Избавляясь от чешуи
В Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года отмечено, что использование потенциала развития и расширения промысла морских возобновляемых биоресурсов должно быть приоритетным, а рыболовство – наиболее перспективное направление рыбной отрасли.
На наш взгляд, установление приоритета в данном случае является не совсем верным. Рыболовство действительно высокоэффективное направление отрасли, его нужно развивать. Но направлять все государственные и общественные усилия на освоение промысловых запасов, львиная доля которых приходится на малоценные виды рыб, нецелесообразно.
Учитывая, что при определении приоритетности развития того или иного направления отрасли нужно исходить не только из объёмов выпускаемой продукции (хотя это хороший показатель развития отрасли), но и из значимости этой деятельности в решении проблемных вопросов социально-экономического развития, полагаем, что более привлекательным является устойчивое развитие аквакультуры.
В отличие от центров рыболовства, расположенных в Махачкале и приморских сёлах, аквакультурные хозяйства могут быть размещены почти во всех сёлах республики. Развитие рыбоводства не только улучшает обеспеченность сельского населения рыбной продукцией, но и создаёт значительное количество высокотехнологичных рабочих мест, расширяя при этом налогооблагаемую базу поселений Дагестана.
Не исключено, что в будущем рыбоводство станет для отдельных сёл, особенно горных, где угасли другие направления развития сельского хозяйства, селообразующим фактором и будет способствовать значительному повышению эффективности использования местного ресурсного потенциала.
С точки зрения закрепления молодёжи на селе (а это одна из главных проблем горного Дагестана) и развития сельских территорий аквакультура также значительно эффективнее рыболовства. Поэтому приоритетным направлением рыбной отрасли в нынешних условиях должно стать широкомасштабное развитие аквакультуры. Ведь даже для пополнения ежегодно снижающихся промысловых запасов ценных видов рыб и особенно самого популярного среди населения республики экспортно ориентированного вида – кутума – нужно обеспечить масштабное производство его молоди и вселить в водные объекты на нагул, то есть использовать пастбищный метод рыбоводства.
Важное место в работе по ускорению развития рыбной отрасли в Стратегии отводится и вопросам организации рыбохозяйственного промышленного кластера в прибрежной зоне республики по специализациям: рыболовство морское, рыболовство пресноводное, переработка и консервирование рыбы. В период организации кластера в 2022–2024 годы планируется строительство рыбоперерабатывающих предприятий, цехов по шоковой заморозке, комплекса и портопункта, а также переоснащение инфраструктуры рыбного порта.
В этом разделе Стратегии также не учтены возможности аквакультуры, хотя в мировом рыбном хозяйстве ещё много лет тому назад аквакультура (рыбоводство) признана одним из основных факторов, улучшающих состояние экономики, способствующей укреплению продовольственной безопасности, насыщению внутреннего рынка и обеспечению занятости населения. Видимо, мысль такая: зачем её развивать, когда морская добыча уже перевалила за 30 тысяч тонн и аквакультурную рыбу в республику поставляют соседние регионы?
На наш взгляд, у авторов Стратегии доминирует недостаточно обоснованный подход к обеспечению устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса республики. Здесь уместно отметить и то, что аквакультура является самой быстрорастущей отраслью пищевой индустрии в мире, именно здесь производится уже более 50 % всей потребляемой рыбы.
Анализ эффективности функционирования рыбохозяйственного комплекса республики показывает, что узкими местами развития комплекса стали низкие промысловые запасы ценных видов рыб в водных объектах республики, разрыв звеньев технологической цепочки «добыча – переработка рыбы» и проблемы с реализацией товарной продукции.
Для решения этих проблем эффективным служит создание, как предусмотрено в Стратегии, специализированных рыбохозяйственных кластеров. Вместе с тем полагаем, что их нужно создать не только в прибрежной зоне, но и в горной и предгорной зонах республики.
Создать кластер на базе действующих рыбных предприятий очень сложно ввиду отсутствия достаточной мотивации собственников, а вот создать с нуля, то есть на базе строительства новых предприятий, вполне возможно и целесообразно.
Наиболее привлекательным выглядит создание рыбохозяйственного кластера с вертикальной интеграцией или межхозяйственной технологической кооперацией участников, задействованных в процессе производства и реализации продукции. При этом все звенья этого процесса структурно и объёмно должны соответствовать потребностям последующего звена, что обеспечивается путём разработки комплексного плана развития кластера. Его комплексное планирование позволяет объединить и учесть интересы всех участников, делегировав решение отдельных вопросов заинтересованным предприятиям, задействованным в процесс производства и реализации товарной продукции.
Центром координации и регулирования деятельности кластера может стать совет директоров, состоящий из первых лиц его участников – хозяйствующих субъектов. Такой подход позволяет уменьшить внешние связи между структурами кластера, превратив их во внутренние, что способствует снижению затрат на конечную продукцию и создаёт условия для комплексного управления всем производственно-технологическим процессом «производство – сбыт готовой продукции». При этом основным звеном управления здесь становится не отдельное предприятие, а весь процесс производства и реализации конечной рыбной продукции.
Вхождение в кластер позволяет предприятиям повысить устойчивость и прозрачность перспектив развития, а также сосредоточить свои главные усилия на повышении качества и расширении ассортимента выпускаемой продукции.
Кластерный подход в управлении позволяет чётко обозначить на ближайшую перспективу ответы на важнейшие вопросы производственной деятельности каждого звена: что, когда и в каком количестве нужно произвести, где и когда реализовать выпускаемую продукцию и так далее.
Пионерным проектом создания кластера внутренних водоёмов республики может стать создание его на базе Ирганайского водохранилища, построив в населённых пунктах, имеющих прямой выход к данному водному объекту (Унцукуль, Шамилькала, Ирганай, Араканы, Зирани и Балаханы), рыбоводные хозяйства.
Полагаем, что выступление государственных структур в роли ключевых игроков создания кластеров во внутренних водоёмах республики даст мощный импульс устойчивому развитию рыбохозяйственного комплекса Дагестана.