X
09:40 04.03.2025

Острые углы транспортного коридора

Дальнобойщики – это рабочие лошадки, которые перевозят грузы по всему миру, обеспечивая развитие экономических связей. В Дагестане сфера грузопассажирских перевозок традиционно развита. Проект транспортного коридора «Север – Юг» придал ей дополнительный импульс: автомобильный парк растет, осваиваются новые маршруты.

Но есть в этой бочке мёда и ложка дегтя. В последнее время мы слышим о случаях притеснения дагестанских «дальнобоев» со стороны властей стран-партнеров по транспортному потоку. Прежде всего Ирана. Причем речь идет не только о материальном аспекте, но и об угрозе безопасности и даже жизни наших земляков. Водители сообщают об аресте дагестанцев по надуманным обвинениям. Совсем вопиющим стал эпизод с убийством в этой стране в конце прошлого года водителя из Дагестана при загадочных обстоятельствах, которые по сей день остаются невыясненными.

С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к руководителю дагестанского отделения АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков – самое крупное объединение организаций, работающих в сфере транспорта) Гамиду Гадисову. Но для начала попросили его в общих чертах рассказать, что из себя представляет сфера автомобильных грузоперевозок ­республики.

По словам собеседника газеты, в реестре российских перевозчиков зарегистрировано 13 тысяч дагестанских тягачей. «Если допустить, что часть единиц остается неиспользованными, мы можем говорить не менее чем о 10 тысячах водителей. Еще столько же занимаются обслуживанием перевозок – ремонтники, работники логистических центров. В масштабе республики это значимые показатели», – говорит Гадисов.

В связи с последними геополитическими событиями карта грузоперевозок значительно изменилась, отмечает наш собеседник. Раньше Россия и Польша в год обменивались 200–300 тысячами разрешений на пересечение границы грузовым транспортом. Сейчас европейская граница на замке. Большинство предприятий, ориентированных на это направление, вынуждены были сокращать бизнес, продавать грузовики. Значительная часть автопарка ушла в Дагестан – была сдана в аренду или продана. С 1 января 2025 года в республике в базу АСМАП добавилось 382 машины. Сопоставимая цифра прироста – 180 машин – только в Сибирском федеральном округе. Это связано с активизацией китайского направления. Причем на этот рынок всё активнее заходят дагестанские перевозчики.

Если говорить о коридоре «Север – Юг», то здесь наиболее популярными направлениями являются (с отрывом) Иран и Азербайджан, затем идут Грузия, Казахстан. Однако в последнее время наши перевозчики все чаще сообщают о проблемах, с которыми они сталкиваются на территории Ирана.

Первые сложности возникают на пограничном КПП со стороны Ирана как при въезде, так и выезде. Российские машины пропускают только ночью. Приоритет отдается иранским, турецким, азербайджанским перевозчикам. Возможность сократить ожидание есть, но за неё надо заплатить.

«Мы неоднократно поднимали этот вопрос на двусторонних встречах с иранской стороной. В ходе общения наши партнеры уверяли, что исправят ситуацию. И она действительно исправлялась, но максимум на сутки. Причем мы заметили закономерность: чем больше наши перевозчики жалуются, тем выше становятся финансовые запросы таможенников и пограничников», – замечает Гамид Гадисов.

Ещё одно ноу-хау иранских чиновников по взиманию платы с дальнобойщиков – топливный налог. Объясняем, что это значит. При въезде в свою страну на КПП они измеряют, сколько топлива в баке. При выезде производят такие же замеры. И если топлива оказывается больше, заставляют доплатить разницу между стоимостью в России и Иране. При этом идут на хитрости, например, опускают линейку, ставят её не строго вертикально, а пытаются согнуть, чтобы объем топлива был выше.

«Это тем более обидно, что в России иранским перевозчикам везде зеленая дорога. Ведь они достаточно активно присутствуют в нашей стране. Так, по нашей статистике, с 1 января 2025 года из 298 автомобилей, пересекших границу с Россией на дагестанском участке, 198 – иностранные автомобили, большинство из них иранские, лишь 100 наши. Может быть, стоит ввести ответные санкции в отношении иранских водителей?» – задается вопросом представитель АСМАП.

Но поборы – это полбеды. Наши водители сталкиваются с угрозой безопасности. Есть несколько фактов возбуждения в отношении них уголовных дел якобы за контрабанду наркотиков. Наркотики находили среди перевозимого груза, причем речь идет о крупных партиях, в несколько десятков килограммов. Казалось бы, это дает основания для ареста. Но странное обстоятельство: наркотики находят в тех фурах, где к загрузке наши водители не допускаются – в порту Астара. Всё это наводит на определенные подозрения.

Конечно же, всех потряс случай убийства в Иране нашего водителя. И произошло это при весьма странных обстоятельствах. Семь дней о нём не было информации, пока 22 декабря его тело не нашли под Астарой с многочисленными огнестрельными ранениями. Почему прошло так много времени между убийством и обнаружением тела? Напрашивается ответ, что кто-то из правоохранительных органов Ирана скрывал этот случай. Тут уже возникает вопрос: по какой причине? Быть может, потому, что сами были замешаны в этом? К сожалению, до сих пор следствие не дало внятного ответа на эти вопросы.

Обидно, что сегодня, когда между двумя нашими странами на уровне высшего политического руководства достигнуто полное согласие, некоторые недобросовестные люди из-за своих корыстных интересов ставят под угрозу взаимовыгодное сотрудничество. По мнению Гамида Гадисова, надо не бояться ставить эти вопросы в ходе межгосударственных контактов.

Похожие

Статьи из «Экономика»

Новые законы в ЖКХ: что изменится с 1 марта

0
С 1 марта в России вступают в силу...

Коррупция – тормоз строительства

4
Ассоциация СРО «Гильдия строителей СКФО» – крупнейшее...

Парад агротехнологий

63
Одной из важнейших государственных задач было и остается обеспечение стабильной работы...

Что изменится в земельных отношениях

15
Дагестан — республика с ограниченными земельными ресурсами, пригодных для сельского хозяйства пространств крайне мало....

Амбициозные, но реальные задачи

11
С января нынешнего года в России стартовали новые...

Бой с «тенью»

28
Экономическое развитие Дагестана демонстрирует устойчивость и стабильность. Конечно, в...

От слов к делу

10
В условиях массовой застройки Махачкалы наличие парков и скверов становится критически...

Реальный сектор

10
В нынешних условиях глобальных экономических вызовов и санкционного давления...

Весне – дорогу. В поле

18
Скоро зима уступит свои права весне, и на полях республики развернется активная...

Новая история белого зерна

92
Пару десятилетий назад достижения рисоводства нашей республики в советские времена...