Дороги высоких стандартов
За последние три года в Дагестане построено и реконструировано 116 км дорог и 19 мостов, капитально отремонтировано 1360,8 км дорог и 22 моста. В рамках реализации программы «Мой Дагестан – мои дороги» в 2021–2022 годах отремонтировано 760 объектов общей протяженностью 384 км. Об этом и о том, как изменился транспортный комплекс Дагестана за последние три года, какие результаты были достигнуты благодаря слаженной и комплексной работе властей, в беседе с корреспондентом нашей газеты накануне Дня работников дорожного хозяйства рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан Джамбулат САЛАВОВ (на снимке).
– Джамбулат Шапиевич, что сегодня представляет собой транспортный комплекс Дагестана, хватает ли существующей инфраструктуры для реализации ваших планов на развитие транспортной системы республики?
– Автомобильные дороги у Правительства Дагестана сейчас в приоритете: через участки дорог Р-217 (Махачкалинскую, Дербентскую агломерацию) проходит более 20 000 машин за сутки, эти участки загружены максимально. Чтобы дагестанские дороги могли пропустить общий грузопоток, который в ближайшие годы может увеличиться до 22 млн тонн, необходимо реконструировать и модернизировать всю транспортную систему, построить новые магистрали в обход Махачкалы, Хасавюрта и Дербента. В 2021–2022 годы. Минтрансом РД было организовано взаимодействие с федеральными органами власти в части бюджетного планирования проектов строительства обходов этих городов.
На Каспии функционируют три российских порта (Махачкала, Астрахань, Оля) это мало, нужно строить еще, в том числе в Дагестане. По поручению Главы Республики Дагестан С. А. Меликова в текущем году Минтрансом РД во взаимодействии с федеральными органами власти проработан вопрос строительства дороги к Махачкалинскому морскому порту. В его развитии крайне заинтересован Иран, имеющий большой опыт модернизации пяти крупнейших портов на севере своей страны. Речь идет об увеличении логистических объемов в 25 раз. Затраты на это, конечно, огромные – порядка 170 млрд рублей.
В Махачкале есть смысл развивать контейнерные перевозки, запускать железнодорожные и автомобильные паромы, настраивать логистическую систему, строить мультимодальный ТЛК и не один. Чуть дальше в проектах – судостроение и пароходство.
Впервые за долгие годы Минтранс РД в 2022 году в полном объеме реализовал программу дорожных работ, обеспечив стопроцентное кассовое освоение бюджетных назначений, при этом средства федерального бюджета были освоены до 1 декабря 2022 года.
Компанией ФКУ Упрдор «Кавказ» с 2022 года ведется капитальный ремонт 7 участков ФАД Р-217 «Кавказ» с переводом их в 4-полосное движение и разделением встречных транспортных потоков общей протяженностью 77 км. Еще 8 аналогичных участков капитального ремонта общей протяженностью 69 км проектируются для исполнения до 2025 года. Это часть будущего транспортного коридора «Север – Юг», который свяжет Россию, Иран, Пакистан и Индию. Такое масштабное по нагрузкам шоссе должно быть четырехполосным.
Продолжаются работы по соединению районных центров с опорной сетью автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием. В направлении Тляратинского района ведется поэтапная реконструкция автодороги Анцух – Тлярата, в 2022 году завершена реконструкция участка автодороги Гунибское шоссе – Вантляшевский перевал. В текущем году завершается реконструкция автодороги Ботлих – Карата в Ахвахском районе.
В 2022 году завершилась комплексная реконструкция региональной автодороги, ведущей к пунктам пропуска Тагиркент – Казмаляр и Ново-Филя, расположенных на российско-азербайджанской государственной границе. Автомобильная дорога республиканского значения Ново-Гапцах – Ново-Филя – Тагиркент – Ялама проходит по территории Магарамкентского района с выходом на федеральную автодорогу Р-217 «Кавказ» и играет большую роль в развитии приграничных территорий.
Значимые объекты национального проекта по региональной сети дорог в 2022 году – это строительство автодороги «Манаскент» – подъезд от федеральной автомобильной дороги «Кавказ» к санаторию «Каспий», ремонт автодороги Буйнакск – Гимры – Чирката на 21-километровом участке, Бабаюрт – Гребенская на участке в Бабаюртовском районе и Мамраш – Ташкапур – Араканский мост на участке в Сулейман-Стальском районе.
В прошлом году была завершена реорганизация АО «Ремонтно-строительный участок», которое с 15 августа 2023 года переименовано в акционерное общество «Ремонтно-строительное управление». Впервые за последние десятилетия произведено оснащение организации новой спецтехникой – приобретено три автогрейдера и семь бульдозеров.
Крайне важный объект – наш аэропорт «Махачкала». Несмотря на введение в эксплуатацию в аэропорту в августе 2021 года нового международного терминала «Б» и нового пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, этот объект транспортной инфраструктуры республики работает на пределе своих возможностей. Нам удалось решить вопрос финансирования второго этапа реконструкции аэропорта «Махачкала». Самое главное в этом проекте – строительство второй бетонной взлетно-посадочной полосы (3200 на 45 м), расширение перрона и других систем обслуживания и эксплуатации аэропорта. На эти цели выделены финансовые средства в сумме 13,12 млн рублей. Это собственность федерального значения, поэтому и деньги здесь должны быть федеральные, а реконструкция оценивается в 10,8 млрд рублей. Поручения главы государства, вице-премьера РФ обязывают до 2025 года этот проект осуществить.
С 1 мая 2023 г. на территории региона курсирует дополнительная пара пригородных поездов по маршруту Махачкала – Дербент в вечернее время суток. В 2023 году продолжены проектные работы по проектированию новой ж/д станции Самур-2 на российско-азербайджанской границе в объеме 300 млн рублей. Реализация проекта позволит пропускать грузовые поезда через пограничный переход Самур – Ялама в объеме до 7 млн тонн к 2025 году.
Также ведется разработка проектной документации по переводу железнодорожного участка Дербент – Самур (до государственной границы) на систему тяги переменного тока.
– Какие меры предпринимаются Минтрансом республики для снижения количества ДТП и их тяжести?
– Дагестан сейчас – один из лидеров по принимаемым мерам в части безопасности дорожного движения по всему Кавказу, но мы хотим приблизиться к более высоким стандартам. Для снижения главной причины аварий со смертельным исходом – превышения скоростного режима и выезда на встречную полосу – планируем и далее широко внедрять интеллектуальные транспортные системы, устанавливать комплексы фотовидеофиксации и увеличивать неотвратимость наказания за нарушение. За три года уже установлено 83 автоматизированные системы фото- и видеофиксации правонарушений и 17 приборов учета транспортных потоков.
Кроме того, в 2022 году приобретено и обеспечено функционирование двух мобильных аппаратно-программных комплексов «АвтоУраган МС» и «Дозор 3М», которые активно используются на аварийно опасных участках дорог.
– Что делается в плане улучшения организации дорожного движения в столице?
– Внедрением интеллектуальной транспортной системы мы занимаемся поэтапно в рамках стратегии цифровой трансформации республики, но пока только на территории Махачкалинской агломерации. Установили уже порядка 50 дорожных видеокамер, почти 200 транспортных и пешеходных светофоров, стратегические и тактические детекторы, установлено два дорожных метеопоста, 4 информационных табло на П-образных опорах и 5 «умных пешеходных переходов». Фактически благодаря ИТС мы проанализировали ситуацию на дорогах, оценили направление потоков дорожного трафика, обнаружили места скопления транспорта, нашли причины пробок и решения некоторых транспортных проблем.
Работа была очень активная – создали центр управления дорожным движением, центр обработки данных, внедрили необходимые модули и подсистемы для того, чтобы вся эта система комплексно и эффективно работала. Результаты тоже уже видны. Например, удалось запустить «зеленую волну» на центральных улицах Махачкалы: за счет этого мы увеличили пропускную способность проспектов Петра I, Расула Гамзатова и улицы Ярагского на 12–14 %. Согласитесь, это не только более безопасное дорожное движение для жителей, но и снижение расхода топлива и выбросов вредных веществ в окружающую среду благодаря более плавному движению потока транспорта без разгонов и торможений. Теперь важно расширить внедрение ИТС, подключить к ней другие улицы, чтобы в режиме реального времени перенаправлять потоки с загруженных улиц на более свободные и оперативно реагировать на аварийные ситуации. Плюс предстоит решить вопрос с хаотичными парковками в городе и обеспечить приоритетный проезд общественному транспорту.
В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» на территории республики за последние три года все результаты и показатели были достигнуты в полном объеме.
Будем дальше модернизировать светофоры, подключать транспортное прогнозирование и моделирование, в частности создадим транспортную цифровую модель всей нашей агломерации. После Махачкалы мы планируем расширить проект по внедрению ИТС на Каспийск, Дербент и Хасавюрт. Рассчитываем на то, что цифровизация транспортной отрасли поможет снизить аварийность и смертность в ДТП. В городах мы хотим такую статистику полностью свести к нулю.
– Что сделано для удобства пассажиров?
– В 2023 году запущено два межмуниципальных маршрута «пос. Ленинкент – г. Каспийск», для обслуживания которого задействовано 30 единиц автобусов и 4 автобуса курсируют по новому маршруту Махачкала – Аэропорт.
В настоящее время количество транспортных средств, оборудованных системами безналичной оплаты проезда, увеличилось более чем в 3 раза по сравнению с 2021 годом, количество автобусов, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, – в 6 раз, камерами видеонаблюдения оборудовано 513 единиц транспорта.