X
10:09 01.11.2022

Контрабанда не пройдёт!

Для Дагестана сегодня сфера внешнеторговых отношений становится, пожалуй, ключевой в экономике. Об этом неоднократно заявлял Глава республики Сергей Меликов, отмечавший, что развитие инфраструктуры транспортного коридора «Север – Юг», расположенной в Дагестане, являются ключевой и приоритетной задачей в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Объектов таких немало. Наряду с железнодорожным, автомобильным, авиационным сообщением Морской международный торговый порт Махачкалы занимает в этом перечне особое место. Прежде всего потому, что возможности морских перевозок по объёмам и стоимости вне конкуренции и позволяют осуществлять их напрямую с соседствующими нам странами.

В связи ужесточающимися торговыми ограничениями западных стран и вследствие этого снижением движения по транспортному коридору «Запад – Восток» задачи по модернизации и развитию транспортной инфраструктуры республики приобретают особое стратегическое значение для России. Сюда вкладываются беспрецедентные средства. И, судя по значительному росту перевалки товаров через Морской международный торговый порт Махачкалы из Ирана, Казахстана, Азербайджана, это не просто слова и стратегические установки, но уже воплощающиеся в жизнь элементы реальной экономики.

Между тем объёмы перевалки грузов и товаров будут расти и впредь. Как утверждает начальник таможенного поста Морского торгового порта Махачкалы Дагестанской таможни полковник таможенной службы Рустам Батыров, объёмы эти вырастут в ближайшие годы в 5 раз. С его слов, на сегодняшний день проектная пропускная способность пункта пропуска Морского порта Махачкала 5 грузовых транспортных средств в сутки. За 9 месяцев 2022 года через пункт пропуска торгового порта проследовало более 260 морских судов, объём грузопотока составил свыше 450 тыс. тонн. Объём товарооборота в регионе деятельности таможенного поста вырос почти в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом.

Рустам Батыров, согласившись провести экскурсию по порту, рассказал приглашённым журналистам и об особенностях таможенной службы. В частности таможенный пост «Морской торговый порт Махачкала» создан в феврале 2009 года. Как утверждает полковник, ныне он отвечает всем необходимым требованиям морского пункта пропуска, оснащён необходимой инфраструктурой. На вооружении таможенников технические средства таможенного контроля, позволяющие
быстро и качественно осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств.

– С растущими объёмами перевалки пока справляемся, – говорит он, – но перевалка будет идти в гору, как и в последние месяцы, потому станет необходимым подкрепление из других постов таможенной службы. Так сделали на сухопутных приграничных пунктах Дагестанской таможни, где рост товарооборота зафиксирован в 3 раза. В основном через наш морской пункт пропуска ввозятся строительные материалы (плитка, цемент, медные изделия), вывозится сельхозпродукция (кукуруза кормовая, кукуруза фуражная, ячмень). Основной объём продукции поступает из Исламской Республики Иран: цемент, плитка, гипс; обратно – зерновые культуры. Под конец года вообще объёмы возросли: через наш порт работают крупные торговые компании России и, судя по всему, товарооборот со странами Востока будет в ближайшие время стремительно расти.

Нелишним будет напомнить, что Морской торговый порт Махачкала – единственный незамерзающий порт России на Каспийском море, он входит в состав транскаспийской ветви международного транспортного коридора «Север – Юг». Сейчас в рамках реализации Федеральной целевой программы «Государственная граница РФ (2012–2024 годы)» ведутся работы по реконструкции пункта в целях увеличения его пропускной способности. Как разъяснил Рустам Батыров, также ведутся работы по модернизации самого порта. Здесь намечается запустить контейнерную перевозку грузов, для этого, помимо всего, необходимо модернизировать подъезды к причалам железнодорожных линий, создать специальные логические объекты и многое другое. А ещё есть проект паромного сообщения с соседями по Каспию.

В общем планов громадьё, однако уже сегодня здесь есть что посмотреть и чему удивиться. К примеру корабль, который стоит на страже таможенной границы, большое таможенное судно «Порт-Петровск». Его задача вести контроль обстановки в акватории Каспийского моря.

Как нам пояснил командир судна Владимир Гладких, судно «Порт-Петровск» выделено ФТС России Дагестанской таможне в 2007 году. Его конструкция, по утверждению специалистов, не имеет аналогов в мире. Днище 35-метрового алюминиевого корпуса вогнуто вовнутрь, и при движении между ним и поверхностью воды создаётся воздушная подушка. Это вкупе с двумя двигателями в 5 тысяч «лошадей» каждый позволяет кораблю развивать скорость 50 узлов – почти 100 километров в час.

Журналистам позволили осмотреть «Порт-Петровск». Помещения судна полностью оборудованы всем необходимым для жизнедеятельности экипажа: имеется камбуз и даже видеосалон. Меня особо впечатлил машинный отдел судна (на снимке). Глядя на два огромных дизельных мотора, сразу поверишь, что судно скоростное. Помимо штатного вооружения оно имеет пулемёт «Корд» калибром 12,7. Личный состав «Порт-Петровска» приветлив и радушен. В морском отделе таможни 15 сотрудников, рассказали журналистам, это в основном опытные специалисты, которые даже океаны бороздили. Так что мимо них контрабанда не пройдёт!

Похожие

Проект «Север – Юг»: импульс развития

18
Модернизация дорожной сети Республики Дагестан —...

Коридор для товаров

27
В Дербенте российские, азербайджанские и иранские дипломаты и специалисты на трехстороннем...

Грузы пойдут в контейнерах

28
Какие имеются перспективы роста грузооборота между торговыми портами Махачкалы и Туркменбаши? В поисках ответа на этот вопрос в Доме Дружбы (Махачкала) прошла...

Статьи из «Экономика»

Главная книга фермера

10
Дагестан является ключевым животноводческим регионом страны, и очень важно принять все...

Пиковые значения

17
Декабрь, традиционно напряженный в плане финансовых трат, только начался, однако...

Показали высокий класс

9
Дагестанская команда приняла участие в крупнейшем событии – во Всероссийском чемпионате...

Преференции сохранятся

12
Рост числа малых и средних предприятий в Дагестане способствует развитию региональной...

Древо возрождения

61
За последние годы я не раз бывал в гумбетовских селах по разным поводам, имеющим отношение к...

Наука импортозамещения

30
В нашей стране со следующего года заработает новый национальный проект, нацеленный на...

Проект незаконный, но продолжаем строить

37
«…Хоть трава не расти» – так называлась...

Инструмент сбережения

27
Не так давно в Махачкале прошла коммуникационная сессия по разъяснению денежно-кредитной...

Демонстрация достижений

45
Становится уже традиционным общереспубликанское подведение итогов сельскохозяйственного...