Профессии, востребованные временем
Современный рынок труда испытывает крайний дефицит представителей профессий с техническим образованием. Специалист в этом направлении может зарабатывать больше, чем тот же офисный работник, но пока еще такой аргумент не способен убедить молодых людей склоняться к выбору профессии, востребованной временем, дающей предпосылки для карьерного роста и достойного заработка.
В то же время энергетическая отрасль всегда была в списке престижных направлений. Немало и молодых дагестанцев выбрали энергетику. Один из них – аспирант Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина (направление – «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами») Нариман Нурутдинов (на снимке), с которым мы беседуем о возможностях и современном состоянии отрасли, ее перспективных предложениях.
– Среди молодежи специальности, не имеющие ничего общего с коммерцией, сегодня не пользуются успехом, тем более технические направления. Как и почему вы решили изучать не совсем популярную науку, пойдя против установившихся, скажем так, правил?
– Еще с ранних лет я начал увлекаться естествознанием, а уже в школьные годы мой интерес подкрепился благодаря учителям. При выборе будущей профессии я ориентировался исключительно на свои интересы и выбрал направление, которое было мне ближе по духу. Что может быть лучше, чем заниматься любимым делом?! Считаю, что каждый человек, любящий свое дело, может стать профессионалом и добиться высот, конечно же, если приложит должные усилия.
– Очевидно, что нефтегазовая промышленность еще несколько десятков лет будет чрезвычайно востребованной отраслью, питающей энергией все направления человеческой деятельности. Но как раз развитие этой деятельности все чаще говорит о довольно скором переходе на более экологичные и менее энергозатратные в плане их получения источники. На ваш взгляд, как близки мы к новой энергетической революции с учетом того, что запасы планеты не бесконечны, а требования сегодняшнего времени неумолимы в вопросах сохранения экологии, использования «чистых» источников энергии?
– Нефтегазовая отрасль в современном мире – это огромный источник доходов, а также сильный политический инструмент. На мой взгляд, несмотря на то, что существует большое количество альтернативных источников энергии, нефтегазовая отрасль будет лидировать до тех пор, пока не истощатся ее запасы.
Но нельзя сказать, что только нефть и газ удовлетворяют потребности людей в энергоресурсах. Огромное количество энергии также добывают с помощью гидроэлектростанций (ГЭС) и атомных электростанций (АЭС). Здесь можно выделить ГЭС, как экологически чистый источник энергии, но этот способ уже достаточно хорошо развит и не способен полностью удовлетворить растущие потребности людей в энергоресурсах в силу удаленности от потребителей и сложности их строительства.
Также есть много других экологически чистых альтернативных источников энергии, таких как движение воздушных масс, солнечная энергия и т.д., но эти способы относительно малоэффективны.
– То есть нам уже нужны новые источники энергии?
– Я бы сказал – перспективные. К перспективным источникам энергии можно отнести управляемый термоядерный синтез, при котором выделяется гораздо больше энергии, чем при ядерном распаде. Но данная технология еще не освоена на должном уровне в силу того, что она требует огромных температур (порядка сотен миллионов градусов) и удержания реагирующего вещества (плазмы) в ограниченном пространстве. Думаю, если человечество освоит эту технологию в скором будущем, то она способна удовлетворить потребности людей в энергоресурсах.
– Автоматизация производства – актуальная задача XXI века. Можно долго рассуждать на тему того, что роботы в скором времени способны окончательно лишить человечество рабочих мест, но и отрицать необходимость инноваций нельзя. Насколько успешно они применяются в нефтегазовой промышленности? Ведь, как известно, с вопросом внедрения новшеств у нас всегда были сложности.
– Автоматизация – это более широкое понятие, чем многие думают. В нефтегазовой отрасли, как правило, используются автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП), которые не могут работать без участия человека.
Попробую описать эффективность применения АСУТП на одном простом примере: необходимо поддерживать температуру в печи на заданном значении, регулируя расход топлива. Для того чтобы такую задачу решал человек без помощи АСУТП, ему надо постоянно следить за температурой в печи и изменять степень открытия крана на линии подачи топлива. А с помощью АСУТП достаточно задать требуемую температуру, процесс же регулирования на себя берет система управления.
Во-первых, это удобно, во-вторых, более эффективно при правильной настройке системы и, в-третьих, безопасно. А безопасно потому, что АСУТП, помимо управления, способна сигнализировать об опасности, также останавливать технологический процесс в случае необходимости. Кроме того, оператор всегда может отключить АСУТП и взять управление в свои руки.
Применение автоматизированных систем необходимо для безопасного и эффективного ведения опасных технологических процессов, ведь человеческий фактор может сыграть в худшую сторону и привести к катастрофе техногенного характера. Безусловно, применение АСУТП уменьшает количество рабочих мест непосредственно на производстве, но также способствует появлению рабочих мест на инженерном уровне. Универсальной системы управления не существует – каждый технологический объект требует индивидуального подхода. А этот индивидуальный подход достигается благодаря человеческому интеллекту.
– По вашему мнению, модернизация технологических процессов, происходящих сейчас в отрасли добычи энергии в России, идет в ногу со временем или нам стоило бы значительно ускорить шаг? Если да, то на кого равняться?
– На мой взгляд, Россия отстает от зарубежных стран в развитии технологий в области автоматизации. По своему опыту могу сказать, что практически на всех крупных предприятиях применяются зарубежные системы. Это и аппаратное обеспечение, и программное. Да, российские системы существуют, но их в основном применяют для небольших задач и на малых предприятиях. Равняться в этом вопросе, наверно, стоит на опыт США, Японии и ряда других стран, ведь именно их системы распространены по всему миру.
– Чем займетесь после окончания аспирантуры? Планируете ли остаться работать в России или станете применять навыки в других странах?
– Я работаю с 2016 года. Мне довелось поработать на нефтеперерабатывающем заводе инженером. Сейчас я инженер в российском филиале зарубежной компании в области автоматизации, работаю по совместительству в научно-исследовательском центре сетевых технологий. После окончания аспирантуры планирую остаться и работать в России, а также заняться преподавательской деятельностью в университете.