорожной отрасли и решены такие вопросы, как создание опорной сети автодорог, почти полная ликвидация бездорожья, создание бесперевальных маршрутов движения и т.д., уровень транспортно-эксплуатационного состояния значительной части территориальных дорог не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня и оставляет желать лучшего. Лишь 32,2% от общей протяженности имеют усовершенствованное покрытие. Более 30% из 1200 эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах требуют реконструкции и перестройки, 40% – проведения планово-предупредительных ремонтных работ.
Многие участки дорог республиканского значения, проходящие в горной части, по своим техническим параметрам и транспортно-эксплуатационным показателям не соответствуют современным нормативным требованиям по обеспечению безопасности движения и требуют реконструкции. Практически все автомобильные дороги республиканского значения имеют по одной полосе движения в каждом направлении, что не позволяет обеспечить их достаточную пропускную способность, безопасность и скоростное обслуживание современных транспортных средств. Свыше 50% автомобильных дорог республиканского значения с асфальтобетонным покрытием требуют увеличения прочностных характеристик из-за деградации дорожных одежд вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.
Еще 11 районных центров не соединены с опорной сетью дорогами с асфальтобетонным покрытием. Более 70% по протяженности местных дорог в горной части по своим техническим параметрам не соответствует нормативам даже V технической категории и являются практически автопролазами.
Отдельной проблемой является ликвидация бездорожья. Еще к 39 населенным пунктам, расположенным в Тляратинском, Цумадинском, Рутульском, Ахтынском и Ботлихском районах, где проживает 5022 человека, вообще нет подъездных дорог.
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям для экономики и населения республики и является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений для реализации приоритетных национальных проектов и ускорения темпов социально-экономического развития республики. Кроме того, отставание развития автодорожной сети от темпов автомобилизации и увеличения интенсивности движения приводит к росту уровня аварийности.
– Какие меры принимаются сегодня, чтобы решить все указанные проблемы дорожного хозяйства? Существует ли программа развития автодорог на ближайшие годы, и какие объекты дорожного хозяйства включены в эту программу?
– Для реализации поставленных целей и решения задач предусмотрено выполнение комплекса мероприятий. Как известно, развитие территориальной сети автомобильных дорог общего пользования с 2001 года осуществлялось в рамках Программы «Дороги Дагестана XXI века», предусматривающей решение всего комплекса задач, стоящих перед дорожной отраслью, и постепенное доведение уровня транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети до среднероссийского. К сожалению, из-за ежегодного недофинансирования дорожной отрасли предусмотренные плановые показатели Программы в части строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог в полной мере реализовать не удалось.
В настоящее время автодором подготовлена Программа развития территориальных автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан на период 2010–2015 годов. В рамках задачи увеличения протяженности автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, предусматриваются мероприятия по реконструкции перегруженных движением участков автомобильных дорог по важнейшим направлениям и маршрутам, в обход населенных пунктов, а также перестройка и ремонт непригодных искусственных сооружений для приведения их характеристик в соответствие с параметрами дорог. В частности, предусматривается завершение в этот период реконструкции автодороги Грозный – Ботлих – Араканская площадка на участке Араканский мост – Араканская площадка, реконструкция автодороги Манас – Сергокала – Первомайское на участке Манас – Карабудахкент – Губден, автодороги Махачкала – Буйнакск – Леваши – В.Гуниб на участке Леваши – Ташкапур, автодороги Муни – Агвали, автодороги Леваши – Акуша – Уркарах – Маджалис, реконструкция автодороги Ново – Гапцах – Тагиркент – Ялама.
Предусматривается включить в сеть дорог федерального значения автодороги Хасавюрт – Бабаюрт, а также Махачкала – Буйнакск – Гимры – Чирката – Сагринский мост – Тлох – Ботлих и Махачкала – Аэропорт с подъездом к г. Каспийску после завершения их строительства и реконструкции общей протяженностью 219 км.
В рамках задачи создания условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения, предусмотрены мероприятия, направленные на формирование устойчивых транспортных связей по автомобильным дорогам с городами, районными центрами и населенными пунктами.
За период действия программы предусматривается обеспечить прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием не менее 26 единиц. Эта работа скоординирована с мероприятиями подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации в мае 2008 г.
Но главное, что предстоит сделать, – это сохранить существующую сеть территориальных автомобильных дорог общего пользования как основу обеспечения жизнедеятельности республики, коренным образом улучшить её транспортно-эксплуатационное состояние, вывести автодорожную сеть республики на качественно новый уровень развития, отвечающий современным требованиям и интересам пользователей автомобильных дорог.
– Какие еще задачи стоят перед дорожной отраслью в 2009 году, и Ваши пожелания на Новый год?
– Прежде всего хочу сказать, что самым позитивным образом на дальнейшем развитии и совершенствовании автомобильных дорог общего пользования, несомненно, скажется значительное увеличение объемов финансирования, предусмотренного в мероприятиях по поддержке дорожного хозяйства в 2009 г. Общее увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства предполагает резкое увеличение и реальных объемов дорожных работ. 
Так, в 2009 году предполагается построить и реконструировать 98,296 км дорог и 13 мостов общей длиной 680,28 п.м. Из общего объема строительства и реконструкции дорог на автодорожном маршруте Махачкала – Ботлих намечается ввести в эксплуатацию 52,681 км дорог и 6 мостов общей длиной 449,48 п.м.
В 2009 году будут продолжены работы по строительству и реконструкции участков дорог, ведущих к пограничным заставам.
Общий объем ремонта составит 21,45 км, в том числе 16,45 км по республиканским и межмуниципальным дорогам и 5 км по местным дорогам и 9 мостов общей длиной 149,8 п.м.
Так что задачи в новом году стоят у нас очень серьезные, и я уверен в успешном их выполнении. В этой связи хочется выразить признательность Президенту Республики Дагестан Муху Гимбатовичу Алиеву, Народному Собранию РД и Правительству РД за внимание к нуждам и насущным проблемам, стоящим перед дорожной отраслью.
Не сомневаюсь, что в повышении благосостояния страны есть достойный вклад нелегкого труда дорожников. И Новый год все мы вправе встречать с чувством выполненного долга.
Пользуясь случаем, от имени многотысячного коллектива дорожников республики и себя лично сердечно поздравляю всех дагестанцев с Новым 2009 годом! Этот праздник, как никакой другой, пробуждает в душе у каждого светлые чувства – гордость за то, что удалось сделать, добрые надежды на год грядущий. От всей души желаю всем крепкого здоровья, мира, благополучия, счастья, успехов во всех добрых делах!
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




3