Дороги в будущее
Каких только шуток и даже издевательских замечаний о состоянии дорог в России не придумано за несколько столетий, в том числе за последние десятилетия! А классическую поговорку про «две беды в России», одна из которых – дороги, знает, наверное, каждый. Однако шутки шутками, а в нашей повседневной жизни современный человек практически ежедневно и не раз пользуется дорогой. А развитие экономики требует совсем даже не иронического отношения к проблеме дорог и дорожного хозяйства в целом.
Ведь современные дороги – как шоссейные, так и железные – это не просто важнейшая часть всей инфраструктуры огромной страны. Словно сосуды кровеносной системы, они связывают её части – вплоть до отдалённых уголков – в единое политическое и экономическое пространство. И здесь значение шоссейных дорог выходит уже на первое место, поскольку даже при сегодняшнем уровне технико-технологического развития провести железнодорожное полотно в целый ряд высокогорных или отдалённых (например на территориях Крайнего Севера) районов до сих пор представляется невозможным просто вследствие природно-географических реалий. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов вопрос об элементарной экономической целесообразности такого рода крайне дорогостоящих проектов. В подобных случаях прокладка автомобильной трассы остаётся единственным способом создать для таких районов и их населения условия нормального хозяйственного и социального развития.
Эта нелёгкая задача ложится на плечи тех, кто связан со строительством, благоустройством и обслуживанием шоссейных дорог. 16 октября все они отмечают свой профессиональный праздник – День работников дорожного хозяйства. Своё нынешнее название этот праздник обрёл в 2000 году и с тех пор ежегодно отмечается в третье воскресенье октября.
Беспрецедентное санкционное давление, которое сейчас оказывается на нашу страну, привело в том числе к разрушению многих устоявшихся логистических связей. Поэтому мы можем сказать, что для Дагестана в такой ситуации развитие системы шоссейных дорог является вопросом не только нашего, регионального, но и общефедерального значения. После развала Советского Союза более 30 лет назад, в условиях изменившихся политических и географических реалий наша республика уже стала одним из самых южных и притом пограничных регионов новой России, обладающим важным геостратегическим положением на всём Кавказе и в бассейне Каспийского моря. В сегодняшних условиях территория Дагестана является ещё и важнейшим элементом формирующейся во всём Каспийском регионе новой логистики.
Так, на днях важнейшим событием в экономической жизни России стал Второй Каспийский экономический форум на уровне глав правительств пяти государств Каспийского бассейна, проходивший в Москве, в инновационном центре «Сколково». Среди наиболее значимых тем, обсуждавшихся на этой встрече, одной из самых приоритетных стала как раз проблема развития транспорта и логистики в нашем, без преувеличения сказать, стратегически важнейшем с точки зрения обеспечения мировой политической и экономической стабильности регионе.
Одновременно необходимо помнить, что значение качественных шоссейных дорог для Дагестана определяется не только внешними, но и внутренними факторами. Непростая экономическая ситуация, складывающаяся в стране в целом и в каждом конкретном регионе, требует эффективных решений по поддержке и развитию наиболее перспективных отраслей производства и – особо – обеспечению занятости населения. Одной из таких отраслей в современных условиях является туризм.
В нашей стране положение в туристической отрасли начало меняться в последние годы, когда и на федеральном уровне, и на уровне регионов стали применяться меры по обустройству уже действующих и введению в строй новых объектов туристической инфраструктуры, финансовой поддержке туристического бизнеса и обеспечению его важнейшего элемента – доступности транспортно-логистических услуг для потенциальных гостей.
Так, для Юга России принята специальная Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года. Согласно этому документу, развитие туристской индустрии на территории СКФО будет способствовать решению стратегических задач развития нашей страны в течение указанного периода. Среди важнейших направлений, обозначенных в «Стратегии…», развитие международных и межрегиональных пассажирских перевозок авиационным, автомобильным и водным транспортом посредством модернизации и создания необходимой транспортной, обеспечивающей инфраструктуры и обустройство пунктов пропуска через государственную границу.
В частности, на территории регионов, входящих в СКФО, предполагается реализовать масштабный проект по развитию дорожной сети и придорожной инфраструктуры, реализация которого позволит решить вопросы доступности и как следствие повышения инвестиционной привлекательности приоритетных туристских территорий. Для Дагестана реализация этого проекта имеет огромное значение.
Летом нынешнего года, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Глава республики Сергей Меликов заявил, что наш регион готов принять до 2 миллионов туристов. Однако при этом он отметил, что стремительный рост туристического потока на берега Каспийского моря, чему потенциально объективно способствует сегодняшняя ситуация в области международного туризма, сдерживают недостаточные возможности инфраструктуры. В том числе качество дорожной инфраструктуры, включая непосредственно подъездные пути к туристическим объектам.
В связи с этим очень важным представляется сообщение Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан, согласно которому до конца нынешнего года на строительство и реконструкцию дорог только к туристическим объектам нашей республики должны быть направлены средства на сумму 1,8 миллиарда рублей. Работы по этому направлению проводятся в 21 муниципальном районе Дагестана на 28 участках дорог в направлении 24 объектов. При этом необходимо иметь в виду, что указанная сумма ассигнований представляет собой лишь часть общего объёма средств, которые должны быть выделены на модернизацию и развитие всего транспортного комплекса Дагестана.
Кроме того, сейчас работы по улучшению или реконструкции дорожного полотна ведутся на таких важных направлениях, как трасса Махачкала – Буйнакск и дорога к пользующемуся международной известностью аулу Кубачи.
Далее – и об этом «Дагестанская правда» уже сообщала читателям – одним из приоритетных направлений развития дорожной системы нашей республики становится дальнейшее расширение наиболее значимых участков федеральных трасс и подъездных дорог с двух до четырёх полос; основное внимание будет уделено объездным дорогам в столице республики Махачкале, а также в ключевых с точки зрения всей транспортной и торгово-экономической логистики городах Дербенте и Хасавюрте.
В целом можно быть уверенным, что работники и все специалисты дорожного хозяйства нашей республики сделают всё возможное, чтобы дороги Дагестана стали максимально удобными и для торговых перевозок, и для гостей, и для жителей республики.