Фермы-невидимки. Объекты майнинга выявить оперативно не всегда получается
В Дагестане в очередной раз обнаружили крупную подпольную майнинг-ферму. Полицейские в ходе оперативных мероприятий только в Кизилюрте изъяли 378 устройств, нелегально подключенных к сети.
Как информирует пресс-служба МВД по РД, подпольное производство найдено на территории одного из садоводческих товариществ. Однако владельца фермы еще предстоит разыскать.
Подобных сообщений в последние месяцы было немало. Только на начало текущего года правоохранители Махачкалы выявили 620 майнинговых устройств на территории подземного паркинга многоквартирного дома, жители которого не раз жаловались на частые скачки напряжения в электросети.
Попытки выяснить, имеется ли в этом теневом секторе предпринимательства хоть малая часть легальной составляющей, выявили удручающую картину. Заметим, по законодательству РФ, деятельность эта не запрещена, однако прежде нужно зарегистрировать свое предприятие или стать ИП и платить налоги.
Есть у нас такие бизнесмены? Ни в Агентстве по предпринимательству и инвестициям, ни в его подразделении ГАУ «Центр поддержки предпринимательства РД», где оказывают всестороннюю поддержку субъектам МСП и консультируют предпринимателей, такой информации нам не дали.
«Легальный майнинг убыточен», – говорит известный дагестанский программист Альберт Гасанов. По его словам, анализ информации показывает, что расходы на электроэнергию в среднем составляют 50–60 % от дохода. Часто это зависит от оборудования, поэтому большинство майнеров ищут способ не платить за свет.
«Кроме того, в апреле 2024 года ожидается так называемый халвинг биткоина, в результате которого вознаграждение за блок уменьшится ровно на 50 % – с 6,25 до 3,125 биткоина. На какой-то период это может сделать «официальный» майнинг вообще убыточным. Если после халвинга, как это чаще всего бывает, поднимется стоимость биткоина, это должно компенсировать падение доходов. Точно предсказать сложно», – отмечает эксперт.
Между тем, судя по обращению, опубликованному в январе в Telegram-канале Дагэнерго, в котором энергетики просят отключить майнинговые фермы, перегружающие электрическую сеть и провоцирующие технологические нарушения, ситуация с энергоснабжением из-за потребления ими электроэнергии остается плачевной.
По информации компании ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго» (далее – Дагэнерго) только за 2023 год было демонтировано 13 майнинговых ферм, но, исходя из последних новостей, их, однако, не становится меньше. Почему?
Одно из объяснений столь плачевной картины состоит в том, что развитие майнинговых технологий пошло так далеко, что выявить их оперативно не всегда получается. Энергетики в связи с этим убедительно просят майнеров в целом по Дагестану отключить свои фермы хотя бы на период похолоданий, поскольку электричество в большинстве случаев это не только свет, но и тепло в домах наших земляков.
Учитывая обстоятельство, что так называемые майнинги, как оказалось, в массе своей работают нелегально, обращение это, мягко говоря, вызывает недоумение. Ведь передовые технологии ныне применяют не только в майнинг-индустрии, есть они также и в сфере энергетики. Контроль и мониторинг пиковых напряжений вовсе не новация, и компания, выступающая гарантированным поставщиком, просто обязана это обеспечивать.
Легальный майнинг убыточен. Расходы на электроэнергию в среднем составляют 50–60 % от дохода. Часто это зависит от оборудования, поэтому большинство майнеров ищут способ не платить за свет
Выявить точки, на которых подозрительно много потребляют электроэнергию и где могут скрываться объекты теневых дельцов, совсем несложно. По крайней мере с точки зрения технологий. Однако для этого нужна заинтересованность. Так, собственно, и поступает компания, но, как оказывается, рискует находить их под своим же боком. Ирония в том, что выявленная в Дагестане крупная майнинг-ферма находилась в ста метрах от одной из инфраструктурных объектов Дагэнерго. Речь идет о майнинг-ферме, обнаруженной рядом с подстанцией «Восточная». Об этом факте в СМИ было сказано много, но о дальнейшей ее судьбе нет ни слова. Не было и официального опровержения этого факта.
Между тем читаем: «Упомянутый объект потребителя подключен к сетям в соответствии с законодательством на основании договора на технологическое присоединение от 20 октября 2022 года и в соответствии с выданными техническими условиями. Заявленная мощность – 5 МВт. В настоящее время потребления мощности нет. Подстанция «Восточная» имеет свободные мощности и не перегружена. В период веерных отключений ограничений по подстанции «Восточная» не вводилось», – сообщала в своих комментариях 8 сентября 2023 года компания «Дагэнерго».
Именно потому официальный запрос нашей газеты с просьбой дать разъяснения имел два адресата: Министерство энергетики и тарифов РД, курирующее эту отрасль, и непосредственно компания «Дагэнерго».
В министерстве, похоже, о самом факте все-таки осведомлены, но для того чтобы рассказать нам о дальнейшей судьбе этой фермы, решили запросить дополнительную информацию в Дагэнерго.
Что касается Дагэнерго, то на вопрос, какова судьба майнинг-фермы, подключенной к подстанции «Восточная», нам ответили.
Цитируем:
«Насколько мы располагаем информацией, никаких майнинговых ферм, подключенных к подстанции «Восточной», на данный момент нет.
Подстанция «Восточная» обладает свободными мощностями, и в августе прошлого года перегруза из-за высоких температур окружающей среды на ней не было. В течение всего прошлого года всё энергооборудование подстанции «Восточная» работало в штатном режиме и технологических нарушений на ней зафиксировано не было.
Следует отметить, что, согласно постановлению Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», электросетевая компания при наличии технической возможности на момент подачи заявки обязана обеспечить технологическое присоединение любого обратившегося лица или организации, независимо от вида деятельности.
При этом заявитель не обязан при заключении договора указывать характер своей деятельности. Электросетевая компания не имеет права вмешиваться в вид деятельности потребителя. Ей важно, чтобы потребитель заплатил за использованную электроэнергию по установленному тарифу в полном объеме. При этом электросетевая компания имеет полное право выявлять незаконно подключенные объекты и обращаться при их выявлении в правоохранительные органы. Именно такая работа ведется в отношении нелегально подключенных майнинговых ферм в Республике Дагестан».
В письме ни слова о том, каким образом майнинг-ферма оказалась рядом с режимным объектом компании, кто ее владелец и как руководство компании отреагировало на факт ее обнаружения.
Судя по ответу, выходит, что компания на законных основаниях подключила некий объект, а по факту майнинг-ферму, рядом с режимным объектом, который напрямую от нее подпитывался электроэнергией. Бывает и такое.
P. S. Компания «Дагэнерго» пишет: «Насколько мы располагаем информацией, никаких майнинговых ферм, подключенных к подстанции «Восточная», на данный момент нет».
Отлично. Нет фермы, нет проблем. И всё же, кто-нибудь вообще понес ответственность за то, что она там была? А если этот некто того не заслуживает, то почему той майнинг-фермы в настоящем там уже нет? И это уже вопрос риторический!