Купить PDF-версию
11:55 | 16 декабря, Пн
Махачкала
X
10:02 21.02.2024

Экспортный форсаж. Дагестанская продукция активно выходит на внешние рынки

Уже широко известно, что дагестанская баранина – бренд, узнаваемый не только в России, но и за рубежом. Можно навскидку назвать еще несколько известных на весь мир товаров с пометкой «Сделано в Дагестане». А между тем большой перечень нашей продукции, и не только сельскохозяйственной, уже всерьез завоевывает международные рынки. Об этом и не только «ДП» рассказал директор АНО «Центр поддержки экспорта Республики Дагестан» Руслан Абаскулиев (на снимке).

– Руслан Тагиевич, расскажите подробнее об организации, которой руководите.

– Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки экспорта Республики Дагестан» относится к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и была создана в целях оказания помощи экспортно ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства по выходу на международные рынки.

Наш Центр как отдельная организация действует с сентября 2021 года и в течение трех лет ведет работу по привлечению предпринимателей к экспорту.

Основными целями деятельности Центра экспорта являются стимулирование и вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность; содействие их выходу на иностранные рынки товаров, услуг и технологий; содействие повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

Центр предлагает бизнесу сотрудничество и содействие в продвижении товаров, работ, услуг на внешние рынки через оказание следующих видов услуг: информирование и консультирование по вопросам экспортной деятельности; содействие в поиске иностранных партнеров; организация встреч и переговоров с иностранными субъектами предпринимательской деятельности на территории Дагестана.

Также создаем или модернизируем сайт на иностранном языке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предлагаем принять участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях в Российской Федерации и за рубежом; участие в международных и межрегиональных бизнес-миссиях. Организуем вебинары, круглые столы, конференции, форумы, семинары, мастер-классы по тематике экспортной деятельности, проводим маркетинговые и патентные исследования интересующих рынков.

– В общем, если подытожить сказанное, главная задача – увеличить объемы экспорта из региона.

– Именно так.

– Успешна ли эта работа?

– С 2010 по 2020 год объем экспорта очень сильно просел. Это было связано с тем, что среди предпринимателей не было такого тренда – выходить на внешний рынок. Производителям было намного легче реализовывать свою продукцию внутри региона, внутри страны. И объемы производства были в разы скромнее. Сейчас нам удалось задать правильное направление и понимание того, что выходить на экспорт легко и статусно.

Начиная с 2021 года у нас идет серьезный прирост экспорта. К концу прошлого года он составил в денежном выражении около 200 млн рублей.

– Каким образом этого удалось добиться?

– Для каких-то регионов санкции сыграли негативно, а для нас дали возможность определить приоритетные рынки, просчитать риски, понять, на какие из них не стоило тратить время и финансы. То есть для нас, когда закрылись двери Европейского союза, открылись двери в республики ближнего зарубежья – Туркменистан, Азербайджан, Узбекистан, а также Афганистан и Ирак – страны с растущей экономикой. Сегодня туда экспортируются баранина, рыба, зерновые. И эти рынки раскрыты только на малую часть. У них очень высокий потенциал.

– Сколько организаций плотно сотрудничает с вами?

– На сегодняшний день экспортеров в республике около ста предприятий. Это небольшое количество. Но они дают неплохой объем экспорта в целом. С нашим центром взаимодействуют более пятидесяти компаний.

– Сложно работать на внешнем рынке?

– Если предприниматель один раз прошел весь этот процесс от «А» до «Я», он понимает, насколько это выгодно, и толпиться на внутреннем рынке, завоевывая свое место под солнцем, не будет. А для бизнесмена, который этим делом никогда не занимался, конечно, есть свои сложности в силу неподготовленности, финансовой или правовой неграмотности.

– Для каких-то регионов санкции сыграли негативно, а для нас дали возможность определить приоритетные рынки, просчитать риски. То есть для нас, когда закрылись двери Европейского союза, открылись двери в республики ближнего зарубежья – страны с растущей экономикой

– Как преодолеть этот барьер?

– Мы создали селекционную программу «Экспортный форсаж». В чем ее смысл? Найти тех, кто действительно хочет и может обучаться, и в течение трех месяцев очень активно с ними проработать разные направления экспорта. По итогу 10 компаний, которые прошли этот курс, теперь и сами могут вполне стать спикерами и заключают контракты.

– Обозначьте, пожалуйста, с какими компаниями вы работаете?

– Если говорить о промышленном секторе – с компанией «Домологика», производящей датчики. Их экспортируют в Узбекистан. Вообще промышленные предприятия составляют около 40 % от объема экспорта. Для нашей аграрной республики это хорошие показатели. Экспортируем теплицы в Азербайджан и Узбекистан, экспортируем краски, сепараторы, обувь, текстиль, стеклотару. А по АПК вообще очень большой перечень продукции. Еще раз повторюсь, это не предел, а только начало.

Стоит подчеркнуть, что развитие туризма в Дагестане дало сильный толчок развитию региональной экономики в целом. Среднее и малое предпринимательство в связи с этим тоже стало бурно развиваться. И это прекрасно. Все больше и больше появляется представителей среднего класса, на которых и зиждется настоящая экономика.

– Каковы ближайшие планы?

– Центром поддержки экспорта запланировано много выставок, бизнес-миссий и прочих мероприятий по выводу дагестанских компаний на экспорт. Помимо этого, есть глобальная стратегия по открытию торговых домов с дагестанской продукцией в разных уголках планеты.

Статьи из «АПК»

Демонстрация достижений

44
Становится уже традиционным общереспубликанское подведение итогов сельскохозяйственного...

Урожай на медали

35
На прошедшей недавно в Москве Российской агропромышленной выставке «Золотая осень – 2024»...

Встреча с аграриями

8
Руководитель СПК «Правда» Шамиль Омаров из Тляратинского района несколько лет занимается овощеводством в Бабаюртовской зоне отгонного животноводства. В этом...

Перспективная отрасль

72
«Человечество за свою долгую историю перепробовало множество продуктов, но выжило, выросло...

Планомерное развитие

26
Устойчивое развитие аграрного производства обеспечивается ежедневным кропотливым трудом...

Донор винограда

54
Специальный проект АНО «Российская система качества» (Роскачество) «Винный гид России»...

Инновационные приемы

16
Понятие «подзимний сев» для многих сводится к обязательной посадке лука и чеснока. На самом...