X
07:39 13.10.2023

Дороги высоких стандартов

За последние три года в Дагестане построено и реконструировано 116 км дорог и 19 мостов, капитально отремонтировано 1360,8 км дорог и 22 моста. В рамках реализации программы «Мой Дагестан – мои дороги» в 2021–2022 годах отремонтировано 760 объектов общей протяженностью 384 км. Об этом и о том, как изменился транспортный комплекс Дагестана за последние три года, какие результаты были достигнуты благодаря слаженной и комплексной работе властей, в беседе с корреспондентом нашей газеты накануне Дня работников дорожного хозяйства рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан Джамбулат САЛАВОВ (на снимке).

– Джамбулат Шапиевич, что сегодня представляет собой транспортный комплекс Дагестана, хватает ли существующей инфраструктуры для реализации ваших планов на развитие транспортной системы республики?

– Автомобильные дороги у Правительства Дагестана сейчас в приоритете: через участки дорог Р-217 (Махачкалинскую, Дербентскую агломерацию) проходит более 20 000 машин за сутки, эти участки загружены максимально. Чтобы дагестанские дороги могли пропустить общий грузопоток, который в ближайшие годы может увеличиться до 22 млн тонн, необходимо реконструировать и модернизировать всю транспортную систему, построить новые магистрали в обход Махачкалы, Хасавюрта и Дербента. В 2021–2022 годы. Минтрансом РД было организовано взаимодействие с федеральными органами власти в части бюджетного планирования проектов строительства обходов этих городов.

На Каспии функционируют три российских порта (Махачкала, Астрахань, Оля) это мало, нужно строить еще, в том числе в Дагестане. По поручению Главы Республики Дагестан С. А. Меликова в текущем году Минтрансом РД во взаимодействии с федеральными органами власти проработан вопрос строительства дороги к Махачкалинскому морскому порту. В его развитии крайне заинтересован Иран, имеющий большой опыт модернизации пяти крупнейших портов на севере своей страны. Речь идет об увеличении логистических объемов в 25 раз. Затраты на это, конечно, огромные – порядка 170 млрд рублей.

В Махачкале есть смысл развивать контейнерные перевозки, запускать железнодорожные и автомобильные паромы, настраивать логистическую систему, строить мультимодальный ТЛК и не один. Чуть дальше в проектах – судостроение и пароходство.

Впервые за долгие годы Минтранс РД в 2022 году в полном объеме реализовал программу дорожных работ, обеспечив стопроцентное кассовое освоение бюджетных назначений, при этом средства федерального бюджета были освоены до 1 декабря 2022 года.

Компанией ФКУ Упрдор «Кавказ» с 2022 года ведется капитальный ремонт 7 участков ФАД Р-217 «Кавказ» с переводом их в 4-полосное движение и разделением встречных транспортных потоков общей протяженностью 77 км. Еще 8 аналогичных участков капитального ремонта общей протяженностью 69 км проектируются для исполнения до 2025 года. Это часть будущего транспортного коридора «Север – Юг», который свяжет Россию, Иран, Пакистан и Индию. Такое масштабное по нагрузкам шоссе должно быть четырехполосным.

Продолжаются работы по соединению районных центров с опорной сетью автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием. В направлении Тляратинского района ведется поэтапная реконструкция автодороги Анцух – Тлярата, в 2022 году завершена реконструкция участка автодороги Гунибское шоссе – Вантляшевский перевал. В текущем году завершается реконструкция автодороги Ботлих – Карата в Ахвахском районе.

Коллаж Эльдара Расулова

В 2022 году завершилась комплексная реконструкция региональной автодороги, ведущей к пунктам пропуска Тагиркент – Казмаляр и Ново-Филя, расположенных на российско-азербайджанской государственной границе. Автомобильная дорога республиканского значения Ново-Гапцах – Ново-Филя – Тагиркент – Ялама проходит по территории Магарамкентского района с выходом на федеральную автодорогу Р-217 «Кавказ» и играет большую роль в развитии приграничных территорий.

Значимые объекты национального проекта по региональной сети дорог в 2022 году – это строительство автодороги «Манаскент» – подъезд от федеральной автомобильной дороги «Кавказ» к санаторию «Каспий», ремонт автодороги Буйнакск – Гимры – Чирката на 21-километровом участке, Бабаюрт – Гребенская на участке в Бабаюртовском районе и Мамраш – Ташкапур – Араканский мост на участке в Сулейман-Стальском районе.

В прошлом году была завершена реорганизация АО «Ремонтно-строительный участок», которое с 15 августа 2023 года переименовано в акционерное общество «Ремонтно-строительное управление». Впервые за последние десятилетия произведено оснащение организации новой спецтехникой – приобретено три автогрейдера и семь бульдозеров.

Крайне важный объект – наш аэропорт «Махачкала». Несмотря на введение в эксплуатацию в аэропорту в августе 2021 года нового международного терминала «Б» и нового пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, этот объект транспортной инфраструктуры республики работает на пределе своих возможностей. Нам удалось решить вопрос финансирования второго этапа реконструкции аэропорта «Махачкала». Самое главное в этом проекте – строительство второй бетонной взлетно-посадочной полосы (3200 на 45 м), расширение перрона и других систем обслуживания и эксплуатации аэропорта. На эти цели выделены финансовые средства в сумме 13,12 млн рублей. Это собственность федерального значения, поэтому и деньги здесь должны быть федеральные, а реконструкция оценивается в 10,8 млрд рублей. Поручения главы государства, вице-премьера РФ обязывают до 2025 года этот проект осуществить.

С 1 мая 2023 г. на территории региона курсирует дополнительная пара пригородных поездов по маршруту Махачкала – Дербент в вечернее время суток. В 2023 году продолжены проектные работы по проектированию новой ж/д станции Самур-2 на российско-азербайджанской границе в объеме 300 млн рублей. Реализация проекта позволит пропускать грузовые поезда через пограничный переход Самур – Ялама в объеме до 7 млн тонн к 2025 году.

Также ведется разработка проектной документации по переводу железнодорожного участка Дербент – Самур (до государственной границы) на систему тяги переменного тока.

– Какие меры предпринимаются Минтрансом республики для снижения количества ДТП и их тяжести?

– Дагестан сейчас – один из лидеров по принимаемым мерам в части безопасности дорожного движения по всему Кавказу, но мы хотим приблизиться к более высоким стандартам. Для снижения главной причины аварий со смертельным исходом – превышения скоростного режима и выезда на встречную полосу – планируем и далее широко внедрять интеллектуальные транспортные системы, устанавливать комплексы фотовидеофиксации и увеличивать неотвратимость наказания за нарушение. За три года уже установлено 83 автоматизированные системы фото- и видеофиксации правонарушений и 17 приборов учета транспортных потоков.

Кроме того, в 2022 году приобретено и обеспечено функционирование двух мобильных аппаратно-программных комплексов «АвтоУраган МС» и «Дозор 3М», которые активно используются на аварийно опасных участках дорог.

– Что делается в плане улучшения организации дорожного движения в столице?

– Внедрением интеллектуальной транспортной системы мы занимаемся поэтапно в рамках стратегии цифровой трансформации республики, но пока только на территории Махачкалинской агломерации. Установили уже порядка 50 дорожных видеокамер, почти 200 транспортных и пешеходных светофоров, стратегические и тактические детекторы, установлено два дорожных метеопоста, 4 информационных табло на П-образных опорах и 5 «умных пешеходных переходов». Фактически благодаря ИТС мы проанализировали ситуацию на дорогах, оценили направление потоков дорожного трафика, обнаружили места скопления транспорта, нашли причины пробок и решения некоторых транспортных проблем.

Работа была очень активная – создали центр управления дорожным движением, центр обработки данных, внедрили необходимые модули и подсистемы для того, чтобы вся эта система комплексно и эффективно работала. Результаты тоже уже видны. Например, удалось запустить «зеленую волну» на центральных улицах Махачкалы: за счет этого мы увеличили пропускную способность проспектов Петра I, Расула Гамзатова и улицы Ярагского на 12–14 %. Согласитесь, это не только более безопасное дорожное движение для жителей, но и снижение расхода топлива и выбросов вредных веществ в окружающую среду благодаря более плавному движению потока транспорта без разгонов и торможений. Теперь важно расширить внедрение ИТС, подключить к ней другие улицы, чтобы в режиме реального времени перенаправлять потоки с загруженных улиц на более свободные и оперативно реагировать на аварийные ситуации. Плюс предстоит решить вопрос с хаотичными парковками в городе и обеспечить приоритетный проезд общественному транспорту.

В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» на территории республики за последние три года все результаты и показатели были достигнуты в полном объеме.

Будем дальше модернизировать светофоры, подключать транспортное прогнозирование и моделирование, в частности создадим транспортную цифровую модель всей нашей агломерации. После Махачкалы мы планируем расширить проект по внедрению ИТС на Каспийск, Дербент и Хасавюрт. Рассчитываем на то, что цифровизация транспортной отрасли поможет снизить аварийность и смертность в ДТП. В городах мы хотим такую статистику полностью свести к нулю.

– Что сделано для удобства пассажиров?

– В 2023 году запущено два межмуниципальных маршрута «пос. Ленинкент – г. Каспийск», для обслуживания которого задействовано 30 единиц автобусов и 4 автобуса курсируют по новому маршруту Махачкала – Аэропорт.

В настоящее время количество транспортных средств, оборудованных системами безналичной оплаты проезда, увеличилось более чем в 3 раза по сравнению с 2021 годом, количество автобусов, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, – в 6 раз, камерами видеонаблюдения оборудовано 513 единиц транспорта.

Похожие

Индикатор качества жизни

21
Недаром дороги называют артериями жизни, кровеносными сосудами экономики. Наличие хороших и...

Прокладываются дороги жизни

23
Дороги – это сама жизнь. Чтобы она была комфортной, нужно не только строить современные...

Прокладываются дороги жизни

26
Дороги – это сама жизнь. Чтобы она была комфортной, нужно не только строить современные...

Новые дороги в новую жизнь

21
Много лет назад мне понадобилось из Кубачи поехать в Акуша. Хотя расстояние между этими...

Дороги жизни

25
Без развития дорог невозможно представить какое-либо развитие в принципе. Не случайно все...

Тогда были тропы

22
Кому не знакомо изречение «Дорога – это жизнь»? Дороги можно сравнить с кровеносной...

Ширятся артерии жизни

9
Модернизация автодорожной инфраструктуры – первоочередная задача для Дагестана. Она...

Дороги в будущее

179
Для гостей Дагестана, предпочитающих автомобильные путешествия, знакомство с нашей...

Дороги – показатель качества жизни

27
Эх, дороги! – с горечью и безнадёгой восклицали в...

Статьи из «Экономика»

Дагестан на пути к устойчивому росту

6
Календарную весну дагестанцы встречают с...

Скажем им спасибо

3
Согласитесь, наиболее негативные эмоции у многих из нас вызывает неустроенный быт....

Дагестан строящийся и хаотичный

63
На очередном антикоррупционном форуме, а до этого в Общественной палате РД между коллегами во главе с председателем Азизбеком...

Первое место на столе

7
Дагестан – один из регионов страны, где в рационе питания населения хлеб занимает важное...

Школа, мост, вода и кадры

6
В течение последних нескольких месяцев руководство Минсельхозпрода РД активно проводит...

В Дагестане заложен самый крупный в России сад киви

731
Сегодня на юге Дагестана на базе...

Поддержка лишней не бывает

4
Для обеспечения социальной поддержки военнослужащих, участвующих в специальной военной...

Борьба за честную конкуренцию

10
Антимонопольная служба играет ключевую роль в обеспечении...

«Фабрика процессов» для экономики будущего

8
Один из центральных в череде запущенных в...

Требования усилены

13
Дагестан – республика с ограниченными земельными ресурсами, пригодных для сельского хозяйства пространств крайне мало. При этом, однако, как показывает практика,...

Сила ветра, энергия солнца

10
Журналистов республиканских СМИ, которые хотели услышать исчерпывающие ответы от министра...

Урожай ягнят

55
Зима к нам нагрянула как-то неожиданно. В конце февраля. С одной стороны, долгожданная...