Экспортный форсаж. Дагестанская продукция активно выходит на внешние рынки
Уже широко известно, что дагестанская баранина – бренд, узнаваемый не только в России, но и за рубежом. Можно навскидку назвать еще несколько известных на весь мир товаров с пометкой «Сделано в Дагестане». А между тем большой перечень нашей продукции, и не только сельскохозяйственной, уже всерьез завоевывает международные рынки. Об этом и не только «ДП» рассказал директор АНО «Центр поддержки экспорта Республики Дагестан» Руслан Абаскулиев (на снимке).
– Руслан Тагиевич, расскажите подробнее об организации, которой руководите.
– Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки экспорта Республики Дагестан» относится к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и была создана в целях оказания помощи экспортно ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства по выходу на международные рынки.
Наш Центр как отдельная организация действует с сентября 2021 года и в течение трех лет ведет работу по привлечению предпринимателей к экспорту.
Основными целями деятельности Центра экспорта являются стимулирование и вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность; содействие их выходу на иностранные рынки товаров, услуг и технологий; содействие повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Центр предлагает бизнесу сотрудничество и содействие в продвижении товаров, работ, услуг на внешние рынки через оказание следующих видов услуг: информирование и консультирование по вопросам экспортной деятельности; содействие в поиске иностранных партнеров; организация встреч и переговоров с иностранными субъектами предпринимательской деятельности на территории Дагестана.
Также создаем или модернизируем сайт на иностранном языке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предлагаем принять участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях в Российской Федерации и за рубежом; участие в международных и межрегиональных бизнес-миссиях. Организуем вебинары, круглые столы, конференции, форумы, семинары, мастер-классы по тематике экспортной деятельности, проводим маркетинговые и патентные исследования интересующих рынков.
– В общем, если подытожить сказанное, главная задача – увеличить объемы экспорта из региона.
– Именно так.
– Успешна ли эта работа?
– С 2010 по 2020 год объем экспорта очень сильно просел. Это было связано с тем, что среди предпринимателей не было такого тренда – выходить на внешний рынок. Производителям было намного легче реализовывать свою продукцию внутри региона, внутри страны. И объемы производства были в разы скромнее. Сейчас нам удалось задать правильное направление и понимание того, что выходить на экспорт легко и статусно.
Начиная с 2021 года у нас идет серьезный прирост экспорта. К концу прошлого года он составил в денежном выражении около 200 млн рублей.
– Каким образом этого удалось добиться?
– Для каких-то регионов санкции сыграли негативно, а для нас дали возможность определить приоритетные рынки, просчитать риски, понять, на какие из них не стоило тратить время и финансы. То есть для нас, когда закрылись двери Европейского союза, открылись двери в республики ближнего зарубежья – Туркменистан, Азербайджан, Узбекистан, а также Афганистан и Ирак – страны с растущей экономикой. Сегодня туда экспортируются баранина, рыба, зерновые. И эти рынки раскрыты только на малую часть. У них очень высокий потенциал.
– Сколько организаций плотно сотрудничает с вами?
– На сегодняшний день экспортеров в республике около ста предприятий. Это небольшое количество. Но они дают неплохой объем экспорта в целом. С нашим центром взаимодействуют более пятидесяти компаний.
– Сложно работать на внешнем рынке?
– Если предприниматель один раз прошел весь этот процесс от «А» до «Я», он понимает, насколько это выгодно, и толпиться на внутреннем рынке, завоевывая свое место под солнцем, не будет. А для бизнесмена, который этим делом никогда не занимался, конечно, есть свои сложности в силу неподготовленности, финансовой или правовой неграмотности.
– Для каких-то регионов санкции сыграли негативно, а для нас дали возможность определить приоритетные рынки, просчитать риски. То есть для нас, когда закрылись двери Европейского союза, открылись двери в республики ближнего зарубежья – страны с растущей экономикой
– Как преодолеть этот барьер?
– Мы создали селекционную программу «Экспортный форсаж». В чем ее смысл? Найти тех, кто действительно хочет и может обучаться, и в течение трех месяцев очень активно с ними проработать разные направления экспорта. По итогу 10 компаний, которые прошли этот курс, теперь и сами могут вполне стать спикерами и заключают контракты.
– Обозначьте, пожалуйста, с какими компаниями вы работаете?
– Если говорить о промышленном секторе – с компанией «Домологика», производящей датчики. Их экспортируют в Узбекистан. Вообще промышленные предприятия составляют около 40 % от объема экспорта. Для нашей аграрной республики это хорошие показатели. Экспортируем теплицы в Азербайджан и Узбекистан, экспортируем краски, сепараторы, обувь, текстиль, стеклотару. А по АПК вообще очень большой перечень продукции. Еще раз повторюсь, это не предел, а только начало.
Стоит подчеркнуть, что развитие туризма в Дагестане дало сильный толчок развитию региональной экономики в целом. Среднее и малое предпринимательство в связи с этим тоже стало бурно развиваться. И это прекрасно. Все больше и больше появляется представителей среднего класса, на которых и зиждется настоящая экономика.
– Каковы ближайшие планы?
– Центром поддержки экспорта запланировано много выставок, бизнес-миссий и прочих мероприятий по выводу дагестанских компаний на экспорт. Помимо этого, есть глобальная стратегия по открытию торговых домов с дагестанской продукцией в разных уголках планеты.