X
09:43 21.02.2023

Дороги развития

Транспортная инфраструктура в настоящем – один из динамично развивающих сегментов экономики Дагестана. Учитывая сложившуюся геополитическую обстановку, повлиявшую практически на все сферы экономической деятельности, наша республика представляет ключевой интерес в развитии транспортной инфраструктуры и экспорта транспортных услуг страны.

На перекрёстке

Поскольку Дагестан расположен на перекрёстке международных транспортных коридоров, имеются все предпосылки для наращивания транзитных грузоперевозок и перевозок пассажиров с использованием мощностей транспортно-логистического кластера республики. Это обстоятельство вкупе с существенными финансовыми вливаниями в модернизацию Махачкалинского международного торгового порта, аэропорта, железной дороги повлияло не только на развитие сети автомобильных дорог, но и на рост количества пунктов пропуска через государственную границу.

Старт активизации этой работы был дан после 29 июня 2021 года, когда под руководством Главы РД Сергея Меликова прошло расширенное совещание по вопросам транспорта, дорожного строительства, авиационного и железнодорожного сообщения.

Дав ряд распоряжений правительству, руководитель республики отметил, что под развитием транспорта в регионе подразумевается не только строительство дорог и мостов, но и развитие всей транспортной инфраструктуры, а также пассажирских перевозок и других смежных отраслей. «Развитая система транспортных коммуникаций является показателем экономического роста региона», – подчеркнул тогда Сергей Меликов, напомнив слова Президента России Владимира Путина, акцентирующего внимание на инфраструктурных проблемах, от решения которых зависит социально-экономическое развитие субъектов.

Обозначая основные цели и задачи в дорожной отрасли, Сергей Меликов перечислил: увеличение количества дорог, находящихся в нормативном состоянии; снижение доли дорог, работающих в режиме перегрузки; сокращение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, снижение смертности в ДТП. «Вся дорожно-транспортная система должна быть максимально ориентированной на потребности людей», – сказал Глава Дагестана, отдельно обозначив также основные приоритеты на среднесрочную перспективу, в числе которых модернизация морских, воздушных, железнодорожных ворот.

Продуктивность в решении поставленных задач, проявленную кабинетом министров Дагестана, можно оценить итогами деятельности транспортной отрасли. Она сейчас переживает подъем и бурное развитие, и позитивные показатели, достигнутые в 2022 году, достигнуты во многом благодаря усилиям, приложенным Председателем Правительства РД Абдулмуслимом Абдулмуслимовым.

Путь в горы и не только

Так, в 2022 году после строительства и реконструкции было введено 78,8 км автодорог и 14 мостов, отремонтировано 675,3 км автомобильных дорог и 5 мостов. В рамках национального проекта «БКД» в Дагестане отремонтировано 72,5 км дорог. Региональный проект «Мой Дагестан – мои дороги» преобразил дорожные коммуникации, соединяющие населенные пункты и районные центры. В рамках программы отремонтировано порядка 405 объектов дорожной инфраструктуры. В 2023 году планируется увеличить это количество до 450. Политика стимулирования муниципалитетов для повышения сбора транспортного налога оказалась оправданной и даёт динамичные результаты.

Как отмечают в Министерстве транспорта РД, одним из ключевых объектов, реконструируемых в рамках отраслевой государственной программы, стала автомобильная дорога Грозный – Ботлих – Хунзах – Араканская площадка на участке км 95 – км 110. Дорога является одной из важнейших транспортных магистралей Дагестана с межрегиональным значением и выходом на соседнюю Чеченскую Республику. В настоящем она обеспечивает по кратчайшему пути вывоз сельхозпродукции на рынки соседнего региона, являясь одним из самых востребованных туристических маршрутов. Следует отметить, что реконструкция дороги велась по прямому поручению Президента РФ В. В. Путина.

С опережением почти на год завершена реконструкция другого участка этой же дороги «Грозный – Ботлих – Хунзах – Араканская площадка» на км 211 – км 217. Дорога соединяет населенные пункты Ботлихского, Хунзахского и Гергебильского районов между собой и с другими районами, обеспечивает транспортное сообщение между погранзаставами, дислоцированными в сёлах Ботлих и Аракани.

В конце апреля прошлого года состоялось открытие ключевого объекта – железнодорожного переезда на ПК 264+06 на автомобильной дороге Ново-Гапцах – Ново-Филя – Тагиркент – Ялама, который открывает новые возможности для реализации транзитного потенциала региона. В результате ввода нового переезда значительно увеличилась пропускная способность. Передвижение пешеходов и автотранспорта стало безопаснее.

В 2022 году был завершен капитальный ремонт автомобильной дороги республиканского значения Мамедкала – Хучни на участке км 16 – км 28. Дорога обеспечивает транспортные связи Дербентского, Табасаранского, Хивского районов и связывает с. Хучни по кратчайшему пути с низменной частью Дагестана и столицей региона. Имея огромное значение для развития сельского хозяйства и улучшения культурно-экономических связей районов, дорога значительно повысила рентабельность перевозки грузов. Расстояние от Махачкалы до Хучни теперь короче на 30 километров. Да и туристам станет удобнее добираться до села, к одному из самых популярных туристических направлений региона.

Туризм и инфраструктура

Вообще развитию дорожной сети в деле наращивания туристического потенциала районов Дагестана, обустройства туристических маршрутов придается все большое значение.

К примеру, в августе 2022 года был отремонтирован 4-километровый участок автомобильной дороги Буйнакск – Терменлик. Она ведет к базе отдыха «Терменлик» и часто загружена. Теперь туристам, которым интересен этот маршрут, не придется простаивать в пробках, им остается только любоваться красотами ландшафта.

В сентябре подобную работу проделали в Казбековском районе. Ремонт 12 км дороги Буйнакск – Кизилюрт – Новый Чиркей через поселок Дубки – одной из главных туристических артерий в транспортной сети Дагестана – провели оперативно. Путь к знаменитому Сулакскому каньону, к смотровой площадке в посёлке Дубки и Чиркейской ГЭС, которые ежедневно посещают тысячи туристов со всей страны, стал безопаснее и комфортабельнее.

А уже в ноябре после капитального ремонта был сдан в эксплуатацию 6-километровый участок автомобильной дороги Хебда – Кахиб в Шамильском районе. Доехать нынче до востребованных и одних из самых популярных мест посещения гостей республики – старинных башенных комплексов, расположенных в селах Кахиб и Гоор, и удобнее, и быстрее.

Всего же в 2022 году подобных участков дорог Минтрансом РД отремонтировано 25. В число значимых не только для туристической отрасли, но и для республики в целом можно занести строительство автодороги Манаскент – подъезд от федеральной автомобильной дороги «Кавказ» к санаторию «Каспий». Объект нацелен способствовать развитию прибрежной части Карабудахкентского района, сокращая путь из международного аэропорта «Уйташ» в южный Дагестан в объезд поселка Манас, что разгрузит наиболее напряженный участок федеральной трассы М-29 «Кавказ».

Продолжается благоустройство дорожного хозяйства Махачкалы. Только в минувшем году в городе привели в нормативное состояние 44 улицы. Был завершен второй этап внедрения интеллектуальной транспортной системы. Наша столица продолжается готовиться к приему гостей. А их у нас становится все больше. В 2022 году Дагестан стал наиболее популярным туристическим направлением в стране.

Транспортные ворота

Значительная часть туристов прибывает в республику по воздуху. У воздушной гавани Дагестана рекорд за рекордом. За 12 месяцев 2022 года аэропорт обслужил 2 млн 437 тысяч пассажиров, что на 20 % больше аналогичного периода прошлого года. Республике в этом помогло участие в федеральной программе субсидирования региональных авиаперевозок. Если в 2019 году был всего лишь один субсидированный авиамаршрут, то в 2022 году их уже стало 15.

Начался второй этап реконструкции Махачкалинского аэропорта. Распоряжением Правительства РФ на эти цели выделены финансовые средства в сумме 13 млрд 120 млн рублей. В настоящее время ведется работа по проектированию новой железнодорожной станции Самур-2 на российско-азербайджанской границе. Объем пригородных перево­зок также растет, он по сравнению с 2021 годом увеличился на 24 %. Всего пригородными перевозками за минувший год воспользовались 1 404 680 человек.

Не менее внушительны цифры грузооборота Махачкалинского морского торгового порта, они в настоящее время составляют около 60 % от общего грузооборота 14 российских портов Каспийского бассейна. Порт, являющийся важным стратегическим связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем и другими странами, стремительно набирает темпы транзитных перевозок. В скором времени паромным сообщением пойдут автомобили и другие промышленные товары, востребованные в дружественных нам странах.

Статьи из «Экономика»

Главная книга фермера

10
Дагестан является ключевым животноводческим регионом страны, и очень важно принять все...

Пиковые значения

17
Декабрь, традиционно напряженный в плане финансовых трат, только начался, однако...

Показали высокий класс

9
Дагестанская команда приняла участие в крупнейшем событии – во Всероссийском чемпионате...

Преференции сохранятся

12
Рост числа малых и средних предприятий в Дагестане способствует развитию региональной...

Древо возрождения

59
За последние годы я не раз бывал в гумбетовских селах по разным поводам, имеющим отношение к...

Наука импортозамещения

30
В нашей стране со следующего года заработает новый национальный проект, нацеленный на...

Проект незаконный, но продолжаем строить

37
«…Хоть трава не расти» – так называлась...

Инструмент сбережения

27
Не так давно в Махачкале прошла коммуникационная сессия по разъяснению денежно-кредитной...

Демонстрация достижений

45
Становится уже традиционным общереспубликанское подведение итогов сельскохозяйственного...