Купить PDF-версию
21:29 | 19 октября, Сб
Махачкала
X
08:15 25.09.2024

Изгнанники из транспортного рая

Сурхай Керимов
Выпуск - 2024 № 141
29

Пожилой пассажир устало опускается на услужливо освобожденное парнем сидение и замечает: «Над моим домом самолеты чаще пролетают, чем проезжает эта маршрутка». А все те, кто был в салоне махачкалинского маршрутного микроавтобуса №33 «а», которых, кстати, называют «изгнанниками из рая», не только согласно закивали головами, но и стали высказывать недовольные реплики в адрес муниципального управления транспорта, куда не единожды обращались с претензиями по отвратительному транспортному обеспечению данного маршрута.

От лица и по поручению жителей микрорайона «Пальмира»

Толку никакого. В лучшем случае могут пообещать исправить положение; предложат обратиться с просьбой асфальтировать дорогу до конечной остановки; сошлются на авторитетное резюме водителей по поводу незначительного пассажиропотока…

Вспомнился случай, когда дети после каникул в школу пошли. Не поленился, посчитал пассажиров: аж 27 человек, сидящих по трое на двухместных сидениях, стоящих в проходе и на подножках открытых (!) дверей. И мужчины, и женщины всех возрастов, и дети. И это в обычной «ГАЗели», рассчитанной на 13 пассажиромест, кстати, детских. Тогда же и родилась шутка: «Нам даже селёдки в бочках завидуют. Это ж надо так утрамбоваться». Видимо, это и считается незначительным пассажиропотоком.

Не спорю, может, виноват час пик. Так мы, жители микрорайона «Пальмира», и требовали, чтобы в такие часы увеличивали количество машин или уменьшали интервал в движении.

Стоит ли говорить о чудовищной духоте в салоне, о необходимости высаживаться половине пассажиров, чтобы выпустить доехавшего до своей остановки «собрата по маршруту», снова загружаться и ехать до следующей остановки?! Может, есть смысл поговорить об аварийной ситуации, которую создают водители маршруток? Или оставим эти и другие вопросы по качественному обслуживанию пассажиров ответственным лицам в городском управлении транспорта и сотрудникам ГИБДД?! Но есть ли в этом смысл, если учитывать, что проблема эта с такой длинной бородой?

«Нужно, чтобы руководство города наконец обратило внимание на наше бедственное положение, – в сердцах заявил один из пассажиров. – Школа уже началась. Как мы будем возить и забирать детей младших классов?»

По неписаному правилу и для безопасности учащихся-новобранцев родители каждый день сопровождают их в школу и после занятий забирают. Это правило стало велением времени и более жестким после случая с гибелью первоклассницы.

Чтобы узнать, как сегодня выглядит доставка пассажиров к месту учебы и работы, я не поленился и в 7:30 утра вышел на остановку. Немноголюдно. Только трое учащихся 4–5 классов. Вот показался автобус. Не останавливаясь ни на предыдущей, ни на нашей остановке, ни на следующей, проехал. Через окна видно было, насколько он перегружен.

А тем временем на остановке стали накапливаться пассажиры. Забрала учащихся следующая машина, тоже со стоящими в проходе людьми. Несколько человек так и не сумели втиснуться в переполненный салон…

Для полноты картины поясню, что в микрорайоне «Пальмира» я проживаю с 2007 года, с той поры и являюсь жертвой такого вот транспортного беспредела. Застал времена, когда маршрут обслуживали «частники» на своих микроавтобусах. И тогда нередко возникали перепалки недовольных пассажиров с водителями: машины, особенно в час пик, были перегружены; на никак не оборудованных остановках в холод или зной, под дождем и снегом людям всех возрастов иногда приходилось по полчаса дожидаться следующей маршрутки. И тогда на проблемы жителей микрорайона, переданного под юрисдикцию города, тоже никто внимания не обращал.

А под юрисдикцию столицы район был передан, по мнению местных жителей, вовсе не по причине огромного желания городских властей повысить уровень жизни людей, а для того, чтобы увеличить городской бюджет. Важно отметить, что прилегающие к газораспределительной станции микрорайоны разрастаются, но ни о каком улучшении инфраструктуры речи не идет. Её и нет. Только ухабистые проселочные дороги, которые жители вскладчину засыпают гравием в осенне-весеннюю дождливую пору…

Можете представить себе радость местных, когда на линию вышли микроавтобусы – не совсем новые, опять же без кондиционеров, но с большим количеством посадочных мест? Там хоть стоя можно доехать. И поручни, за что держаться, имеются. Но радость оказалась преждевременной. А всё из-за интервала – от 40 минут до часа – в движении этих маршруток. И это в XXI веке! Веке изобилия и доступности всяческих благ! Должен сказать, что кроме как унижением и оскорблением человеческого достоинства такое положение вещей в наше время не назовёшь. А ведь для порядка всего-то и нужно добавить пару машин на маршруте.

Как признаются сами водители, машины тоже есть. Проблема в человеческом факторе: нет желающих выйти на линию из-за высокого плана и низкой заработной платы. На их претензии о невозможности исполнения такого плана начальство использует камеры видеофиксации, которыми снабжены салоны транспортных средств, и тычет водителям: вот же, пассажиры есть…

Кстати, о пассажиропотоке. Лично наблюдал, как зачастую отчаявшиеся пассажиры останавливают такси или другую проезжающую попутку и уезжают. А те, кто без пересадки добирается до места назначения на маршруте №4, вовсе заблаговременно выходят из дома и пешком добираются до конечной «четверки». К чести многих жителей микрорайона, владеющих личным авто, отмечу: они частенько останавливаются и предлагают подвезти. Особенно, если в числе ожидающих женщины с малыми детьми и пожилые.

Вот и выходит: пассажиропоток, понятное дело, сокращается по вполне понятным причинам: своими действиями руководители автокомпании отбили охоту у людей пользоваться их услугами – париться или мерзнуть часами в ожидании маршрутки мало кто хочет. И за что платить, если сервис не соответствует стандартам?

Кстати, о цене на проезд. На днях пришлось пользоваться маршрутом №44. Не сравнить с вышеописанным случаем. И плату за проезд на маршруте не подняли. 27 рублей осталась стоимость и на других городских маршрутах, владельцев которых за это беспощадно вытесняют.

А те автоперевозчики, что понаглее, «из-за повышения расходов на обслуживание» повысили и стоимость проезда до 32 рублей. Люди с радостью платили бы эту сумму, если бы сервис соответствовал их ожиданиям. Говорю так потому, что не только на маршруте № 33 «А» ухудшилось обслуживание пассажиров, но и в целом столице республики городу нечем похвастать в данном вопросе. Видел, наблюдал…

Всем пользователям городского транспорта хочется пожелать терпения и благоразумия в надежде на лучшее. Не путать со словом «смириться», поскольку мириться со своим унизительным положением нельзя.

Есть тут над чем задуматься и властным структурам республики. Именно властным! Если они, пользуясь оказанным доверием и предоставленными полномочиями, не обеспечат достойную жизнь населению, какую тогда отдачу они вправе ожидать от граждан?!

Похожие

История «с бородой»

20
Повышение оплаты за проезд в столичных маршрутках традиционно вызывает бурю возмущений у...

Не праздничные эмоции

34
День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта в этом году выпал на...

Тысяча и одна проблема

93
Система общественного транспорта в Дагестане, мягко говоря, далека от совершенства. Людям...

Бесконечный час пик

36
Как сытый голодного не понимает, так и имеющий автомобиль никогда не поймет мытарства...

Ответы без ответов, или «Метановые» маршруты

44
После публикации в «ДП» в ноябре прошлого...

Маршрут перестроен. Спрашивается: зачем?

115
Каждое повышение стоимости проезда в...

Остановка «Банкротство». Конечная?

71
Завоз в Махачкалу автобусов Нефтекамского автомобильного завода, известных в народе как «метан», нельзя было назвать...

Пассажиры третьего сорта?

57
Только одному мне кажется, что поездка в дилижансе по просторам Дикого Запада была...

Накажут по-новому

21
С 1 января 2020 г. ГИБДД официально сможет штрафовать водителей грузовых и пассажирских...

Статьи из «Экономика»

Дороги жизни

12
Без развития дорог невозможно представить какое-либо развитие в принципе. Не случайно все...

Тогда были тропы

4
Кому не знакомо изречение «Дорога – это жизнь»? Дороги можно сравнить с кровеносной...

Встреча с аграриями

7
Руководитель СПК «Правда» Шамиль Омаров из Тляратинского района несколько лет занимается овощеводством в Бабаюртовской зоне отгонного животноводства. В этом...

Брендирование – дело серьезное

6
Как эффективно информировать о ходе реализации национальных проектов на территории республики? Об этом речь шла на...

Перспективная отрасль

67
«Человечество за свою долгую историю перепробовало множество продуктов, но выжило, выросло...

Планомерное развитие

16
Устойчивое развитие аграрного производства обеспечивается ежедневным кропотливым трудом...

Ширятся артерии жизни

6
Модернизация автодорожной инфраструктуры – первоочередная задача для Дагестана. Она...