Когда в товариществе нет согласия…


Эта история о том, как быстрые и решительные действия власти могут переломить даже самый затяжной и острый конфликт. О том, как Глава республики Рамазан Абдулатипов без всякого личного приема, без предварительных обращений, увидев собравшихся на площади людей, среагировал на тревогу сельских тружеников. Но обо всем по порядку.
О том, что он больше не руководитель СПК «Красный Октябрь», Магомедзайид Хайбулаев узнал случайно. Приехал в банк, а там ему говорят, что уже полгода директором по документам числится другой человек. Хорошо, что мужик он крепкий, другой бы упал от неожиданности.
О племхозе СПК «Красный Октябрь» в газетах и журналах рассказывали частенько, ведь не так уж много у нас добротных хозяйств. Каждое из них – на слуху. Созданное в 1936 году хозяйство расположено на землях шести районов – Бабаюртовского, Буйнакского, Хасавюртовского, Гумбетовского, Казбековского и Тарумовского. Это единственное предприятие в республике, занимающееся созданием новых пород овец.
Всего-то пару месяцев назад председатель СПК Магомедзайид Хайбулаев с гордостью рассказывал мне, какая работа проведена его специалистами. Совместно с Дагестанским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства, Союзом овцеводов России начали работу над созданием новой породы овец. Начали ее еще в 2004 году. Скрестили австралийского мясного мериноса с дагестанской овцой. И вот, напомню, результат: живой вес артлухского мериноса на 12 кг больше, чем у овцы дагестанской породы, настриг шерсти – на 4 кг. Килограмм чистого волокна мериносной шерсти стоит 400 рублей.
Артлухский меринос участвовал в восемнадцати сельхозвыставках племенных овец России и получил 12 золотых медалей. В 2014 году живой вес барана этой породы достигал 131 кг, а чистый – 70 кг. Новое поголовье «Красный Октябрь» стал продавать через АО «Росагролизинг». При средней стоимости одной головы на рынке 4 тыс. рублей продажа через Росагролизинг приносила 9 тыс. рублей.
Я нарочно так подробно рассказываю об этом, чтобы читателю стало ясно: было что терять.
Итак, совершенно случайно Хайбулаев узнает, что его сместили. Что в хозяйстве произошла тайная революция. Оказалось, что в апреле односельчане Хайбулаева внесли изменения в ЕГРЮЛ, зарегистрировав нового председателя кооператива и других учредителей. Руководителем предприятия стал Арацхан Абдулаев.
Увидев людей на площади, Рамазан Абдулатипов сразу же вышел к ним. После того как они рассказали о своей проблеме, Глава Дагестана распорядился создать комиссию с выездом на место и разобраться с тем, что происходит в СПК «Красный Октябрь».Именно после этого ситуацию удалось переломить
Как это возможно? Выяснилось, что односельчане Хайбулаева, в данное время живущие в Хасавюрте, представили в Федеральную налоговую службу России по Ленинскому району Махачкалы протокол собрания членов племхоза «Красный Октябрь», проведенного 25 октября 2016 года. Хайбулаев уточняет, что эти люди – не члены СПК. Адресом проведения общего собрания указана улица Датуева, 152 в Хасавюрте. А как подтверждает справка бюро технической инвентаризации, которую уже после взял смещенный председатель, такого адреса в Хасавюрте не существует.
— Все это провернули Зайирбек Магомедханов с Айгуном Гаджиевым, – убежден Хайбулаев. – У нас личный конфликт. Эти люди будоражат артлухцев, обещают раздать скот СПК, обвиняют меня в хищениях.
Новый руководитель племхоза стал писать жалобы в разные инстанции с просьбой провести проверку на наличие фактов хищения и приписок в СПК.
— Из тринадцати инстанций приходили с проверками, пересчитывали овец и коров, но ничто не подтвердилось. Люди спрашивают о прибыли, думая, раз у нас сделки на миллионы и государство выплачивает субсидию, мы храним деньги в банке. А мы вкладываем их в развитие и автоматизацию своего производства. Я готов уступить место тому, кто умеет работать, кто будет развивать хозяйство, – горячится Хайбулаев. – Но пришли же разваливать, разворовывать.
— Бывшего бухгалтера Анвара Магомеднабиева уволили после обнаружения недостачи в 3,4 млн рублей, – рассказывает начальник участка СПК в Бабаюртовском районе Ахмед Магомедов. – Наша работа полностью блокирована, в таком состоянии хозяйство не дотянет до зимы. Люди не получали зарплату по четыре месяца.
Минсельхоз, куда обратились работники СПК, предложил на время разбирательства поручить руководство хозяйством третьему лицу и провести ревизию финансовой деятельности предприятия. Но новоявленного председателя это не устроило. А 26 июля в отношении Арацхана Абдулаева возбудили уголовное дело по статье 170 УК РФ (регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом). Дело он считает заказным…
Вот его точка зрения.
— Решение наше считаю законным, так как мы являемся членами СПК. Есть архив 2009 года, где указан полный список в количестве 800 человек. Членами считались все, кто внес 5000 рублей и более. Мы не знали, что нас вычеркнули. Когда в конце прошлого года мы узнали, что учредителями СПК являются шесть человек, четверо из которых – родственники Хайбулаева, мы приняли решение переизбрать руководителя.
Абдулаев перечисляет прегрешения Хайбулаева: занижен капитал на 27%, исчезли бухгалтерские книги 2014–2016 годов, имеются многочисленные приписки производимой продукции. Есть задолженность по зарплате в размере 4,3 млн рублей, по кредитам – 1,7 млн рублей, по налогам – 1,3 млн рублей.
23 августа бывший главный бухгалтер СПК Анвар Магомеднабиев заявил Минсельхозу Дагестана, что намерен распродать 1240 голов мелкого рогатого скота.
— Я объяснил, что они не имеют на это права, – пояснил «ДП» заместитель министра сельского хозяйства республики Шамиль Бахарчиев. – Казбековской администрации дано указание не допустить разбазаривания хозяйства. Люди, не являющиеся членами СПК, не имеют права принимать решение о смене руководства и распоряжаться имуществом.
Предупреждениям не вняли. Аккурат перед Курбан-байрамом новое руководство приняло решение продать крупный рогатый скот. Пятьдесят одного бычка перегнали из Буйнакского района в Казбековский. Среди них были и 6 голов племенного генофонда. По подсчетам бывшего председателя, выручка составила не менее 1,6 млн рублей, и куда были потрачены деньги, неизвестно.
Это послужило последней каплей. Пайщики решили: поедут к Главе республики. Им говорили, что так не делается, что есть установленный порядок приема граждан, но у них была вера, что Абдулатипов поможет. И как показали дальнейшие события, интуиция не подвела сельских тружеников.
Увидев людей на площади, Рамазан Абдулатипов сразу же вышел к ним. После того как приехавшие рассказали о своей проблеме, Глава Дагестана распорядился создать комиссию с выездом на место и разобраться с тем, что происходит в СПК «Красный Октябрь».
Именно после этого ситуацию удалось переломить. Уже наутро в Казбековский район отправились вице-премьер Дагестана Билал Омаров, председатель Совета безопасности Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов, министр сельского хозяйства республики Керимхан Абасов, заместитель начальника Управления Федеральной налоговой службы Нурулла Хизриев.
В 11 часов во дворе администрации района собралось несколько десятков человек из села Артлух. Тем временем уже началась встреча членов комиссии с главой района Гаджимурадом Мусаевым.
— Изначально мы сами проявили равнодушие ко всему, что происходило с колхозным имуществом, – пояснили артлухцы. – В 2002 году был последний срок реорганизации колхозов в СПК. 31 декабря 2002 года Хайбулаев второпях зарегистрировал СПК на себя, хотя необходимо было разделить все на паи и учредителями должны были стать все пайщики. Все делалось на быструю руку, чтобы прокуратура не успела вмешаться. В 2007–2008 годах, после того как люди услышали, что где-то в СПК распределяют паи, а у нас ничего не делается, поднялся шум, вызвали аудитора, распределили паи по трудовому участию на 1200 человек. Затем ввели ограничение на участие, чтобы пай был не ниже 5 тысяч рублей. Те, чей пай был меньше, выходили из СПК либо доплачивали недостающую сумму. В итоге остались 856 человек. Затем пошли слухи, что СПК записан на шестерых человек. Мы снова упустили ситуацию по своей безграмотности. Как только спохватились, подали в районный суд, но нам отказали в иске в связи с упущенным сроком. Мы являемся пайщиками СПК «Красный Октябрь», поэтому решили переизбрать председателя, но нам говорят, что это незаконно и право голоса имеют только 65 человек плюс 20% от их числа могут быть привлечены к выборному процессу. А как быть с тем фактом, что кооператив распоряжается имуществом артлухцев, тогда как они не являются членами предприятия?
Глава района напомнил, что не раз между руководством СПК и джамаатом достигались договоренности, но исполнены они не были. Мусаев предложил провести общее собрание, создать комиссию, проверить списки членов СПК и переизбрать председателя путем тайного голосования.
— Мы уже выбрали себе председателя, и другого человека нам не надо. Если вы будете настаивать, мы примем решение о переходе в другой район и оформим свой СПК там, – возразил представитель селения Артлух Айгун Гаджиев.
— Мы решили продать бычков, чтобы выплатить зарплату, – продолжил еще один выходец из села Артлух Зайирбек Магомедханов. – У предприятия 8 млн рублей долга – это только та сумма, которая нам известна.
По мнению Магомедханова, никакого племенного хозяйства в «Красном Октябре» нет, а все отчеты СПК – не что иное, как фикция. Выступающий рассказал о нарушениях, допущенных в течение 27 лет, и о несостоявшейся ревизии.
По словам прокурора района Махача Халилова, данная ревизия была отменена как незаконная.
— Никто не имеет права вмешиваться в дела кооператива. Любая ревизия должна была проводиться по решению общего собрания членов СПК, иначе она считается незаконной. За исключением случаев, когда речь идет о средствах, выделяемых из бюджета в виде субсидий, – объяснил Халилов.
— Провести выборы можно, – согласен Арацхан Абдулаев, которого артлухцы выбирали председателем СПК, – но вопрос: кто сегодня имеет право выбирать председателя и является членом СПК? 860 человек, которых указываем мы, исходя из списков 2009 года, или те 65, на которых ссылается Хайбулаев? Если выборы пройдут на том же уровне, то снова выйдет такая же ситуация, и мы ничего не решим.
— Если все сделать по закону, проблем не будет, – считает министр сельского хозяйства Керимхан Абасов. – Все процедуры должны быть соблюдены. Для начала надо установить список членов кооператива, а затем уже выбирать.
Артлухцы решили последовать этому совету и провести новое собрание членов СПК.
Выступившие на собрании вице–премьер Билал Омаров, секретарь Совбеза Абдулмуслим Абдулмуслимов нашли те самые точные и правильные слова, чтобы повернуть разговор в русло взвешенности.
А вот как прокомментировал ситуацию глава района Гаджимурад Мусаев:
– В сложившейся ситуации я не считаю уместным принимать чью-либо сторону. С одной стороны конфликта в СПК «Красный Октябрь» – Магомедзайид Хайбулаев, руководивший самым успешным в районе хозяйством, работа которого получала в течение многих лет отличную оценку на всех уровнях. Эффективная хозяйственная деятельность СПК под его руководством долгое время означала для нас стабильные рабочие места, регулярные налоговые отчисления, инновационные селекционные разработки, признанные на всероссийских выставках, а главное – хозяйство имело стабильную перспективу развития.
С другой стороны – новое руководство СПК, законность избрания которого рассматривается сейчас в суде. Оно заручилось поддержкой населения, имеющего некоторые претензии к прежнему правлению СПК. Эти претензии определенно имеют под собой основания, иначе не имели бы поддержки в народе. С их мнением нельзя не считаться. Я не раз призывал Магомедзайида найти общий язык с населением. Видимо, он не смог или не захотел, может, просто не посчитал нужным. Неоднократные встречи и беседы руководства района с представителями сторон и попытки их примирить имели временный успех. Правоохранительные органы сдерживали конфликтную ситуацию. Если дело дошло до судебного разбирательства, то действиям сторон будет дана оценка с точки зрения действующего законодательства.
Что касается факта незаконной продажи скота, то сразу по получении информации я дал указание сотрудникам органов внутренних дел поручено пресекать противоправные действия, что они и сделали: выехали на место, проверили правоустанавливающие документы и не нашли оснований препятствовать осуществлению продажи. Свои действия хозяйственники объясняют производственной необходимостью – есть большая задолженность по заработной плате работникам СПК. В соответствии с уставом организации вмешиваться во внутренние вопросы хозяйствующих субъектов ни руководство района, ни журналисты, ни кто-либо другой не имеют права.
Я всегда на стороне закона. Решение суда – выборы нового руководства с соответствующим законным оформлением всех прав. Для нас главное – сохранить наше лучшее хозяйство, которое явно страдает от имеющихся разногласий. Такой приоритет должен быть у каждого, кто считает себя причастным к ситуации. Все должны исходить из того, что успешно развивающееся хозяйство должно быть сохранено. Считаю, что в интересах хозяйства до вынесения судебного решения обеим сторонам не следует производить никаких действий с имуществом СПК.
… Суд состоялся, председателя СПК Магомедзайида Хайбулаева восстановили в должности. Думается, и он вынес из этой истории урок, сделал выводы. И его оппоненты поняли, что только законными методами нужно действовать. А самое главное, эта история укрепила доверие людей к власти. Ведь теперь благодаря оперативности руководства республики жизнь в хозяйстве наладится и люди смогут наконец спокойно трудиться.
ПОСТСКРИПТУМ
Прокуратура Казбековского района провела проверку по обращению о невыплате заработной платы работникам сельскохозяйственного производственного кооператива.
В ходе проверки доводы обращения подтвердились. Установлено, что руководством СПК «Красный Октябрь» допускаются нарушения трудового законодательства в части обеспечения полноты и своевременности выплаты заработной платы работникам.
В связи с этим прокуратура в отношении председателя СПК возбудила административное дело по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (невыплата в установленный срок заработной платы).
По результатам его рассмотрения Государственной инспекцией труда РД нарушитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
Итак, мы видим, что действия республиканских и местных властей способствовали установлению конструктивного диалога сторон, что привело разрешение спорного вопроса в рамки правового поля. Говорить о том, что конфликт исчерпан, преждевременно, но установившийся диалог при участии властей дает надежду на то, что стороны придут к общему знаменателю, ставя во главу угла интересы хозяйства, которое в любом случае необходимо сохранить.
Работа комиссии по урегулированию продолжается. Уступки и компромиссы позволят судить о том, кто из участников конфликта действительно руководствуется общественными интересами, а кто исходит из соображений личной выгоды.
Статьи из «АПК»
Водный баланс агропрома

Плюс один завод

Праздник труда и дружбы
